Политический июль: предчувствие осенних бурь

0:00
0

В разгар июльской жары пресса внезапно заговорила об осенних бурях.

Уличные акции противников нового Трудового кодекса в Охотном ряду, переросшие в массовые беспорядки, дали Независимой газете повод заявить: “Коммунисты готовятся к осенней революции”. Никогда не отличавшиеся особой изобретательностью левые уже выбросили новый девиз: “Банду Путина под суд!” Как говорится, где-то мы это уже слышали.

Как сообщает НГ, в последнее время проявляющая пристальное внимание к делам и планам коммунистов, в КПРФ пришли к выводу, что путинская политика “попахивает новой гайдаровской революцией”. Собственно революционных “тезисов” семь: Земельный и Трудовой кодексы, реформы: ЖКХ, образования, пенсионная, судебная, а также реформа естественных монополий. Реализация каждого дает левым широкие возможности для привлечения на свою сторону новых сторонников. А между тем, уже и сейчас, по данным социологов, популярность КПРФ выше, чем у поддерживаемого властью “Единства”.

Нет никаких сомнений в том, что при нынешнем составе Госдумы революционные планы власти обязательно сбудутся: несмотря на сопротивление левых, все предложенные правительством законопроекты принимаются в рекордные сроки. Очевидно для всех, что бороться с этим парламентскими методами бесполезно. И потому, как подчеркивает НГ, “чтобы остаться серьезной оппозиционной силой и не прекратиться в политических маргиналов, у коммунистов есть только одна возможность – скандал”. Причем скандал желателен публичный, и не просто “на улице и с дракой”, а “на всю страну – с разгоном Государственной Думы и новыми выборами”.

Стоит заметить, что подобные акции – удовольствие далеко не из дешевых, они требуют весьма солидного источника финансирования. “Видимо, у КПРФ он уже появился”, – многозначительно заключает Независимая газета.

У еженедельника Версия нет сомнений в том, кто больше всех заинтересован в осенних катаклизмах. Статья под названием “План Березовского” рассказывает о том, как бывший олигарх намерен бороться с отвергнувшей его властью.

Как известно, главный ресурс Путина – его сверхвысокий рейтинг. Однако здесь же кроется серьезная опасность: как поясняет Версия, “70 процентов рейтинга – замечательный показатель для выборов и очень опасный волной народного гнева”. Слишком высокое доверие власти основано на слишком больших надеждах, и в этой ситуации роковую роль может сыграть любой неверный шаг, любая ошибка власти.

“Березовский как раз этой осенью и собирается расшатать народное доверие”, – утверждает Версия. В ход может быть пущено все: рост цен, отключения электроэнергии, неспособность власти справиться с нарастающим потоком техногенных катастроф, кризис управления, бесконечные чистки в армии и милиции. Березовский на новом этапе борьбы ставит не на конфликты внутри элиты и политические технологии, он готовится поднять против Путина “обозленный, усталый, потерявший надежду народ”.

Другими словами, осенью ожидается провокация против власти в форме народного бунта. А Путин на провокации поддается, утверждает Версия, основываясь на впечатлениях от саммита в Любляне, когда Джордж Буш, рассыпаясь в похвалах российскому президенту, заставил того “делать резкие заявления и втягиваться в непосильную для России гонку вооружений”.

Наиболее опасным можно считать вариант развития событий, при котором власть попытается подавить возможные беспорядки с помощью силы: “Это действительно будет гражданская война, в которой Путин будет надеяться на верность новых генералов и министров, а Березовский – на озлобленность обиженных старых служак и силу народного бунта”.

Нарисовав эту безрадостную перспективу, главный редактор Версии Рустам Арифджанов подводит итог: “Я не знаю, кто победит, но знаю, что проиграет Россия”. И потому, по его мнению, осенью придется сделать вынужденный выбор – как на президентских выборах 1996-го года – пусть не самый лучший для страны, но единственно возможный. Выглядеть он будет даже не как “Путин или Березовский”, а “Путин или война”. Как считает Арифджанов, речь может идти уже не о внутренних разборках в политической элите, а спасении страны.

Между тем такой знаменитый писатель Василий Аксенов в недавнем интервью газете Время MN высказал о Березовском совершенно иное мнение. С точки зрения Аксенова, российское общество несправедливо к Борису Абрамовичу: “Он колоссальный патриот России”. Чем резко отличается от всех, кто, “нахапав денег” в условиях “вдруг открывшегося в России золотого Клондайка и полного беззакония”, теперь просто наслаждается жизнью. БАБ же, как уверяет Василий Аксенов, в глубине души “просто жаждет… расстаться со всеми своими деньгами”. По мнению “инженера человеческих душ”, Березовскому свойственна “байроническая тяга к самовыражению”: “Он стремится играть роль в духовном и культурном развитии страны, включая и политическое развитие”. Именно этими, несколько иррациональными причинами и объясняет Аксенов все многочисленные политические предприятия Березовского.

Еженедельник Век, отмечая, как и многие издания, нетрадиционный летний рост политической активности коммунистов, также выражает уверенность, что левые таким способом демонстрируют власти свою готовность к не только решительным действиям, но и к гипотетическим думским выборам.

За время путинского правления, как считает Век, коммунисты заметно эволюционировали: “из партии преимущественно государственнического толка, каковой она была в годы ельцинского режима, КПРФ превратилась в социально ориентированную силу”. Эти перемены, впрочем, легко объяснимы самой природой путинской власти, вставшей на позиции патриотизма, прежде монопольно принадлежавшие левым, а также либеральным направлением нынешних реформ.

К тому же сейчас прогноз относительно осеннего роста социальной напряженности, сообщает Век, делают все российские оппозиционеры, независимо от политической ориентации – от Бориса Березовского до лидера “Яблока” Григория Явлинского.

Все же Век считает, что шансы коммунистов предпочтительнее шансов всех других борцов с режимом – в силу их традиционной сплоченности и партийной дисциплины, а также по причине существования разветвленной региональной сети и хорошо отлаженной инфраструктуры.

Однако не все так просто: еженедельник не сомневается, что коммунисты вынашивают гораздо более изощренные планы, нежели прямой протест против радикальных реформ. Путин, который никогда не был “записным антикоммунистом” как Ельцин, окончательно еще не потерял кредит доверия левых. “Коммунисты борются не против президента, а за него – то есть за возможность оказать влияние на выбор стратегического курса развития страны, который, по их мнению, далеко еще не определен”.

Действительно, замечает Век, пока трудно сказать, что президент политически полностью ассоциирует себя с либеральным крылом кабинета и готов оказать ему безусловную поддержку. Напротив, есть предположения, что Путин, предоставляя либералам возможность проведения реформ, в то же время не исключает возможности перехода к иной экономической модели.

Как сообщает журнал Коммерсант-власть, президентом разработана стратегия “трех правительств” для первого срока президентства. Именно поэтому он и не торопится с перестройкой правительства Касьянова, которое якобы признано в принципе нереформируемым, “и его либо надо было уволить еще вчера, либо оставить в том виде, в каком оно есть, до тех пор, пока не появится возможность сформировать принципиально новый кабинет”.

По одной из версий, пишет журнал, нынешнее правительство Путин собирается отправить в отставку весной 2002 года. В конце года текущего касьяновскому кабинету предстоит принять бюджет на будущий год, а затем – “еще и ответить перед согражданами за традиционные российские трудности осенне-зимнего периода”.

Таким образом, у правительства N 2, которое, по версии “Власти”, будет состоять из радикальных экономистов-либералов, будет шанс начать все с чистого листа. Предполагается, что возглавят это второе правительство Александр Волошин и Андрей Илларионов: “волевой глава президентской администрации станет премьером, а нынешний советник президента займет давно опустевшую нишу “Чубайса в экономике времен правительства Черномырдина”, то есть мотора всех революционных преобразований”.

Зато перед президентскими выборами 2004 года, как считает журнал, настанет время правительства N 3 – “центристского, умиротворяющего кабинета, который должен будет прийти на смену радикалам”. В качестве вероятного премьера этого “послезавтрашнего правительства” называют нынешнего главу Счетной палаты Сергея Степашина.

Правда, Власть оговаривает возможность отмены всех этих сценариев в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, и прежде всего – обвала экономики. В этом случае, разумеется, новое правительство может быть сформировано безотлагательно, а далее, как считает журнал, выбор вариантов невелик: “либо экстренное волевое проведение радикальных реформ, либо силовое поддержание плановой госэкономики”. Наиболее романтично настроенные представители правительства предполагают даже возможность гибридного варианта – “силового поддержания либеральных реформ”.

В любом случае, подчеркивает Власть, поддержка Госдумы сегодня позволяет президенту “решать любые политические проблемы, еще недавно казавшиеся неразрешимыми”.

Тем временем, информирует Общая газета, по летней Москве вновь ходят слухи о возможном осеннем роспуске Госдумы. “А как мы знаем из новейшей истории, – замечает газета, – период августовских отпусков обычно заканчивается осенними сюрпризами”.

Судя по всему, президентская администрация надеется существенно укрепить свои позиции в новом парламенте. Однако, предостерегает ОГ, эти надежды могут не оправдаться.

В свое время Владимир Путин стал президентом во многом по причине резкого недовольства общества ельцинским окружением. В этой ситуации новый президент был вынужден создавать новые механизмы власти в обход сложившихся – своего рода “опричнину”. Однако политологи предупреждают, что подобная стратегия может привести к полной потере рычагов управления страной. Отстраненные от принятия государственных решений элиты, в первую очередь региональные могут стать “аккумулятором протестных настроений”, что особенно опасно в условиях кризиса – например, связанного с форсированным проведением “непопулярных и болезненных для населения” либеральных реформ.

Все признаки “размывания того центристского консенсуса, который сложился год назад”, как считает газета, нынче налицо. По данным социологических исследований, 53 процента избирателей сегодня отказывают в доверии любым политическим партиям, в том числе и центристским. Вообще политический центр, по мнению ОГ, должен вызывать у президентской администрации наибольшее беспокойство. Такой ясности предпочтений, как у сторонников левых и правых партий, у центристского электората нет. “Единство”, которое в свое время создавалось как партия протеста средних слоев общества, особенно провинциальных, против засилья сложившихся элит, сегодня, судя по голосованиям в Госдуме, превратилось в ультралиберальное политическое объединение. Своего рода в “спецназ” президентской администрации, автоматически исполняющий решения, принятые “наверху”. Что, разумеется, не способствует укреплению доверия избирателей.

С другой стороны, создание новой политической партии для поддержки президента вряд ли возможно: сегодня такую идею поддерживают всего 25 % россиян, в то время как против высказались 42%. Как считают эксперты, большинство избирателей считает Владимира Путина “надпартийным лидером”, и потому использовать “ресурс президента” для нового партийного строительства, скорее всего, не удастся.

Вместе с тем политологи говорят о существовании “больших, фактически никем не занятых электоральных ниш”, которые могут стать причиной появления новых многолюдных политических образований. “Причем далеко не все из них будут носить умеренный и системный характер”.

Таким образом, подводит итог Общая газета, попытки “партии власти” усилить контроль над Госдумой могут обернуться “поражением идеи формирования устойчивого политического центра”. Более того, в результате может быть открыта дорога “для развития несистемных и неконтролируемых тенденций в политической жизни России”.

Любопытно, что, по мнению одного из идеологов СПС, автора основополагающих партийных документов правых Алексея Кара-Мурзы, президент Путин – не более, чем “чистая функция от политического расклада”. Если правые не сумеют стать по-настоящему сильной партией, глава государства попадет под влияние левых: “Это – логика власти”.

Как известно, за коммунистов голосуют 50 миллионов человек, а СПС даже не сумел выставить единую кандидатуру на президентских выборах – “отсюда и некий, зачастую кажущийся, крен президента влево”. Притом, отмечает Кара-Мурза, что в экономике все же используются идеи и кадры правых.

Если судить по информации, опубликованной газетой Стрингер (находящейся, как утверждают, под контролем “группировки Коржакова”), к следующим президентским выборам кандидат от СПС уже намечен: это нынешний глава РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс.

По данным газеты, свои президентские планы он уже подробно обсудил во время визита в Сиэтл с вице-президентом США Ричардом Чейни. Предполагается, что Чубайс займет “пост” главного политического союзника Путина на подступах к предвыборной кампании 2003-2004 гг., а на выборы выйти уже как самостоятельная политическая фигура”. Избрание же лидером партии Немцова, несмотря на все его амбиции – всего лишь прикрытие этих планов: “Немцов – фигура временная и в политическом смысле безопасная”. Перед выборами на первые роли в СПС выйдет Чубайс, который якобы готов ради этого оставить даже РАО ЕЭС.

По данным Стрингера, расчет Чубайса строится на том, что к 2004 году рейтинг Путина неизбежно рухнет на фоне кризиса энергетики, транспорта и коммунальной системы. Но даже если нынешнему главе РАО ЕЭС не удастся победить, 10-12-процентный результат автоматически сделает его одним из наиболее влиятельных публичных политиков.

К тому же, по сведениям Стрингера, одним лишь Чубайсом число тех, кто уже начал подготовку к предстоящим в 2004 году президентским выборам, не ограничивается. “Штыковую атаку” против президента начала “генеральская группировка” в перманентно реформируемом властью Министерстве обороны. Их кандидатура – “чеченский генерал-герой”, а ныне губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов.

Как известно, нынешний президент пришел к власти на волне античеченских настроений. Поэтому, как считают те, кто стоит за Шамановым, победить Путина можно только “на его же поле национального возрождения России”. Уже сегодня, как утверждает Стрингер, население регионов воспринимает генерала Шаманова как “национал-патриотического лидера, который круче Путина”.

В результате перед кремлевской администрацией была поставлена задача “срочно сбить электоральный рост авторитета Шаманова”. Именно с необходимостью ее решения связано скандальное дело полковника Буданова – любимца Шаманова. Дело это было задумано как показательная порка генералитета”. Однако процесс слишком затянулся, превратившись из конкретного уголовного дела в дело “армии-освободительницы” и головную боль Кремля, который ищет теперь способы закончить его “по-тихому”. Не говоря уж о том, что нашумевшее появление Владимира Шаманова на процесс выглядело как хорошо продуманная PR-акция.

Вообще же, по мнению Стрингера, кандидатуру Шаманова вполне реально раскрутить к выборам 2004 года. Конечно, замечает газета, сама по себе армейская структура вряд ли способна к “тонкой политической игре”. Но “если под Шаманова выстроятся олигархи (придушенные, но все еще сохраняющие политический потенциал), то игра может сложиться”. Итак, еще один вариант, где могут быть востребованы “придушенные олигархи”.

“Похоже, в Кремле не слишком уверены в положительных для г-на Путина результатах следующих президентских выборов”, – делится своими наблюдениями журнал Компания.

Одним из косвенных признаков такой неуверенности журнал считает намерение президента перенести Всероссийскую перепись населения с октября 2002 года на январь 2003-го. Глава президентской администрации Александр Волошин высказался по этому поводу таким образом: “Вызывает сомнение возможность успешного проведения переписи в октябре 2002 года. Перепись может наложиться на избирательную кампанию в Госдуму”

Между тем, как известно, выборы в Госдуму запланированы как раз на конец 2003 года. Таким образом, перепись может “наложиться” на избирательную кампанию только в случае, если Дума будет распущена досрочно – по-видимому, летом 2002-го. По просьбе Компании, ситуацию прокомментировал анонимный “источник в администрации президента”: “С реальным рейтингом президента, да и вообще с настроением толпы сейчас все очень неопределенно. Фиг его знает, кого там выберут – а так, запустив думскую компанию на год раньше, можно получить хороший прогноз. Кого покупать, с кем договариваться”. К тому же, как утверждают специалисты, результаты переписи, обработка которых должна быть завершена в течение полугода после ее проведения – “очень сильный материал для пропагандистских и агитационных кампаний”.

Таким образом, будущие выборы – и парламентские, и президентские – постепенно становятся для политологов и для прессы дежурной темой.

Одновременно выяснилось, что в стране есть человек, знающий, как избежать всех ненужных сложностей, интриг, кипения страстей и колоссальных финансовых затрат, связанных с выборами. И его уж точно все хорошо знают – это Владимир Вольфович Жириновский.

Жириновский – единственный из известных политиков, который уверенно предлагает попросту отменить всеобщие выборы главы государства. “Ибо, – как заявил лидер ЛДПР в интервью газете Россiя, – гражданам тяжело принять правильное политическое решение, находясь под огромным давлением пропаганды, подкупа, запугивания, фальсификации выборов”.

С точки зрения Жириновского, России гораздо больше подошел бы конституционно-монархический режим. Причем глава государства в этом случае будет называться “Верховный Правитель России” или “Царь”. А преемником его в случае необходимости станет вовсе не член его семьи (как при традиционной монархии, о которой кое-кто в России уже мечтал), а назначенный им же государственный меж из числа видных первых людей страны – например, глава правительства или председатель Верховного суда и т.д.

Надо сказать, что идеи Жириновского не столь утопичны, как кажется с первого взгляда. Иногда в его планах проскальзывает что-то знакомое: “Упраздняются все политические партии и организации, отменяются выборы всей вертикали власти и упраздняются такие органы, как Госдума в Центре и Законодательные собрания на местах. Все законодательные акты издаются главой государства в пределах его полномочий в рамках всей страны, а также главами территорий в пределах их полномочий”.

Как всегда у Владимира Вольфовича, трудно понять, что это: идеологический “пробный шар” власти, очередная собственная PR-акция или выстраданные выводы истинного знатока российских нравов: “Партии, парламент, выборы – все это России не подходит, поэтому мы и бедствуем сегодня”. Западная демократия не для нашей страны, утверждает автор: “Россия должна выбрать то, что соответствует ее духу, истории и, естественно, ее потребностям”.

А если и впрямь выберет – найдется ли в ней место для таких, в общем-то, вполне безобидных оракулов, как г-н Жириновский?

P.S. “Политрук” сообщает всем своим конфидентам о начале летних каникул. Следующий сеанс прокладывания светлого пути в замысловатых российских политсоснах начнется 7 августа. До встречи!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ