Россия попалась в буржуйские сети. А может порадуемся?

0:00
0

17 июля компания A.T.Kearney обнародовала ежегодный Global Retail Development Index (GRDI), показывающий привлекательность развивающихся рынков для торговых инвестиций. Как удалось выяснить "Ведомостям", 1-е место в нем заняла Россия. Правда, рассчитывать на массовую экспансию глобальных торговых сетей в Россию не стоит

Итоговая оценка индекса складывается из трех факторов: странового риска, уровня насыщенности рынка (количество площадей современных торговых центров и супермаркетов на 1000 жителей и количество иностранных ритейлоров в стране) и фактора давления времени (скорость насыщения розничного рынка современными торговыми форматами). Оценка ставилась на основе данных Всемирного банка, агентства Euromoney, собственных данных A.T.Kearney.

Результаты Global Retail Development Index (GRDI) за 2002 г. были опубликованы во французском журнале LSA, посвященном торговле, а в широкое распространение результаты исследования поступят сегодня.

Исследование GRDI проводится компанией A.T.Kearney во второй раз. В прошлом году Россия заняла в нем 4-е место, набрав 69 баллов. С тех пор показатели России ощутимо изменились по всем критериям GRDI, но сильнее всего поменялась оценка странового риска. С “негативных” 36 пунктов она поднялась до “нейтрального” 51 пункта. А итоговый показатель страны – 72 балла (на 1 балл больше Словакии). “Серьезное усиление позиций России произошло благодаря тенденциям ускоренного развития цивилизованных форм торговли и снижения страновых рисков. При благоприятных обстоятельствах Россия может оставаться на вершине рейтинга еще несколько лет”, – говорит директор московского офиса A.T.Kearney Р.Корж.

Российский рынок живет в ожидании экспансии западных ритейлоров последние 2-3 года. По данным Jones Lang LaSalle, в конце 2002 г. на 1000 москвичей приходилось лишь 78,9 кв. м площадей торговых центров. Для сравнения: в Берлине и Варшаве – 360,5 кв. м и 441 кв. м соответственно. А из крупных международных ритейлоров в Москве представлены лишь французская “Ашан” и немецкая “Метро”, имеющие по три магазина.

“Россия выходит на 1-е место среди стран с благоприятным инвестиционным климатом. Лет через 10 она действительно станет номером один среди “новых” рынков”, – заявил менеджер направления торговой сети Tengelmann Лютц Шайност.

Большинство российских экспертов с этим согласны. “Россия действительно один из самых привлекательных и очень динамичных рынков, – говорит руководитель проектов компании Roland Berger О.Сагирова. – Однако для сетей, в первую очередь, важны покупательская способность и объем рынка. А в этом Россия еще не может соревноваться с Западной Европой”. По данным Roland Berger, оборот розничного рынка России составил в 2002 г. $102,9 млрд, Германии – $615 млрд, Великобритании – $368 млрд, Франции – $327 млрд.

По мнению аналитика Jones LangLasalle Ю.Никуличевой, вряд ли кто-то из крупных ритейлоров будет принимать решение о начале работы в России, исходя из оценок GRDI. А Эрик Блондо, гендиректор компании “Мосмарт” (ранее он занимал аналогичный пост в московском офисе французской сети Carrefour), предположил, что сначала глобальные ритейлоры постараются максимально использовать потенциал Центральной Европы и Китая. Кстати, последний оказался на 3-м месте в рейтинге A.T.Kearney, набрав 67 баллов.

Действительно, крупные торговые сети, проводящие агрессивную экспансию в Восточной Европе – Carrefour, Ahold, Delhaize le Lion, Lidl & Schwarz и др., – пока не обнародовали свои планы в отношении России. Более активно в российскую торговлю инвестируют компании средней руки, не имеющие большой доли у себя в стране (например, AVA, владеющая гипермаркетом Marktkauf), или непубличные компании, стоимость которых не зависит от выхода на рискованные рынки. Это Auchan Group, турецкая Koc Holding (сеть “Рамстор”), японская компания “Санъэй” (сеть “Станем друзьями”) или индийская Sun Capital Partners, строящая сеть “Помм” в Подмосковье. “Данные GRDI убедят их в правильности прихода в Россию”, – считает гендиректор компании MR & D Consulting В.Михайлова.

Развитие сетевых супермаркетов продолжается: по данным исследовательской компании Business Analytica, за 2002 г. Их стало больше на 50%. По разным экспертным оценкам, доля сетевых магазинов в объеме розничной продовольственной торговли составляет 12-14%

Сетевым компаниям проще не только сократить издержки, но и обеспечить хороший ассортимент и оптимальные цены. Подавляющее большинство крупнейших сетевых операторов – российские торговые компании.

Холдинг "Марта", владеющий генеральной франшизой Spar в московском регионе (об объединении розничных сетей Spar Retail и холдинга "Марта" было объявлено две недели назад), покупает за $20 млн розничную сеть "Столица"

В 2004 г. вывеска Spar появится на 6 магазинах сети “Столица-Север”. Покупка “Столицы” сразу выводит Spar в десятку крупнейших сетей Москвы по площадям и на 7-8-е место по месячному обороту.

"О своих планах экспансии в Екатеринбург заявили на международном торговом форуме, прошедшем в Москве, представители торговых сетей "Пятерочка", "Ashan" и "Metro",- сообщил заместитель генерального директора по развитию торговой сети 000 "Комбинат мясной "Екатеринбургский" А. Трунилин

“Пятерочка” намерена начать работу этом году, французская торговая сеть “Ashan” запланировала приход в Екатеринбург на начало 2004 года, а международная сеть “Metro” – на 2005 год. Другие иностранные торговые сети, в частности, германские и финские, пока таких намерений не высказывают. Так, представители сети “Калинка-Stockmann” финской компании “Stockmann” не планируют приход на Урал на период до 2010 года.

Как сообщил г-н Трунилин, “Ashan” намерена работать на торговых площадях 20 тыс. кв.м. Стоит отметить, что в других регионах работа торговых сетей не всегда успешна. “Ashan” месяц назад продала свой лучший магазин в Италии. “Пятерочка” же, по информации А.Трунилина, столкнулась с проблемами при реализации своих проектов в Москве, Перми и Челябинске. По его мнению, основная проблема торговых сетей – кадры. Проводя экспансию, они могут направить своих сотрудников в регион не более чем на полгода, а затем управление надо передавать местным менеджерам. Так, “Пятерочка”, готовя себе местную управленческую команду в Екатеринбурге, перекупила у торговой сети “Купец” 8 управляющих, установив им оклады в 3-5 раз выше. Низкие цены “Пятерочки” определяются торговой политикой компании: сеть закупает продукцию у поставщиков по более низким ценам, компенсируя им падение прибыли возможностью реализовать продукцию по всей торговой сети, включая Москву и Санкт-Петербург. ЕМК отказался поставлять “Пятерочке” свою продукцию, так как предложенные торговой сетью закупочные цены оказались ниже уровня рентабельности мясокомбината. Продукция ЕМК появится в “Пятерочке” только в том случае, если та согласится с ценами, установленными комбинатом. Сам ЕМК, по словам генерального директора мясокомбината А.Рябина, развивает фирменную торговую сеть по двум форматам: супермаркеты “ЕМКа” и “мясные лавки”.

Сеть универсамов "Патэрсон" занялась собственным имиджем, перед тем как усилить экспансию в регионы

В плане рекламной кампании универсама – создание рекламного ролика для трансляции по телевидению, размещение наружной рекламы, BTL-мероприятия. Кампания рассчитана на период 2003-2004 годов, ее начало запланировано на сентябрь 2003 года – “осенний” старт деловой активности во всех сферах бизнеса. Как заявил председатель совета директоров сети А.Мауергауз, решение провести подобный тендер возникло из-за того, что бренд компании оказался размыт. В настоящий момент происходит перепозиционирование сети универсамов по ценовому сегменту от “среднего минус” и “среднего” к “среднему” и “среднему плюс”. Перепозиционирование происходит мягко. Меняется ассортиментная политика, совершенствуется качество обслуживания. В настоящий момент инвестируется будущее.

Что касается имиджевого позиционирования, то “Патэрсон” – это “универсам для всей семьи”. Мы активно осваиваем следующие форматы торговли: “универсам рядом с домом” и “универсам в торговом центре”.

Одной из своих основных задач “Патэрсон” считает занятие лидирующего положения на рынке торговых услуг России через продвижение на региональные рынки.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ