Что едим, как едим, куда едем…

0:00
0

Красители и консерванты, используемые пищевой промышленностью, могут негативно влиять на настроение и поведение детей. К такому выводу пришли английские ученые из исследовательского центра по изучению астмы и аллергии

Речь о так называемом синдроме гиперактивности. Заболевание это своеобразное – видимых изменений мозга при нем нет. Но вот его функционирование нарушается весьма ощутимо. Дети с таким синдромом становятся просто неуправляемыми. Они как будто не слышат ни родителей, ни педагогов, ни сверстников. И, естественно, не реагируют на них, живя в бешеном и бестолковом ритме. Все это сопровождается немотивированными приступами неадекватного поведения, которые часто сопровождаются агрессией. Будучи очень моторными – неусидчивыми, подвижными, капризными, они изводят учителей и друзей. Все эти симптомы часто начинаются в раннем детстве. Но главные проблемы возникают, когда ребенок идет в школу. Им труднее учиться, у них обычно жуткий почерк, неправильная речь. Они не могут сосредоточиться на учебе.

К подростковому возрасту гиперактивность нередки уходит, но неспособность к вручению обычно сохраняется. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни. Психологи обнаруживают у них склонность к асоциальным действиям и другим расстройствам настроения. По разным данным гиперактивность встречается у 2-20% школьников. Такой разброс понятен: не всем активным детям хочется “пришивать” почти психиатрический диагноз.

Врачи изучали влияние нескольких искусственных пищевых красителей и одного консерванта на гиперактивность детей по заказу английского правительства. И что очень важно, правительство признало результаты исследования объективными. Такое случилось впервые. До этого медики, родители и общественные организации тоже обвиняли пищевые добавки в способности провоцировать гиперактивность у детей. Но правительственные органы всегда держали сторону производителей питания, которые ссылались на недостаточность научных данных по этому вопросу. Согласитесь, такая презумпция невиновности “пищевых добавок” выглядит весьма странной: вину их должны доказывать потребители, а в это время производители подобных продуктов будут травить пищевыми добавками весь мир, включая и детей. Дело в том, что существующая система регистрации добавок явно недостаточно изучает их безопасность. А в отношении того, что они могут стимулировать гиперактивность у детей, вообще никаких испытаний не проводится.

Запрет на многие добавки приведет к огромным потерям в пищевой промышленности, и агрессивная политика пищевиков в общем понятна. Есть своя логика и в позиции правительств, традиционно их поддерживающих: вред от добавок редко бывает сиюминутным, обычно он подобен долгосрочным “перспективам”. И разбираться с ним придется не работающим правительствам, а уже следующим поколениям чиновников.

Исследователи полагают, что, если подозреваемые добавки убрать из продуктов, это состояние будет встречаться в три раза реже. Кстати, от этого была бы не только психиатрическая польза. Многие из “гиперактивных” добавок вызывают аллергические и подобные им реакции. Вот список этих “героев”, чьи имена начинаются на букву “Е”: красители – Е102 (Тартразин), Е110 (Желтый закат), Е122 (Кармуазин), Е124 (Понсо 4R) и консервант Е211 (Бензоат натрия). Применяются они все очень широко и в самых разных продуктах. Пользуясь этим списком, вы можете попробовать подобрать для своего ребенка питание, которое не будет способствовать гиперактивности. Но поверьте, это будет непросто. Достаточно привести только один факт: почти все газировки содержат бензоат натрия.

Чтобы понять масштабы экспансии “гиперактивных” добавок в детские продукты, приведем данные исследований, проведенных в Великобритании фирмой Oiganix. Красители использовались в 78% детских десертов, в 42% детских молочных коктейлей, 93% детских конфет, 18% батончиков-мюсли, 24% детских сыров, 23% детских завтраков, 14% сухофруктов, 41% напитков для детей, 32% чипсов и прочих несладких снеков. Думается, в России таких продуктов не меньше.

Отечественные производители снеков резко нарастили объемы продаж

Российские производители чипсов и других снеков медленно, но уверенно отвоевывают долю рынка у иностранных компаний. Окончательные данные по этому сегменту за прошедший год еще не подведены, однако уже сейчас аналитики отмечают не только значительный (30-40% – 114 тыс. т или 700 млн долл.) рост рынка, но и активность наших компаний. Если в 2000 году соотношение произведенных в России и ввезенных соленых снеков составляло соответственно 48% и 52%, то в 2001 году на местных производителей пришлось более двух третей рынка.

Мониторинг, проведенный компанией ACNielsen, показывает, что картофельные чипсы занимают 45% рынка. А наиболее популярны у российских покупателей чипсы из натурального картофеля (не “пеллетные” на мучной основе), на которые приходится 88% продаж. По мнению аналитиков, российский рынок соленых закусок чрезвычайно быстро развивается. Правда, пока в России на душу населения приходится около 250 граммов чипсов в год. Эта цифра относительно европейских стран достаточно невелика: британцы, например, съедают 5,5 кг.

Российские производители по-разному оценивают причины своего роста продаж. Менеджеры холдинга “Хэппилэнд” (который недавно в дополнение к слабоалкогольным напиткам начал выпускать сухарики и чипсы под маркой “Трофи”) отмечают, что цена их чипсов составляет в среднем шесть рублей, тогда как 30-граммовая упаковка картофельных чипсов зарубежных марок составляет 8-9 рублей. А заместитель генерального директора “Русской снековой компании” Андрей Хомутянский увеличение продаж связывает прежде всего с выводом нового продукта – “Хрустящий картофель в ломтиках”, производство которого началось с июня 2002 года. “Мы возродили качественный “советский” брэнд, – отмечает г-н Хомутянский, – и поскольку большая часть потребителей хорошо помнит “Хрустящий картофель” с изображением девочки на упаковке, продукт пользуется высоким спросом даже в крупных московских розничных сетях”.

Но, несмотря на оптимистичные прогнозы, аналитики все же отмечают значительные недоработки снековых компаний. “Поскольку это импульсная покупка, как любая газировка, к примеру, – отмечает аналитик UFG Алексей Кривошапко, – человек принимает решение, находясь прямо на месте покупки. Следовательно, здесь очень важна коммуникация с потребителем и так называемый brand massage. А у всех русских компаний с этим очень плохо. На этом рынке так: либо вы вкладываете несколько миллионов долларов в рекламу, и тогда у вас есть шансы стать лидером, либо вы просто продаете по низким ценам”.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ