Крупнейшие российские предприятия приняли участие в выставке продуктов питания "Зеленая неделя"
В Германии проводится примерно две трети из почти 150 организуемых в мире специализированных ярмарок. В этом году “Зеленая неделя”, специализированная ярмарка экологически чистых продуктов пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства, займет всю территорию выставочного комплекса Мессе Берлин, а это более 150000 кв. м экспозиционных площадей.
Россия впервые приняла участие в ярмарке в 1996 году, и представлена она тогда была стендом питерского ЗАО “Всемирная ярмарка “Российский фермер”.
В 2003 году впервые московские предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности будут выступать не в рамках специализированные экспозиций, а самостоятельным разделом под началом правительства Москвы. Департамент продовольственных ресурсов столицы внимательно проанализировал итоги прошлогодней ярмарки, и в результате было принято решение выставить в экспозиции продукцию около двадцати московских предприятий. Причем гости выставки смогут не только посмотреть ее, но и продегустировать. У берлинцев будет уникальная возможность полакомиться кондитерской продукцией ОАО “Красный Октябрь” и фабрики “Рот Фронт”, молочными продуктами ОАО “Вимм-Билль-Данн” и так любимыми немцами шпиком и колбасными изделиями Микояновского мясокомбината, с горчицей и майонезом, произведенными в АП “Икма”. Ну и конечно же, российской водкой от “Кристалла”, “Урожая” и Московского винно-коньячного завода “КиН”. Соленые огурчики и квашеную капусту им предложит “Вегетта”. На десерт взрослые и дети смогут угоститься мороженым “Торгового дома “Рамзай”. Алкогольные напитки и кондитерские изделия из России уже давно заняли свою нишу на продовольственном рынке Европы, их высокое качество и отменные вкусовые свойства в особой рекламе не нуждаются. Продвижение на прилавки европейских магазинов отечественных мясомолочных и плодоовощных продуктов – одна из главных задач российских участников ярмарки.
Возможности же для этого сейчас есть уникальные, надо лишь умело ими воспользоваться. Вопрос качества поставляемой на прилавки продукции вызывает серьезные сомнения. Все большим спросом пользуются экологически чистые и безопасные для здоровья дорогостоящие продукты. И здесь у России явно выигрышная позиция.
По оценкам российского Министерства сельского хозяйства в РФ около 80% выпускаемой продовольственной продукции соответствует высшим критериям экологической чистоты, принятым на Западе. По признанию же министра защиты прав потребителя, продовольствия и сельского хозяйства Германий Р.Кюнаст, достижение страной в ближайшие годы даже двадцатипроцентного рубежа качества продуктов по высшему критерию будет значительным успехом. Вот в эту “качественную” нишу и должен вписаться российский производитель.
Можно с уверенностью сказать, что вопрос качества потребляемых людьми продуктов питания станет одним из главных и на ставшем уже органичной частью ярмарки форуме “Восток – Запад”. Ведь от правильной выработки стратегии развития сельскохозяйственного производства и межгосударственного сотрудничества, с учетом реально складывающейся обстановки зависит качество жизни жителей всей Европы.
Но не только задачу увеличения экспорта продукции столичных предприятий будут решать в ходе ярмарки представители московского правительства. Не менее важная цель – привлечение средств иностранных инвесторов для реализации Программы развития оптовой торговли продовольствием в Москве на 2002 – 2004 годы. Она предусматривает формирование эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения продовольствия на основе реформирования существующего оптового звена городской торговли. И точек приложения для установления партнерских отношений с зарубежными инвесторами в программе предостаточно, ведь на долю Москвы приходится порядка 40% всего оптового товарооборота страны. Причем в целях привлечения средств со стороны, московское правительство предоставляет целый ряд льгот потенциальным инвесторам и партнерам.
Самое же главное, что речь может идти не только о крупных западных компаниях, но и средних, и даже малых. Новый столичный оптовый рынок будет представлять собой двухуровневую систему – городского и территориального уровней. Весь крупный опт будут обеспечивать общегородские структуры, а вот движение товаров в звене “мелкий опт – розница” обеспечат территориальные операторы и инфраструктуры. То есть уровень окружной и муниципальный, которому проще иметь дело со средним и малым зарубежным капиталом.
Именно стремлением разъяснить потенциальным зарубежным партнерам положения принятой правительством программы реформирования продовольственного рынка Москвы вызвано участие в этом году в “Зеленой неделе” таких крупных оптовых предприятий столицы, как ОАО “Садко”, агропромышленного предприятия “Икма”, аграрно-промышленного комплекса “Михайловский”. Показать масштабность поставленных задач, перспективность выработанной линии, быструю окупаемость вкладываемых в реформу средств, разъяснить порядок предоставления льгот – суперзадача, стоящая перед московскими участниками берлинского форума.
Надеются москвичи и на дальнейшее развитие двусторонних отношений между столицами России и Германии. Подписанный в 1991 году Договор о дружбе и партнерских связях между Москвой и Берлином постоянно наполняется конкретным содержанием за счет установления и развития взаимовыгодных прямых связей между однопрофильными органами власти, предприятиями и учреждениями двух столиц. За прошедшие годы создана прочная юридическая база двусторонних отношений, в развитие договора подписано 27 соглашений, договоров и других документов о сотрудничестве.
Один из лидеров российского рынка каши – "Быстров" – выходит на рынок Германии
Сертификат, позволяющий начать реализацию продукции на территории Германии, компания получила еще в июне. Dr. Bistroff (именно под этой маркой будет продаваться продукция) будут продавать через 1800 торговых точек по всей ФРГ. На территории Германии проживают 3,5 млн. бывших граждан России и стран СНГ, которые, по расчетам специалистов российской фирмы, в основном и будут потреблять такую кашу. Этот шаг также позволит облегчить дальнейшее продвижение продукции и в других странах. Уже начаты переговоры с розничной сетью Metro о поставках каши “Быстров” в страны Центральной и Восточной Европы.
Прогнозы по состоянию рынка продовольствия на 2003 год выглядят оптимистично
– В уходящем году мы впервые за 10 лет наблюдали ярко выраженную положительную динамику рынка мяса и мясных продуктов, – рассказывает директор Института аграрного маркетинга Е.Тюрина. – Производство выросло на 9%, улучшилась структура рынка: значительно выросло (на 12%) потребление свинины. Предпочтения потребителей смещаются в сторону качественных изделий из мяса: деликатесных продуктов и полуфабрикатов. Эти тенденции сохранятся и в будущем году.
Эксперты предполагают, что в 2003 году нас ждет 15-20%-ный рост цен на качественные мясопродукты, связано это с отменой субсидий на производство мяса в Европе, введением квот на импорт мяса.
– Рынок молока в этом году был весьма стабильным, – продолжает Е.Тюрина. – Ничто не предвещает роста цен, производительность молочных хозяйств растет, соответственно и себестоимость молочной продукции будет уменьшаться.
Благоприятный прогноз по ценам на сахар и хлеб. “В этом году увеличилась доля муки высшего качества – она составила более 50% потребления”, – отмечает Е.Тюрина.
Эксперты считают, что до июня 2003 года оснований для повышения цен на зерно нет. Зато водка, которая делается все из того же зерна, заметно скакнет в цене – здесь ожидают 20-процентный рост, причем уже в первом полугодии. И, как обычно, дело тут не в цене сырья, ведь стоимость бутылки почти целиком состоит из акцизов. Повышение акцизов вызовет подорожание и другого народного напитка. Как сообщили нам в Союзе российских пивоваров, в следующем году бутылка пива прибавит в цене 15-20%.
Удачи и приятного аппетита!