Анонимки на "Марсе" против русской "Арабики". Чья возьмет?

0:00
0

На Всероссийской межотраслевой выставке отечественных товаров "Покупайте российское" награду "Золотой Сирин" получила "Московская кофейня на паяхъ" – за сублимированный растворимый кофе "Арабика". По утверждению экспертов, предприятию удалось "превратить" исконно и традиционно импортный продукт в "отечественный", сделать его качественным и доступным

“Московская кофейня на паях” производит самый элитный вид растворимого кофе, который готовится не с помощью выпаривания, а методом “холодной обработки” – так называемым “фриз-драй”. Кофейный экстракт подвергают быстрой глубокой заморозке до минус 40-50 градусов. Полученный “кусок льда” дробят и в вакуумной установке удаляют воду.

Сублимированный кофе легко отличить от других даже по виду: его кристаллы значительно светлее, чем порошок или гранулы. При этом, по словам технологов, этот кофе полностью сохраняет качество исходного сырья. Производители, использующие этот способ получения растворимого кофе, покупают, как правило, самые качественные кофейные зерна, что объясняется высокой стоимостью технологии. В приготовлении сублимированного кофе не используется шелуха, мякоть кофейной ягоды, а также посторонние добавки, которые можно обнаружить в порошковом растворимом кофе.

Другими словами, этот продукт мало чем отличается от натурального кофе, он сохраняет его вкус и аромат.

Новый ГОСТ на растворимый кофе вступит в силу с 1 января 2003 года, сообщил исполнительный директор Организации производителей кофе в России Алексей Поповичев

По его словам, ГОСТ, подписанный еще в марте этого года, был разработан сотрудниками НИИ пищеконцентратной и специальной пищевой технологии по заказу Организации производителей кофе в России, в которую входят такие компании, как Nestle, Kraft Jacobs, Tchibo, Paulig, Sara Lee Export и “Монтана кофе”. “Новый ГОСТ адаптирован к европейским стандартам производства растворимого кофе, в частности, в него включены нормы по производству гранулированного и сублимированного (freeze dried) кофе, которых в старом ГОСТе не было”, – отметил А.Поповичев.

Объем российского рынка растворимого кофе составляет 50-65 тыс. т в год, кофейных смесей – около 25 тыс. т, натурального кофе – около 15 тыс. т. На одного россиянина в год приходится не более 700 г кофе, тогда как в Финляндии, к примеру, этот показатель достигает 9 кг.

По разным оценкам, отечественным собственникам принадлежит от 20 до 35% шоколадного рынка. Остальной объем контролируют иностранцы, вложившие капитал в производство в России

Сегодня средний россиянин ест шоколада около 2,5 кг в год. Почти вдвое меньше, чем при советской власти, и на треть меньше, чем до кризиса 1998 г. Для сравнения: немец поедает 10 кг, швейцарец – 12. Возможно, по физиологическим параметрам многовато: наблюдатели отмечают стабилизацию уровня спроса на шоколад на Западе и даже тенденцию к падению. Потребители стали настороженно относиться к высококалорийным, жирным продуктам с большим содержанием сахара, к коим, безусловно, относится шоколад. Так, прибыль компании “Марс” в 2001 г. упала с 2 млрд. долл. до 1,9 млрд. Нашему шоколадному рынку до предела насыщения еще далеко, и мировые лидеры делают все, чтобы уже сейчас “застолбить” территорию. Самой первой в 1991 г. в Россию пришла частная американская компания “Марс”. До 1995 г. “марсы”, “сникерсы” и “баунти” ввозились к нам из Восточной Европы, теперь производятся на двух фабриках в подмосковном Ступине. Примерно тем же путем шла британская “Кэдбери”. С 1992 по 1997 г. мы покупали “пикники” и “виспы”, произведенные в Европе, сегодня шоколадки выпускаются в городе Чудово Новгородской области. Главного игрока отрасли -швейцарскую компанию “Нестле” (контролирует 60% мирового шоколадного рынка) мы заинтересовали несколько позже – в 1995 г. “Нестле” купила контрольный пакет акций самарского предприятия “Кондитерское объединение “Россия” и сделала брэнд “Россия” одним из лидеров продаж в сегменте плиточного шоколада (другой лидер – “Альпен гольд”).

Нельзя не упомянуть еще об одном крупном операторе. В июле 1997 г. германская компания “Штольверк” открыла фабрику в Покрове Владимирской области, купив местный цех мощностью в две производственные линии. По словам бывшего гендиректора “Штольверк Рус” В.Фомичева, частный владелец “Штольверка” инвестировал в производство, дистрибуцию и рекламу изделий марки “Покров” и брэнда “Альпен гольд” от 35 до 60 млн долл. в год примерно с 20-процентной прибылью, вчетверо увеличил производственные мощности. Год назад он продал свой бизнес в России, а также в Польше и Венгрии, американской компании “Крафт Фудс”, входящей в корпорацию “Филип Моррис”. Сумма сделки составила всего 150 млн долл. В октябре 2002 г. процесс интеграции был закончен. Теперь “Крафт Фудс” представлен в России не только чипсами и кофе, но и шоколадом. (Другие шоколадные брэнды “Крафта”, такие как “Моцарт”, “Таблерон”, “Милка”, будут по-прежнему экспортироваться.)

Для менеджмента и рядового персонала фабрики в Покрове данный процесс прошел бескровно: все остались на своих местах. Вадим Фомичев теперь является гендиректором “Крафт Фудс Рус”. Однако это скорее исключение, чем правило. В подтверждение этому эксперты и журналисты в последнее время все чаще применяют словосочетание “шоколадная война”.

“Любое изменение структуры рынка сопровождается конфликтами, – говорит А.Иванов, аналитик инвестиционной компании “Тройка-Диалог”. – Растет конкуренция по цене и качеству, по популярности брэндов. Такая “война” постоянна и бесконечна”. У ее нынешнего этапа есть особенность – наиболее агрессивными противниками оказались сами россияне.

Весной этого года российская государственная инвестиционная компания “Госинкор-холдинг” объединила в своих руках контрольные пакеты акций “Красного Октября” и “Рот Фронта”. Компания создавалась в 1993 г., своей целью декларировала “страхование политических рисков”, на потребительском рынке замечена не была. Теперь “Госинкор” превратился в прямого инвестора, который покупает бизнес и проводит “предпродажную подготовку”. “Для того чтобы подготовить холдинг к перепродаже, “Госинкору” потребуется 4-6 лет, – предполагает А.Иванов. – Покупателем скорее всего станет кто-нибудь из тех, кто пока присутствует на российском рынке лишь в качестве экспортера или не присутствует вовсе. Второй вариант – холдинг станет крупной компанией с оборотом, допустим, 300 млн долл. в год, сможет выйти на фондовый рынок и продать достаточно большие доли портфельным инвесторам”.

Каковы бы ни были планы “Госинкора”, ему никак не удается решить главную на сегодняшний день проблему – приобретение концерна “Бабаевский”. Дело дошло до суда со всеми вытекающими последствиями в – виде судебных приставов и битвами за кресло между новым и старым директором. А в эти дни прокуратура ЦАО Москвы рассматривает иск “Госинкора” к “Бабаевскому” подозреваемому в фальсификации шоколада марки “Рот Фронт”. Если концерн все-таки сдастся, под контролем российского холдинга окажется 20% шоколадного рынка, и он станет вторым после “Нестле” крупнейшим игроком.

В самое ближайшее время аналитики прогнозируют всплеск активности крупных производителей в регионах. “Главным фактором роста продаж будет покупка конкурентов, – утверждает А.Иванов. – Причем мелкие региональные компании станут поглощаться в первую очередь российскими, а не западными инвесторами. Российский инвестор покупает несколько региональных компаний, оптимизирует систему управления и производства, а потом продает бизнес тому же “Нестле” или другому иностранному игроку. Для иностранных компаний в России серьезной проблемой остается наладить отношения с местными властями”.

У каждой иностранной компании свои проблемы. Так, месяц назад депутаты города Чудово постановили отменить часть налоговых льгот фабрики “Кэдбери”. И это несмотря на то, что 600 жителей райцентра, работающих на фабрике, получают зарплату выше средней по области. Депутаты требуют от инвестора построить в городе спортивно-оздоровительный комплекс в обмен на продолжение налоговых каникул

В Покрове тоже не все в порядке. “Вроде, мы должны только радоваться: из 6 тыс. работоспособного населения около 1000 работают на фабрике, – говорит мэр города В.Рогов. – Покров никогда не был дотационным, а с приходом фабрики стал супердонором. Город ежегодно выплачивает около 500 млн руб. налогов, из них фабрика – 270 млн. Из-за этого нам теперь оставляют лишь 10% налоговых поступлений. На деньги Покрова живет весь Петушинский район. В долларовом выражении раньше городу доставалось больше в несколько раз”.

Ропщут и на “Марсе”. Крупнейший работодатель Подмосковья (около 1200 работающих на ступинских фабриках, а вместе с предприятиями-смежниками – до 10 тыс.) с властью не конфликтует. Но персонал фабрик никак не может привыкнуть ко многим нездешним обычаям. Например, к тому, что всем сотрудникам периодически приходится зачитывать наизусть “пять принципов корпорации”, к настенным кармашкам для анонимок или к пафосным массовым мероприятиям.

О причинах самого главного, фонового, конфликта отрасли -между российским и иностранным капиталом – говорит А.Иванов: “Во-первых, западные компании изначально закладывают меньший доход от вложенного капитала. Во-вторых, рекламные и маркетинговые бюджеты просто несопоставимы. Наконец, у иностранных и российских инвесторов разные стратегические задачи. Ради того, чтобы получить как можно большую долю формирующегося рынка, иностранцы готовы пожертвовать сиюминутными прибылями. Российские же компании вынуждены развиваться за счет дорогих кредитов и не могут позволить себе работать в убыток”.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ