Хрустящий картофель безвреднее чипсов? А по количеству пряников на душу населения мы впереди Америки всей!

0:00
0

Канцерогены в американских чипсах

Популярные в США марки чипсов и картофеля-фри содержат в большой концентрации вещество, ведущее к заболеванию раком. Таковы опубликованные в стране данные федерального исследования. На это вещество – акриламид – недавно обратили внимание шведские ученые, обнаружившие его в углеродосодержащих продуктах, подвергшихся интенсивной термообработке. После того, как результаты исследования были подтверждены в нескольких европейских странах, американский Минздрав провел аналогичные тесты и в США. Неожиданным результатом проверки оказалась большая концентрация акриламида даже в продуктах одного брэнда. Исследователи пока затрудняются дать окончательное заключение. По их мнению, концентрация вредного вещества в продукте зависит от конкретной партии сырья. В целом ученые подчеркивают, что проведенные тесты – предварительные, а окончательные результаты появятся после длительных и глубоких исследований.

Отечественное сельское хозяйство дает основание для патриотизма: статистика доказывает, что в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства Россия однозначно в числе лидеров

Как любили когда-то говорить, хлеб – всему голова. России принадлежит почти 10% мировых посевных площадей пшеницы – здесь мы на третьем месте в мире, опережая США. С этих площадей снимается 8% мирового урожая пшеницы, что выводит нас на четвертое место в соответствующем списке. Правда, среди лидеров мы выделяемся самой низкой урожайностью (Китай – 3832 кг с гектара, Индия – 2738 кг, США – 2710 кг, Россия – 2242 кг), но это можно оправдать климатическими условиями.

А вот по посевам ржи Россия является чемпионом мира (35% посевных площадей). Приятно отметить, что тут мы опережаем и США, и Китай. Собираемые с этих полей 26% мирового урожая ржи дают нам еще одно чемпионское звание. Увы, с урожайностью не все в порядке и здесь (Россия – 1765 кг с гектара, Польша – 2460 кг, Германия – 6167 кг, Белоруссия – 1875 кг, Украина – 1899 кг).

Другой предмет нашей сельскохозяйственной гордости – подсолнечник. Россия производит 10% мирового подсолнечного масла и занимает по этому показателю второе место в мире, уступая лишь Аргентине. Правда, отрыв – более чем двукратный. Некоторые странности творятся в сфере международной торговли этим продуктом. Второй по величине мировой производитель одновременно является третьим по значимости импортером (после Индии и Алжира), закупая за рубежом 279 тыс. т подсолнечного масла в год. На экспорт же российское масло уходит в количестве всего лишь 90 тыс. т в год (против аргентинских 1663 тыс. т).

Второе место в мире Россия занимает также по картофелю. 10% мировой картошки – наши! Из российской земли выкапывается ежегодно 32,3 млн т этих клубней. Показатель мирового лидера – Китая примерно вдвое больше. Однако надо заметить, что совершенно непонятно, насколько точно учитывает статистика картофель, растущий на приусадебных участках россиян. Как бы то ни было, похоже, что, как и в случае с подсолнечным маслом, тут действует принцип “российское – для россиян”. Экспорт нашей картошки смехотворен – 20 тыс. т в год. Для сравнения: некоторые страны-производители продают за рубеж чуть ли не половину урожая. Импортирует же Россия 500 тыс. т картофеля ежегодно. В мире – девять стран с более высокими объемами такого импорта (главная среди них – Великобритания – ежегодно закупает 1, 5 млн т картофеля).

По сахару у России опять же первое место. Только среди покупателей, а не производителей. Годовые закупки составляют 4, 62 млн т. У США, второго по значимости импортера, – 1, 72 млн т. Дело тут, видимо, в том, что наша сахарная свекла не может составить достойную конкуренцию чужому сахарному тростнику. В результате по производству сахара мы держим 23-е место в мире. Мировой лидер – Бразилия делает из своего тростника на порядок больше сахара, чем мы из нашей свеклы. С Бразилией понятно, но вот как-то сложно себе представить плантации сахарного тростника во Франции и в Германии, занимающих соответственно восьмое и девятое места в мировом рейтинге сахарных производителей.

В списке знатных томатоводов Россия занимает “несчастливое” 13-е место с более чем десятикратным отрывом от лидера – Китая. Столь серьезное отставание частично компенсируется за счет импорта. В рационе среднестатистического россиянина на каждые три отечественных томата приходится один импортный.

От огорода перейдем к саду. С фруктами в России дела обстоят примерно так же, как с сахаром. То есть 23-е место в мире. Без учета винограда, перерабатываемого на вино (тот, что употребляют непосредственно в пищу, относят к фруктам), Россия собирает за год примерно 2, 8 млн т фруктов. Мировой лидер – Китай – примерно в 20 раз больше. Об экспорте российских фруктов говорить ни к чему, слишком уж он мал. Что касается импортных плодов, то их в России несколько меньше, чем собственных. Впрочем, в рейтинге главных импортеров фруктов мы попали в довольно солидную компанию, в основном состоящую из промышленно развитых стран Запада. Да и десятое место рейтинга делим не с кем-нибудь, а с Италией.

Как одной из самых курящих стран мира, России имело бы смысл уделять больше внимания табаководству. В списке из 125 стран, занимающихся возделыванием табака, она занимает лишь 85-е место по посевным площадям, а по собранному табачному листу – и вовсе 92-е.

Теперь о животноводстве. В настоящее время Россия занимает третье место в мировом рейтинге надоев молока, но преодолеть разрыв с лидерами – Индией и США в обозримом будущем не представляется возможным. Поскольку этот разрыв больше, чем весь объем российского молочного производства. Как экспорт молока, так и его импорт в России измеряются не очень значительными цифрами.

Российские куры уступают нашим коровам в способности противостоять зарубежным соперницам. По производству яиц наша страна занимает сейчас четвертое место в мире. Но если отечественные коровы дают каждый 20-й литр молока в мире, то лишь каждое 33-е мировое яйцо снесено нашими курами. Экспортом яиц Россия особо не занимается, в импортных, видимо, тоже не очень-то нуждается. Правда, надо отметить, что по поголовью кур наша страна занимает не четвертое место в мире, а только седьмое.

Российские рыболовы входят в первую десятку мировой табели о рангах. Каждая 50-я пресноводная рыбка из выловленных во всем мире – жительница России. По добыче пресноводной рыбы Россия является европейским лидером, а в мире уступает только нескольким азиатским странам и США. Из десяти пойманных в российской пресной воде рыб одна отправляется на экспорт. Импорт в этой категории так мал, что дает понять – пресноводной рыбы нам и своей хватает.

В морских водоемах доля нашей страны – 3% мировой добычи морской рыбы и морепродуктов. По этому показателю мы уступаем только семи странам мира, в том числе Китаю. На экспорт идет чуть меньше трети полученного – 1, 3 млн из 4, 2 млн т. Впрочем, это почти компенсируется довольно мощным импортом – 1,1 млн т.

Российский кондитерский рынок продолжает расти

“Шоколадный” сегмент кондитерского рынка сейчас находится в относительном покое. Аналитики полагают, что кардинальных изменений в ближайшее время здесь не будет. Производство наращивает обороты, но растет и спрос. На рынке появляется все больше мелких региональных производителей, которые чаще всего занимают низшие ценовые ниши.

Россия не относится к крупнейшим потребителям и производителям шоколада. По данным агентства AC Nielsеn, в США ежегодно потребляется около 1,5 млн т шоколада. В России в этом году будет съедено всего 425-430 т. Житель Западной Европы потребляет 2,8 кг шоколадных конфет в год, а средний россиянин – всего 504 грамма.

Однако российский “шоколадный” рынок постоянно растет. Эксперты AC Nielsen считают, что в этом году россияне потратят на изделия из какао-бобов около $1,9 млрд против $1,6 млрд в прошлом году. Агентство дает весьма оптимистичный прогноз развития отрасли. По его данным, в этом году рост рынка в натуральном выражении составит 21%, а в следующем – 16%. Прогнозы самих участников рынка гораздо скромнее: около 10% в этом году и 5-6% – в следующем.

“Люди стали тратить больше денег на покупку шоколада. Спрос сейчас находится на уровне 1997 года. Правда, цены сейчас примерно на 30% ниже, чем были тогда. В 2002 году этот разрыв будет составлять уже 15-18%”, – объясняет П.Черепанов, вице-президент “Красного Октября”.

Потребление шоколада сейчас в два раза ниже, чем в советские времена, так что у производителей есть запас и для наращивания производства, и для увеличения цен.

Аналитики отмечают тенденцию к росту спроса на продукцию класса премиум. Например, по мнению специалистов “Бизнес-Аналитики”, доля шоколада в плитках стоимостью от 180 руб. выросла за последний год почти в три раза. Растет популярность шоколада с орехами и различными начинками, вафель в шоколаде. По подсчетам AC Nielsen, самым быстрорастущим сегментом рынка сейчас являются конфеты, продающиеся на вес. А.Кривошапко, аналитик UFG, отмечает также тенденцию к росту продаж фасованной продукции и падению доли карамели, продающейся “на вес”.

Эксперты не ожидают в следующем году значительного увеличения импортных поставок. Исключение могут составить только украинские конфеты, которые попадают к нам нелегально и не оставляют возможностей для честной конкуренции. Зато западные фирмы стараются перевести в Россию как можно больше производственных мощностей. Например, Danon, по словам Джеймса Двайера, генерального директора компании “Danon-Россия”, до конца 2002 года примет решение о строительстве или покупке нового кондитерского производства в России. Компания уже получила предложение о приобретении недавно построенной фабрики “Егорьевская”.

Иностранные компании не пренебрегают и сотрудничеством с отечественными производителями. Например, немецкая Alfred Ritter GmbH, владеющая торговой маркой Ritter Sport, открыла производство своей продукции для России на Одинцовской кондитерской фабрике. В следующем году объем выпуска этого брэнда будет увеличен и поставки из Германии полностью прекратятся.

Многие участники рынка отмечают большое количество мелких региональных производителей, заявивших о себе в последнее время. Провинциальные фабрики сейчас испытывают стандартные проблемы роста и пока не делают погоды на рынке. Однако они все-таки создают некоторые неудобства крупным брэндам, оттягивая на себя покупателей со средними и низкими доходами. В условиях постоянно растущей конкуренции региональным компаниям приходится очень жестко позиционировать свою продукцию. Обычно они производят либо очень дешевые, либо, наоборот, сверхдорогие сорта шоколада, стараясь таким образом избежать соперничества с российскими и иностранными гигантами.

Успешное развитие кофеен, которых в Москве насчитывается уже около сотни, подтолкнуло производителей кондитерских изделий на открытие собственных кафе-кондитерских

Первые кондитерские начали появляться в российской столице два года назад под маркой “Славко”. В этом году к первопроходцам решила присоединиться Одинцовская кондитерская фабрика, руководство которой намерено открыть первое собственное кафе-шоколадницу к лету 2003 года. На фабрике называют проект имиджевым. Тем временем аналитики считают, что кафе-кондитерские могут принести весьма неплохую прибыль.

Планируется, что Одинцовская фабрика (торговая марка “Коркунов”) создаст целую сеть кондитерских. По словам Андрея Коркунова, председателя совета директоров компании “Одинцовская кондитерская фабрика”, одно кафе будет базовым – в нем создадут специальный цех по производству конфет и выпечки. Базовая точка будет обслуживать все остальные, более мелкие. Первая кондитерская, которая должна стать лицом сети, обойдется примерно в $0,5 млн, остальные – на порядок дешевле.

“Самое крупное кафе будет окупаться довольно долго, что не страшно: для нас это скорее имиджевый проект. А мелкие кондитерские должны окупиться за год-полтора”, – говорит Коркунов.

По расчетам экспертов, если кафе удастся раскрутить, затраты будут оправданы в любом случае: сеть поможет повысить узнаваемость конфетной марки примерно на 10-15%.

Аналитики полагают, что у идеи Одинцовской кондитерской фабрики есть вполне реальные перспективы.

В каком районе Москвы будет расположено первое кафе “Коркунов”, пока неизвестно – компания сейчас ищет для него подходящее помещение. А вот производитель, который первым освоил этот вид бизнеса, “Славянский кондитерский дом”, начинал именно с окраин. Первые кафе появились в Бутове, на Ленинградском шоссе, Кутузовском проспекте. Открывать кафе-кондитерские под общей маркой “Славко” компания начала в 2000 году. Всего “Славянский кондитерский дом” планирует разместить в столице порядка 50 кафе. Проект оценивается в $9 млн.

По словам Д.Бородина, генерального директора “Славянского кондитерского дома”, Москве в общей сложности нужно около 5 тыс. небольших, примерно на 30-50 мест, кафе-кондитерских, куда смогут ходить бабушки с внуками или юные влюбленные. По оценкам ассоциации “Университет гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса”, рынок кафе-кондитерских является сейчас самым быстрорастущим и любая выходящая на него компания имеет все шансы на успех начинания.

На российском рынке печенья и пряников господствует отечественный производитель

В России мучные кондитерские изделия традиционно занимают первое место по продажам среди сладостей всех видов. Любовь к печенью, вафлям и кексам россияне подтверждают из года в год. Производителей в этом сегменте очень много, причем лидирующие позиции по разным видам продукции принадлежат разным компаниям. В целом “мучное” направление кондитерской промышленности считается очень привлекательным для инвесторов.

Мучные кондитерские изделия – печенье, кексы, рулеты, круассаны, пряники, вафли – производятся в основном в России. Соотношение импортной и отечественной продукции здесь составляет 7% и 93% в натуральном выражении и 13% и 87% – в денежном. Это неудивительно: до недавнего времени россияне предпочитали покупать в основном развесное печенье и вафли. Перелом здесь произошел только в прошлом году, хотя в некоторых регионах интерес к развесным продуктам сохраняется до сих пор. Но в целом по стране, по данным ACNielsen, соотношение фасованных и развесных изделий сейчас составляет 52,7% и 47,3% в денежном выражении.

Крупные компании сейчас пытаются всячески продвигать именно упакованную продукцию. “Только разработав оригинальное название и яркую пачку, можно внедрить брэнд в сознание населения. Иначе продукция останется просто “печеньем”, что неминуемо приведет к потерям, – объясняет Т.Привалова, начальник отдела маркетинга нижегородской фабрики “Волга”. – Кроме того, нефасованную продукцию можно продавать только в регионе производства, а местный уровень дистрибуции обычно невысок”.

По данным “Бизнес-Аналитики”, в сегменте упакованного печенья сейчас лидирует компания “Большевик”, которой принадлежит 37% рынка крупных городов. Второе место занимает компания “СладКо”, контролирующая 12% рынка. Единственным иностранным производителем в десятке лидеров является компания Orion (торговая марка Choco-Pie), печенье которой почти вдвое дороже российской продукции.

“Большевик” и “СладКо” занимают прочные позиции и в производстве вафель, где им еще приходится конкурировать с концерном “Бабаевский” и компанией “Коломенское”. Зато по вафельным тортам доля “Большевика” постепенно снижается в пользу менее крупных компаний Центральной России и региональных производителей.

В производстве мучных кондитерских изделий занято столь много компаний, что точного их количества не могут назвать ни аналитики, ни сами производители. Многие специализируются на каком-либо одном виде продукции, значительная часть кондитерских изделий выпускается не специализированными предприятиями, а хлебозаводами и небольшими пекарнями.

Как ни странно, столь расплывчатые формы рынка в целом не отталкивают потенциальных инвесторов, а, наоборот, привлекают их. Сюда они идут гораздо охотнее, чем в шоколадный бизнес, где все основные позиции уже поделены между крупными и серьезными компаниями. “Потребление мучных кондитерских изделий растет, а затраты сравнительно невелики и быстро окупаются. Да и риски здесь меньше, чем в других отраслях. Поэтому кондитерская промышленность очень интересна для инвесторов”, – считает К.Марголин, начальник отдела маркетинга питерской компании “Пекарь”.

Прогноз

Замедление темпов роста кондитерского рынка, наметившееся в этом году, продолжится и в следующем. Больше чем на 10% производство вряд ли увеличится. Хотя спрос растет быстро и оставляет фабрикам большие возможности для маневров. Мучной сегмент рынка будет постепенно структурироваться. Количество игроков немного уменьшится за счет объединений, а сама продукция начнет подстраиваться под строгие критерии брэндов. В кондитерском сегменте особых изменений ждать не стоит. Несколько расшевелить рынок сможет только вхождение концерна “Бабаевский” в холдинг “Госинкор”, которое аналитики считают уже почти решенным делом. Но процесс объединения займет довольно много времени, поэтому сказаться на расстановке сил на рынке в следующем году этот альянс еще не сможет. Цены на готовую продукцию, сильно зависящие от стоимости сырья, будут постепенно увеличиваться, стремясь к докризисному уровню.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ