Посольство Бразилии направило в МВД РФ официальный запрос с требованием проверить реализуемые на российских рынках товары под бразильскими марками, прежде всего – кофе
Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве начальник отдела ГУБЭП МВД РФ В.Миронов. Он отметил, что, по мнению обладателей торговых марок на бразильский кофе, большинство реализуемых в России под этой маркой напитков не соответствует стандартам качества. Миронов отметил, что на оптовых рынках, в частности в Москве, реализуется некачественная парфюмерия и электробытовые товары производства Южной Азии, и в частности Китая. “Ширпотреб китайского производства завозится в Россию зачастую без должного контроля – контрабандно”, – отметил представитель ГУБЭП.
Таким образом, значительная часть таких товаров имеет ненадлежащее качество.
Эксперимент показал: в Москве торгуют на 90% поддельным хлебом.
За один день в Москве скупают больше двух тысяч тонн батонов, буханок и разных плюшек. Эксперимент, который прошел совместно с городской хлебинспекцией, привел к ужасающим результатам: лишь один из восьми продаваемых в Москве батонов (буханок) отвечает стандартам.
Группа депутатов государственной Думы внесла законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за производство и продажу контрафактной продукции.
Например, предполагается, что за нарушение прав на интеллектуальную собственность можно будет оказаться в тюрьме на несколько лет. Впрочем, поправками в Уголовный кодекс депутаты не ограничились.
Борьба с контрафактной продукцией активизировалась в начале прошлого года. Тогда ряд крупных компаний создали коалицию в защиту авторских прав – CIPR. Ее члены заявили, что ежегодно теряют из-за подделок более $1 млрд. Чуть позже еще несколько крупных фирм добавили в “копилку” потерь от пиратов $473 млн. Они объединились в другую ассоциацию – Brand Protection Group (BPG). По словам представителя CIPR А.Шелемеха, в этом году размер ущерба от пиратов по крайней мере не уменьшился.
Brand Protection Group была организована практически одновременно с CIPR – в сентябре 1999 г. В BPG входят следующие компании: Nestle, Procter & Gamble, Philip Morris, Unilever, Gillette, Henkel, Kraft Jacobs Suchard, GlaxoSmithKline, Tchibo, BIC, Clorox, “Боржоми” и др. Основателями CIPR являются Anheuser Busch Companies, British American Tobacco, Diageo plc, Philip Morris.
В новой редакции УК правоохранительным органам предоставляется больше полномочий по расследованию преступлений, а максимальное наказание за производство контрафактной продукции предлагается установить в размере шести лет лишения свободы с конфискацией имущества. (О поправках к другим законам см. врезку. ) Организации, отстаивающие в России права компаний-производителей, считают инициативу депутатов интересной и думают, что у нее есть все шансы на успех. “При вступлении в ВТО России все равно придется подписывать соглашение о защите прав интеллектуальной собственности TRIPS (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) и приводить законодательство в соответствие с ним”, – говорит Шелемех из CIPR.
Что предлагают депутаты.
По информации агентства AK&M, законопроект предлагает дополнить закон “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров” новой статьей, в соответствии с которой владельцу товарного знака, права которого были нарушены, предоставляется право требовать от нарушителя возмещения убытков, выплаты денежной компенсации в сумме от 1000 до 50000 МРОТ, уничтожения изготовленных изображений товарного знака, а также право взыскания доходов, полученных нарушителем. Контрафактная продукция по решению суда подлежит обязательной конфискации или может быть передана владельцу товарного знака. Суд может также наложить арест и вынести определение об изъятии всех товаров, а также оборудования, на котором оно выпускается, если есть достаточные подозрения, что они являются контрафактными.
Законопроектом вносится дополнение в Кодекс об административных правонарушениях, которое предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака. За подобные правонарушения предлагается взимать штраф с граждан в размере от 20 до 40 МРОТ, с должностных лиц – в размере от 40 до 100 МРОТ с конфискацией контрафактной продукции.
Соевые продукты в России набирают популярность. Во всяком случае, их еще не начали подделывать.
Как показали результаты опроса, проведенного компанией “Фарго-Социо” через Интернет, лишь 28% респондентов в России покупают соевые продукты. Оставшиеся 72% опрошенных не покупают продукты из сои, так как либо просто не слышали о них, либо считают их – по сравнению с традиционными аналогами – более дорогими или менее качественными.
Проект “дешевые соевые продукты” развития не получил
Условно рынок сои можно сегментировать следующим образом: рынок соевых бобов, рынок продуктов переработки сои – масла, муки, текстурата, концентрата, изолята, а также рынок готовых соевых продуктов – соевого майонеза, молока, сыра и т. д.
Основными странами – производителями и экспортерами соевых бобов являются США, Аргентина и Бразилия. Из общего объема производимых в мире соевых бобов половина культивируется на полях американских фермеров. По данным Американской соевой ассоциации, плантации соевых бобов занимают в США площадь 27 млн га. В России же посевная площадь примерно в 50 раз меньше.
В прошлом году эксперты отмечали рост мирового спроса на соевые бобы, в результате чего суммарный экспорт трех стран увеличился во II квартале 2000 г. на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть объема выращенных соевых бобов уходит в Китай. По прогнозам аналитиков, экспорт соевых бобов из Южной Америки в Китай в 2001-2002 гг. составит 10,5 млн т (против 10,1 млн т в 1999-2000 гг.).
Прыжок вперед российская соевая промышленность сделала после дефолта 1998 г., когда в силу низкой платежеспособности населения резко возрос спрос на дешевую продукцию. Сою стали активно использовать практически во всех отраслях пищевой промышленности.
Текстурат-хамелеон
Производство продуктов из сои – это практически безотходное производство. Существует несколько вариантов переработки сои. Путем отжима из соевых бобов получают масло. По данным Минсельхозпрода России, в 2000 г. в России было переработано на масло всего 3,304 млн т маслосемян, из которых семян сои – 177400 т. То, что остается от боба после отжимки масла, называется шрот, который в дальнейшем перерабатывают на комбикорма для КРС и свиней. Также из шрота, в котором даже после отжима остается еще немного масла, путем химического извлечения остатков жира получают продукты с высоким содержанием белка – изоляты (содержание белка 98-99%) и концентраты (80% белка). Их активно используют в мясной и молочной промышленности. Если бобы перемолоть, удалить шелуху и зародыш, получится полножирная мука. Для производства полужирной и обезжиренной (содержание жира 1%) муки перемалывают шрот. А из обезжиренной муки делают, в свою очередь, текстурат, который выпускается в двух видах: в форме маленьких чешуек, похожих на геркулесовые хлопья, – активно используется в мясоперерабатывающей промышленности, – а также в форме кусочков, которые, фасованные в пакеты, поступают в продажу. Текстурат можно готовить с чем угодно и как угодно – нейтральный по вкусу, он способен перенимать вкус тех продуктов, с которыми его варят или жарят.
Наиболее заметными игроками на рынке производства соевой муки в настоящее время являются Иркутский масложировой комбинат, благовещенская компания “Флибустьеры” (полножирная и полуобезжиренная мука), краснодарская “АССОЯ” (полуобезжиренная соевая мука), питерские “РТС”, “Диетпродукт”. Стоимость продукции отечественных производителей вдвое ниже зарубежной. Средняя отпускная цена российских производителей $400 за 1 т, тогда как импортная мука едва ли не вдвое дороже.
Вездесущая соя
Сою используют в мясоперерабатывающем производстве в качестве пищевой добавки или основного ингредиента при изготовлении полуфабрикатов, колбас, паштетов; в хлебопекарном, кондитерском производстве, частично заменяя пшеничную муку соевой; в молочной промышленности. Использование продуктов переработки сои позволяет производителям снижать себестоимость продукции, так как замена части, к примеру, мясного сырья соевым ведет к снижению себестоимости продукта.
В последние три года наблюдается рост рынка соевых продуктов. Если в 1998 г. потребность в продуктах соевой переработки составляла 24400 т, то в 1999 г. – уже 40000 т, а в 2000 г. – 43000 т. Сегодня по всей стране около 85% мясоперерабатывающих предприятий используют соевые добавки. Так, общий объем выпускаемой московскими мясоперерабатывающими предприятиями продукции составляет порядка 300000 т в год, при этом объем расходуемого соевого белка равен 8000 т. Большие поставки соевого концентрата, изолята и текстурата наблюдались в 2000 г. на предприятия в Амурской, Челябинской, Омской, Иркутской областях.
Сегодня Россия целиком импортирует текстураты, изоляты и концентраты, так как в нашей стране они не производятся. Попытки производить текстурат в России были и есть, однако вряд ли сегодня можно говорить о серьезных объемах. Дело в том, что это очень дорогое производство, требующее вложений в размере от $1 млн и выше. Гораздо большие инвестиции необходимы для производства концентратов и изолятов – примерно $35 млн. Так что сегодня мы вынуждены везти изоляты, концентраты и текстураты из-за рубежа. Основные страны-импортеры – США, Голландия, Дания, Англия, Индия. Ежегодно импорт подобной продукции составляет 40000-45000 т, и, по мнению экспертов, такая ситуация сохранится в течение последующих 3-5 лет.
Россия импортирует также шрот. По сведениям ГТК, в 2000 г. в Россию было ввезено 178147 т соевого шрота – 88% от общего объема импорта составили поставки из США. Что касается готовой соевой продукции, то здесь доля импорта невелика – 10-15%. Участники рынка не склонны считать, что эта цифра изменится, так как иностранный продукт слишком дорог для российского потребителя.
Рынок в кавычках
Привлекательность производства продуктов из сои заключается в низкой себестоимости. К примеру, затраты на сырье при производстве соевого молока составляют 2 руб., тогда как коровье молоко закупают у совхозов по цене 4-6 руб. Себестоимость соевого майонеза также на 2-4 руб. ниже, чем традиционного.
В России соевый продукт изначально позиционировался как дешевый, но тем не менее полезный, в очередной раз доказывая живучесть формулы “дешево и сердито”. А вот в США все наоборот. Там продукты из сои по карману лишь обеспеченному слою населения. Их покупают приверженцы здорового образа жизни, готовые платить за соевое молоко или сыр втрое больше, чем стоят традиционные продукты питания. В нашей стране действуют иные законы. Несмотря на бесспорно низкие цены, соевые продукты не пользуются пока массовым спросом. При наличии денег в кармане средний россиянин скорее пойдет в магазин и купит традиционную колбасу, пусть дешевую и низкого качества, чем малознакомый соевый текстурат.
Пока что на рынке готовых соевых продуктов работает не много фирм (ТД “Мультифуд”, “Соевые Продукты”, “Интер-Соя”, “МГК-СОЯ” и др.). Объемы выпускаемой ими продукции очень малы – в среднем 5-10 т продуктов в день. По словам Евгения Голубева, гендиректора ТД “Мультифуд”, рынок представляет собой непаханое поле. Даже сами его участники нередко берут словосочетание “соевый рынок” в кавычки. Они называют себя энтузиастами и пионерами и делают ставку именно на развитие сегмента готовых соевых продуктов, вкус которых близок к традиционному, т. е. мясному и молочному. Как показал опрос компании “Фарго-Социо”, в данном сегменте покупательские предпочтения выглядят так: больше всего почитателей у соевого масла – 18%, чуть меньше у маргарина – 17%, молоко покупает 11% опрошенных, майонез – 8%, сыр – 7%. “К сожалению, пока на рынке совсем немного соевых продуктов. А те, что лежат на прилавках, – самые простейшие в технологическом смысле, – рассказал “Фокусу” Алмаз Такиев, заместитель директора ТД “Мультифуд”. – В России на сегодняшний день существуют и техника, и технологии, позволяющие производить качественные разнообразные соевые продукты, но отсутствуют и государственная поддержка, и инвестиции в соевый бизнес. Хотя перспективы соевого рынка в России огромны, это очевидно. Рынок ждет инвесторов, и будет обидно, если ими станут иностранцы”.
Импортная продукция представлена на рынке в очень малых объемах, так как по причине высокой стоимости она недоступна для большинства покупателей, и без того с опаской относящихся к сое. В магазинах продаются польские паштеты, консервированные бобы, молочные напитки, а также продукция бельгийских, голландских, французских и американских производителей.
Удачи и приятного аппетита!