1 ноября наступит конец российской торговли – в этот день немецкая торговая сеть Мetro откроет в Москве два своих первых магазина. Не за горами приход Юнисама

0:00
0

Казалось бы, ну что такое два магазина на 10-миллионную Москву и тем более на всю Россию? Мелочь, даже недостойная упоминания. Тем более что нормальный российский человек продукты покупает все больше на оптовых рынках. А на долю сетевых магазинов вроде “Седьмого континента” или “Рамстора” приходится всего 14%. Даже дружное появление в России Metro, французской сети магазинов Aushan и немецкой сети Spar вовсе не означает, что все кинутся скупать продукты в этих гипермаркетах и cash&carry. Но это с точки зрения обычного обывателя.

Российские сети, начавшие работу всего-то 10 лет назад, восприняли приход конкурентов как смертельную угрозу для своего бизнеса. Видимо, у них были все основания для такого пессимизма – покупателю без разницы, где покупать еду или вещи, главное, чтобы было подешевле и по возможности качественно. За покупателя отечественные ритейлоры решили бороться, объединившись во всевозможные альянсы и союзы и начав совместное строительство собственных гипермаркетов. И вот тут-то торговцам нанесли удар с совершенно неожиданной стороны – их “предали” поставщики, подписавшие с Metro договоры на более выгодных условиях.

Забавно, что наши бизнесмены оказались не готовы к такому повороту событий, а узнали о работе Metro лишь с помощью “промышленного шпионажа”. Им стали известны условия договора о поставках продукции некоторых из их постоянных клиентов – цены для Metro оказались намного ниже, чем до этого предлагались “Седьмому континенту” и “Перекрестку”. Между тем опыт Польши или Болгарии мог бы объяснить, каким образом мировым торговым сетям удалось за короткие сроки подмять под себя почти всю национальную торговлю.

Перспектива остаться с пустыми прилавками заставила объединиться даже заклятых конкурентов – сети “Седьмой континент” и “Перекресток”, а также примкнувшую к ним компанию “Фелма” (сеть дискаунтеров “Копейка”). Они собрали представителей крупных оптовых компаний, чтобы сделать им предупреждение. Обиженные невниманием отечественные ритейлоры попытались объяснить своим поставщикам, что три компании за счет большого оборота заслуживают адекватного отношения. Суть совместного заявления сводится к тому, что поставщики должны обеспечивать равные условия поставок для всех компаний, действующих на рынке, – как российских, так и иностранных. Товары тех, кто будет демпинговать, предоставляя большие скидки иностранцам, будут удалены с полок 76 магазинов и заменены на товары конкурентов. “Правила должны быть одинаковыми для всех, – сказал директор по внешним связям “Седьмого континента” В.Запевалов, выражая общую точку зрения. – Привилегии и скидки должны зарабатываться конкретными делами, а не быть результатом подковерных игр и закулисных переговоров”. Правда, ответить на претензии поставщиков они так и не смогли.

Присутствовавшие на встрече оптовики и производители (это были представители “П. Р. Русь”, “Белой дачи”, Mars, Wrigley и др. ) напомнили ритейлорам, что в магазины разного формата – супермаркет, дискаунтер, cash & carry – товары в принципе не могут поставляться по одной цене. Сходную позицию высказала “Ведомостям” и начальник отдела маркетинга Metro Е.Соловьева. По ее словам, нельзя сравнивать закупочные цены cash & carry и супермаркета, поскольку это разные звенья системы дистрибьюции – соответственно опт и розница.

Ритейлоры, естественно, знают, чем отличается розница от опта. “Мы допускаем ценовую разницу в зависимости от условий поставки в 3-5% “, – сказал коммерческий директор “Перекрестка” С.Лукьяненко. Однако, по его словам, некоторые компании предоставляют Metro скидки до 30%. Кто именно идет на такие уступки, Лукьяненко не уточнил.

Представитель агрофирмы “Белая дача” объяснил, что Metro в отличие от россиян не списывает и не возвращает продукцию. Менеджер из компании Mars заявил, что западные сети готовы пойти на особые условия (по ассортименту и лучшей выкладке на прилавках товара), тогда как отечественные требуют эти условия зарабатывать, а “Бинорд” и вовсе получила от Metro заказ объемом более 60% от оборота компании по России. Новообразовавшийся союз “обиженных” на все это смог ответить лишь предложением провести индивидуальные переговоры с каждым поставщиком.

Сейчас даже такая мощная компания, как “Вимм-Билль-Данн”, только на 50% выполняет заказы “Перекрестка”. После открытия третьего и четвертого магазинов Metro российские сети забудут, как выглядят продукты “J 7” и “Домик в деревне”. Та же перспектива ждет их и со стороны компаний Unilever и “Белогорье”. А если учесть, что скоро откроют свои магазины Aushan и Spar, которые несомненно попытаются переманить поставщиков, российским магазинам придется опять заполнять полки однотипными стиральными порошками и хозяйственным мылом. Кстати, есть сведения, что “Рамстор” также “выкрал” условия закупок Metro и сейчас спешно меняет систему дистрибуции. С другой стороны, ходят слухи о переговорах “Седьмого континента” с крупнейшей торговой сетью – французской Carrefour Group.

А тут еще компания “Юнилэнд” объявила о планах создать в Москве новую розничную сеть, которая обещает стать крупнейшей в столице. По количеству магазинов компания уже в ноябре может обойти “Седьмой континент” и “Перекресток” вместе взятые.

“Юнилэнд”, владеющий торговыми сетями “Дикси” и “Мегамарт” (всего 28 магазинов), пытается объединить под новой маркой “Юнисам” независимые супермаркеты Москвы и Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге проект стартовал весной этого года, и сейчас в сеть “Юнисам” входят 19 магазинов, которые пока работают под старыми вывесками. “Юнилэнд” сейчас занимается аналитикой продаж в этих магазинах и ведет переговоры с поставщиками.

В Москве первые “Юнисамы” должны появиться в ноябре. По словам президента “Юнилэнда” О.Леонова, на сегодняшний день к сети согласились присоединиться 45 московских магазинов, а до конца ноября их число может увеличится до 75. “Каждую неделю мы подписываем по три-четыре договора”, – утверждает он.

Но переход как питерских, так и московских магазинов под общую марку “Юнисам” будет происходить постепенно. Для начала центральный офис займется организацией единой маркетинговой политики и отработкой ассортимента. “Сейчас на рынке представлено 130 тыс. наименований, – говорит О.Леонов. – Самостоятельно выбрать для себя оптимальный ассортимент отдельный магазин не в состоянии”.

Для управления товарными запасами будущей сети “Юнилэнд” хочет использовать совершенно новый для российской розницы прием. Право формировать ассортимент “Юнисамов” по каждой товарной группе получит сторонняя компания из числа ведущих производителей в данном сегменте рынка. Этот поставщик и будет определять оптимальный набор товаров, в том числе и поставки продукции других марок в случае такой необходимости. В практике западного ритейла есть успешные примеры подобного сотрудничества: Procter & Gamble, например, занимается формированием ассортимента товаров группы home & personal care для сети Wal-Mart.

По словам О.Леонова, на полную наладку технологии работы “Юнисамов” в Москве и Санкт-Петербурге у компании уйдет около года. За этот срок магазины сети должны достигнуть, согласно бизнес-плану, совокупного месячного объема продаж не менее чем в $20 млн (для сравнения – среднемесячный оборот сети “Седьмой континент” в этом году должен составить около $18,5 млн). Затем сеть “Юнисам” будет расширяться за счет магазинов региональных городов-миллионников.

На розничном рынке двух столиц “Юнисам” претендует на тот же формат торговли, что и голландская сеть Spar, в августе открывшая свой первый магазин в Москве. За рубежом Spar не только открывает собственные магазины, но и продает франшизу на использование своей марки и технологии независимым операторам. Но “Юнисам” собирается зарабатывать не за счет торговли маркой, а за счет продажи прав на управление ассортиментом магазинов сети.

Нам, потребителям, это все должно прийтись по вкусу. Только вот как бы не получилось так, что магазинов много, а толку мало. Я помню момент, когда, увидев предложение интернет-магазина “Рамстор” доставить товар через три дня, наткнувшись на “реконструкцию” сайта www.magaz.ru, пошел в Перекресток, потом в Бин… Кончилось все знаете чем? Правильно, продуктовым рынком. Просто к первой поговорке про дураков и дороги, прибавилась вторая – “хотелось как лучше…”

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ