Западная экспансия на отечественный рынок йогуртов набирает обороты. Арабская кухня помогает американцам увеличивать доходы в России

0:00
0

Крупный производитель молочных продуктов – Danone (по собственным оценкам, компания занимает 8% российского рынка) – начинает программу поддержки своих поставщиков сырья.

В рамках данной программы доступ к кредитным ресурсам получат фермерские хозяйства – партнеры концерна “Danone-индустрия”, нуждающиеся в развитии и модернизации своего производства. Председатель правления КМБ-банка Райнер-Мюллер Ханке заявил, что “программа дает возможность расширить деятельность в России по предоставлению микро- и малых кредитов в сельскохозяйственном секторе. Именно в этой сфере экономики есть большая потребность в финансировании”.

Как пояснила газете “Время новостей” заместитель председателя правления КМБ-банка Зузанне Деккер, кроме кредитов, банк будет предоставлять оборудование в лизинг от компании “КМБ-Лизинг”. Ставка по кредитам или лизинговым сделкам будет составлять от 9% годовых в валюте. В обеспечение кредита будет приниматься оборудование, которое уже принадлежит хозяйству или приобретается в рамках программы.

Аналитики считают, что крестьянам повезло: “Это беспрецедентные условия, – говорит вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин. – На рынке привлечь валютный кредит на восемь лет можно не меньше чем под 18% годовых”. Эксперты полагают, что кредиторов успокаивает участие в проекте Danone. “ЕБРР и КМБ-банк не видят для себя никаких кредитных рисков”, – говорит аналитик ИК “Тройка Диалог” Андрей Иванов. К тому же в июне ЕБРР стал владельцем миноритарного пакета акций “Данон-Индустрии” (подмосковного завода компании), заплатив за него 21 млн долл.

WBD уже третий год осуществляет программу “Молочные реки”, в которую вложено более 6,5 млн долл. Это позволило компании полностью отказаться от импортного молочного сырья и снизить долю сухого молока с 30 до 10%. Но закупочные цены не устроили хозяйства, получившие от WBD средства на модернизацию, и они начали продавать молоко конкурентам компании. В итоге WBD пришлось существенно повысить закупочные цены.

Немецкая компания Ehrmann ввела в строй вторую очередь своего российского молочного завода.

В подмосковном Раменском теперь будут перерабатывать в два раза больше молока – по 400 тонн ежедневно. На расширение производства немцы потратили 30 млн марок. Напомним, что до этого Ehrmann вложил 80 млн в строительство завода и в местные фермерские хозяйства.

Йогурты от Ehrmann в России теперь уступают по популярности только “Чудо- йогуртам” от “Вимм-Билль-Данна”. За год рыночная доля компании выросла более чем вчетверо – с 2,3% до 9,8% (см. график). Запуск второй очереди завода поможет Ehrmann к концу этого года отвоевать как минимум 15% отечественного рынка и далеко оторваться от своих ближайших конкурентов, Danone и Campina. Цель Ehrmann, заявленная компанией еще в прошлом году, – получить 30% рынка.

Рост потребления йогуртов в России вселяет оптимизм в производителей. По данным агентства GfK MR, только за первую половину этого года продажи увеличились на 28% и будут расти дальше. Сейчас среднестатистический гражданин съедает за год только 500 граммов йогурта, но через три года, по прогнозам, эта цифра вырастет в шесть раз и достигнет трех килограммов. Однако Ehrmann не одинок в своих претензиях на эти килограммы. В начале следующего года немецкая компания Onken запустит производство в Белгороде, не уступающее по мощности эрмановскому. Обзавестись заводиком в Калуге захотела и испанская компания Pascual.

Конкуренты Ehrmann не воспринимают всерьез ее амбициозные планы. Так, в компании “Вимм-Билль-Данн” уверены, что захватить треть рынка вообще никому не удастся. Однако внятно объяснить почему, лидер йогуртовой отрасли не смог.

В торжественной церемонии запуска завода на полную мощность участвовали губернатор Московской области Борис Громов и владельцы компании “Эрманн” братья Алоиз и Антон Эрманны. На состоявшейся здесь пресс-конференции губернатор заявил журналистам, что Московская область особенно заинтересована в развитии подобных производственных проектов, так как они не только предполагают ощутимые для области инвестиции, но и обеспечивают заказами подмосковные сельскохозяйственные предприятия.

В настоящее время 30 процентов рынка йогуртов занимает продукция раменского завода. Это делает компанию “Эрманн” одним из крупнейших производителей йогуртов в России.

Инвестиции в расширение российского производства в ближайшее время составят более 30 миллионов немецких марок, при этом затрачено уже около 100 миллионов.

Финский производитель молочных продуктов – компания Valio – решил отказаться от услуг российских импортеров.

С нового года все свои продукты компания будут завозить в Россию самостоятельно. Новая система ввоза, по мнению руководства Valio, стабилизирует цены и позволит увеличить долю компании на рынке на 10 – 20%. Конкуренты считают, что результат во многом будет зависеть от российской таможни. Таможня не скрывает, что в этом году относится к иностранным производителям очень хорошо, особенно к крупным компаниям.

Как сообщил “Ведомостям” Вейу Мерилайнен, старший вице-президент Valio, отвечающий за экспортные продажи, компания станет российским импортером 1 января 2002 г. Известно, что новая политика российской таможни направлена на упрощение таможенных процедур в отношении крупных западных производителей. Скорее всего именно это заставило Valio отказаться от услуг российских импортеров.

Кроме того, Valio планирует увеличить затраты на продвижение собственных брэндов. В будущем году на поддержку торговых марок Oltermann, Viola и др. компания потратит в России около 15 млн финских марок ($2,2 млн) , в то время как в первом полугодии этого года рекламные затраты Valio составили, по данным Russian Public Relations Group, всего $28 000.

В результате реорганизации, как надеется Мерилайнен, продажи компании в России смогут увеличиться на 10 – 20%.

Сегодня основными дистрибьюторами Valio в России являются четыре компании: “Нерком”, “Севко”, “Евросервис” и “Фудлайн”.

По данным ACNielsen, в июле 2001 года продажи кока-колы в Петербурге выросли более чем на 20% по сравнению с июлем 2000-го, тогда как продажи газированных напитков в целом остались на прежнем уровне

Одна из причин в том, что компания наладила торговлю кока-колой в розлив в арабских закусочных “шаверма”, расположенных у станций метро и в других местах скопления людей.

Установка у метро фирменных киосков по розливу напитков (когда-то широко практиковавшаяся и Coca-Cola, и Pepsi-Cola) связана с высокими накладными расходами. Лучший способ продавать розливной напиток – предлагать его вместе с едой. Но настоящих кафе до недавнего времени у метро было мало.

В Coca-Cola раньше других уловили перемены в столь вожделенном сегменте рынка. Объем продаж “шаверм” многократно превосходит, например, обороты местной сети McDonald”s, традиционного партнера Coca-Cola. По словам менеджера отдела продаж питерского филиала ООО “Кока-Кола Боттлерс Евразия” Михаила Притыкина, “даже обычный киоск ‘шаверма’ обслуживает до 500-600 человек в день, а для крытых кафе эта цифра еще больше”.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ