Обеспечим работой стоматологов или с Новым годом! (ненужное зачеркнуть)

0:00
0

Мы уже привыкли к до боли знакомым и родным словам “Покров”, “Россия”, “Просторы”… Но мало кто задумывается о том, что это названия все-таки не совсем отечественных продуктов. Делают для нас их иностранцы, которые лихо ухватили конъюнктуру рынка, оценив вновь нарождающиеся патриотические мотивы русской души. А как идут дела у заморских работяг, которые вложили сумасшедшие деньги в развитие российской сладкой промышленности?

В конце июля германская компания Stollwerck продала свою шоколадную фабрику “Покров” американской корпорации Kraft Foods. Вероятно, немцам слишком дорого обошлось лидерство по производству шоколада, и они разуверились в возможности быстро окупить инвестиции.

В 2000 г. покровская фабрика почти вышла на проектную мощность и, выпустив 29 тыс. т шоколада и шоколадных конфет, прочно заняла второе место в отрасли после самарской “России”. В январе 2001 г. на “Покрове” начали монтировать новые производственные линии, чтобы увеличить выпуск продукции до 35 тыс. т. До конца 2001 г. немцы собирались подготовить новый инвестиционный проект почти на $14 млн, который позволил бы нарастить мощности фабрики еще на 30%.

Решение о продаже “Покрова” в Stollwerck, похоже, приняли после подведения итогов 2000-го финансового года. Как рассказали “К” в российском представительстве Kraft Foods, инициатива сделки исходила от немцев. Со стороны Stollwerck комментарий был крайне скупым: фабрика продана потому, что “компания решила сконцентрироваться на рынке Западной Европы”.

Помимо российского “Покрова” германская компания продала еще два своих кондитерских предприятия в Польше и Венгрии. Эти три фабрики в прошлом году принесли Stollwerck $160 млн – более четверти всего оборота компании, составившего $654 млн.

“Очевидно, у Stollwerck не все получилось так, как им хотелось, и доходы от продаж на самом деле отличались от показателей, предусмотренных бизнес-планом”, – говорит А.Россохин, вице-президент по экономике концерна “Бабаевский”.

Причина столь лаконичного комментария немцев относительно сделки становится понятной, если проанализировать производственные и финансовые показатели компании за последнее десятилетие. Судя по этим данным, в 1997 г. Stollwerck решила открыть производство на новом перспективном российском рынке, чтобы преодолеть резко замедлившиеся темпы роста своих продаж в Европе. Но в конечном счете компания приобрела только новую проблему для своего бюджета.

В 1996 г. бизнес Stollwerck был близок к застою: оборот компании увеличился всего на 1,6% (до $643 млн), тогда как в 1994 г. прирост составлял 5,2%, а в 1992-м – целых 20%. А размер чистой прибыли Stollwerck все пятилетие колебался на уровне 1,5% от годовых продаж – в два раза меньше, чем в среднем было у конкурентов.

Компания приобрела два кондитерских предприятия в Восточной Европе, а летом 1997 г. открыла шоколадную фабрику в России. На строительство “Покрова” немцы затратили $35 млн. Мощности фабрики были рассчитаны на выпуск 30 тыс. т продукции в год. Московские “Красный Октябрь” и “Бабаевский” в том же году вместе произвели шоколада лишь немногим больше.

До конца 1997 г. немцы смогли почти на треть загрузить мощности “Покрова”. И годовые продажи Stollwerck, учитывая европейские заводы, выросли на целых 9,5% – до $704,5 млн.

Но в 1998 г. в России случился финансовый кризис, и по результатам года Stollwerck понесла убытков на $2,5 млн, а оборот компании увеличился всего на 0,7%, несмотря на то что фабрика “Покров” нарастила объемы производства шоколада до 15 тыс. т. В 1999 г. фабрика продала уже 20 тыс. т продукции, но обороты Stollwerck упали на 14% – до $609,5 млн.

Пытаясь завоевать свою долю рынка, немцы продавали шоколад по самым низким ценам по сравнению с конкурентами, по минимуму поднимали цены параллельно росту стоимости сырья и к тому же наращивали рекламную активность. За 1997-2000 гг. за телевизионную рекламу Alpen Gold и “Даров Покрова” Stollwerck, по самым скромным подсчетам, заплатила более $6,5 млн, ежегодно увеличивая рекламный бюджет в среднем на 12% (для оценки использованы данные агентства Gallup AdFact). Кроме того, после кризиса немцы потратили еще около $3,4 млн на установку нового оборудования на “Покрове”.

У московских фабрик объемы выпуска шоколада снижались, у Stollwerck – росли. Причину российские кондитеры видели в агрессивном маркетинге немцев. “Если каждый третий россиянин из-за активной рекламы захочет в течение года купить всего одну плитку “Даров Покрова”, то производство на этой фабрике будет загружено полностью”, – говорил “К” директор “Красного Октября” А.Даурский.

Действительно, в 2000 г. мощности “Покрова” были загружены почти полностью. “Красный Октябрь” и “Бабаевский” остались далеко позади со своими 10 тыс. т плиточного шоколада на каждого.

Казалось бы, немцы добились своего: оборот Stollwerck снова начал расти и в 2000 г. составил $654 млн. Компания получила чистой прибыли в размере 2,2% от годовых продаж. Тем не менее акции Stollwerck к концу года котировались на европейских биржах по самой низкой цене по сравнению с ее ближайшими конкурентами – швейцарскими компаниями Lindt & Spruengli и Barry Callebaut и британской Thorntons. По своим акциям Stollwerck смогла выплатить дивиденды в объеме 2,4% от их биржевой стоимости, тогда как у конкурентов тот же показатель составил 3-8%.

Компания Lindt, пять лет назад отстававшая от Stollwerck по обороту на $80 млн, к 2000 г. увеличила свои продажи до $923 млн. И стабильно получала чистую прибыль в размере 4,5-5% от годового оборота.

На развитие производства и маркетинг Stollwerck – средняя по размерам европейская компания – потратила сумму, равную примерно трети инвестиций мультинациональной Nestle в фабрику “Россия” (более $120 млн за 1996-2000 гг., включая покупку контрольного пакета акций и маркетинговые бюджеты). Но Nestle – это корпорация, которая может позволить себе инвестиции в десятки миллионов долларов и терпеливо ждать, когда они окупятся. То же самое можно сказать и об американской корпорации Kraft Foods, которая купила у немцев фабрику “Покров”.

Среди производителей упакованных продуктов питания Kraft занимает второе место в мире после Nestle. В 2000 г. корпорация получила $1,76 млрд чистой прибыли при обороте в $34,68 млрд. В России Kraft известна прежде всего своими кофейными брэндами Jacobs и Maxwell House и чипсами Estrella, тогда как в Европе корпорация является одним из крупнейших производителей шоколада (продажи – более $1 млрд).

Комментируя покупку восточноевропейского бизнеса Stollwerck, президент Kraft Foods Р.Деромеди заявил, что сделка соответствует “стратегии ускоренного расширения ассортимента компании на быстрорастущих развивающихся рынках”. “Покупка фабрики Stollwerck позволит нам в один прием основательно закрепиться на российском кондитерском рынке”, – добавил М.Каленти, глава восточноевропейского департамента Kraft Foods.

Сделка по продаже “Покрова” должна быть завершена к 1 января 2002 г. Американцы пока не разглашают своих инвестиционных и коммерческих планов. “Нам нужно сначала закончить слияние и оценить, насколько эффективно налажена работа фабрики”, – объяснил “К” директор по маркетингу российского представительства Kraft Foods Ю.Снегирев. Впрочем, руководство Stollwerck в пресс-релизе, посвященном сделке, уверяет, что у американцев “большие планы по развитию производства”.

Не отстают, а в чем-то и опережают иностранцев “российские производители”. Вы в курсе, что скоро… Новый год?

О том, что хочет предложить к Новому Году маленьким петербуржцам Кондитерская фабрика имени К.Самойловой, рассказал гендиректор В.Арсенов.

Администрация Петербурга каждый год проводит конкурс на изготовление детских новогодних подарков. И фабрика им.К. Самойловой принимает в нем участие.

Прошлый год был для фабрики удачным: вопреки сложившейся традиции (до этого шесть лет подряд победителем становился “Азарт”) комиссия отдала предпочтение ее набору. Во-первых, нестандартной по дизайну была упаковка подарка – из нее можно было вырезать новогодние украшения для елки, очень симпатичные. И самое главное – разнообразие сладких сюрпризов внутри упаковки. Фабрика может вложить в подарок шоколадные конфеты, карамель, вафли, печенье, шоколад. Также в прошлом году в каждой коробке был купон с предложением поучаствовать в конкурсе детских рисунков “Подарок моей мечты”. Дети прислали больше четырех тысяч писем. А потом победителей пригласили на фабрику, где провели для них экскурсию и подарили им сладкие призы. Еще в течение месяца проводили экскурсии по фабрике для всех желающих.

В новый подарок положили шоколадные конфеты, которые производит Кондитерская фабрика имени К.Самойловой, карамель производства “Красный Октябрь” и печенье, разработанное специально для детей. Оно рекомендовано Министерством здравоохранения для детского питания. Также в подарке будет сок. Все поместим в яркие, нарядные упаковки, дизайн которых разрабатывали профессионалы. Как и в прошлом году, ребенок, получив подарок, будет иметь возможность не только насладиться вкусом его содержимого, но и творчески поработать. Ручка каждого баульчика – это карнавальная маска, которую можно вырезать и надеть, отправляясь на новогоднее представление. Из дна баульчика можно изготовить симпатичную елочку и подставку к ней, а на стенках коробки – найти елочные игрушки, которые также легко вырезать и приклеить на елку.

В этом году для детей планируется конкурс фотографий “Улыбочку, снимаем!”. В этом году призовой фонд составит более 30 тыс. руб. В 2000 г. выбирали 12 победителей. Сейчас их будет почти триста. Каждый из них будет приглашен на театрализованное представление, которое специально готовит детский музыкальный театр “Зазеркалье”.

Не знаю как Вы, но среди петербуржцев можно выделить две группы сладкоежек. Первая является поклонником ф-ки К.Самойловой, а вторая – ф-ки Н.Крупской. Но, судя по новогодним хлопотам, ф-ка К.Самойловой вырывается вперед.

Ну и на закуску немного десерта от… “Балтимора”. Да, да, не удивляйтесь. Российский аграрно-промышленный холдинг “Балтимор” закончил реструктуризацию консервного производства и приступил к массовому выпуску фруктовых и овощных консервов.

С началом летнего сезона на двух заводах в Узбекистане и на заводе в Краснодаре “Балтимор” начал выпуск компотов и консервированных овощей. Решение открыть новое направление было принято в 1999 г., когда холдинг приобрел для производства томатной пасты первое предприятие в городе Челек под Самаркандом. Позднее российский холдинг добавил к нему заводы в городе Галлаарал (Узбекистан) и в станице Калининская под Краснодаром.

Впервые свою консервную продукцию аграрно-промышленный холдинг “Балтимор” предложил год назад Москве. Пробные поставки оказались удачными, но объемы производства были незначительными, и для выпуска первых партий плодовых консервов холдинг в 2000 г. задействовал только два завода. К сезону 2001 г. “Балтимор” подготовил все три завода и сейчас намерен довести их загруженность до 100%. Планируемый объем выпуска – до 10 млн банок консервированных овощей и фруктов в год.

В ходе подготовки к массовому выпуску консервов “Балтимор” провел работы по восстановлению и модернизации производств, простаивавших по 2-3 года до их приобретения холдингом. В оснащение заводов новым оборудованием “Балтимор” вложил более $10 млн.

Власти Краснодара и правительство Узбекистана активно поддержали инициативу российского аграрно-промышленного холдинга: новые заводы позволили практически полностью решить проблемы безработицы в трех городах и обеспечили заказами десятки фермерских хозяйств.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ