Алкогольный рынок ждет новый неминуемый кризис. К такому выводу пришел «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказался протокол совещания у замминистра финансов Сергея Шаталова и разработанный по его итогам проект постановления правительства. В пояснительной записке к документу его авторы предлагают “в целях оптимизации” ввести в документах, используемых в рамках ЕГАИС, электронную цифровую подпись. Опрошенные «Коммерсантом» IT-специалисты признались, что слабо себе представляют, как может быть реализована эта инициатива: закон о применении цифровой подписи принят, но “до сих пор технология не пошла в массы”.
Однако участников больше беспокоит предложение правительства перейти к “единому, используемому для акцизных марок, порядку учета и выдачи федеральных специальных марок”, что уровняет российских производителей с импортерами, которым приходится отчитываться за каждую используемую марку. «Это чуть ли не миллионы страниц ежемесячных отчетов», – отметил один из собеседников «Коммерсанта». “Если все так, как мы понимаем, то это конец,- резюмировал PR-директор одной крупной алкогольной компании.- Этим документом декларативный характер многих операций в ЕГАИС делается разрешительным: без соответствующей санкции системы мы не сможем и пальцем пошевелить”.
В то же время некоторые предприниматели отмечают, что рынок давно уже живет по этим правилом, поэтому Минфин по сути зафиксировал существующие нормы. «Ключи шифрования, используемые в ЕГАИС,- по сути та же цифровая подпись, просто называется по-другому, а по маркам мы точно так же отчитываемся: если хоть одна марка из серии порвется, отчетность прерывается и все начинается заново», – заявил представитель одной из алкогольных компаний. «Иными словами, выяснилось, что ЕГАИС и так уже давно превратился в разрешительную систему: пока не придет ответ из ФНС на любой запрос, система даже работать не будет», – констатирует «Коммерсантъ».
«Газета», в свою очередь напоминает о перезапуске ЕГАИС, назначенном на 1 июня. Подчеркивается, что хотя до сих пор программное обеспечение для обновленной ЕГАИС не прошло даже тестирования, никаких официальных документов о переносе сроков выпущено не было. Вместе с тем «Газета» полагает, что ЕГАИС уже и не понадобится: инициативы Минфина по повышению ставки акциза на спирт заставляют производителей уходить в тень. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы объем легального рынка спиртного начнет стремительно сокращаться. В частности, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, уже в 2009 году производство легальной водки может снизиться на 12-15 процентов.
На рынке крепкого алкоголя увеличивается присутствие украинской водки российского производства. Как сообщает «Коммерсантъ», ГК Nemiroff подписала соглашение о контрактном производстве трех своих брендов на ликеро-водочном заводе “Ярославский”. Подчеркивается, что Nemiroff станет третьей украинской компанией, получившей “российское гражданство”: ГК “Союз-Виктан” управляет уже двумя местными заводами – в подмосковной Рузе и Лыткарине, а компания “Имидж холдинг” (водка “Хортица”, “Благов”, “Медовуха”) к 2009 году намерена запустить собственное производство в Ломоносовском районе Ленинградской области.
Основной владелец “Союз-Виктана” Андрей Охлопков поясняет, что размещение производства в России существенно сокращает логистические издержки украинской компании и позволят снизить цену. По мнению директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, Nemiroff стало тесно в “специфическом сегменте “традиционных украинских” напитков”, поэтому компания будет стремиться расширить рынок.
«РБК daily» пишет о слиянии крупнейшего московского дистрибьютора “Форвард” с компанией “СВА-опт”, имеющей сильные позиции на рынке Подмосковья. В результате сделки розничный портфель объединенной компании будет составлять около 5,5 тыс. контрактов на поставку алкоголя в розничные торговые точки, а также 20 контрактов с национальными сетевыми операторами. По оценке директора группы “Форвард” Елены Зайцевой, это практически 90 процентов покрытия розничных торговых точек московского региона, имеющих алкогольную лицензию.
Подчеркивается, что активная консолидация московских дистрибьюторов началась в 2005 году, когда произошло объединение “Винэксима” и “Алкомира”. Через год группа компаний “Вестор” приобрела компанию “Продбаза-98”, а группа “Форвард” купила дистрибьюторский бизнес компании “Дейрос” (производитель водки “Дамская”). В этом году крупной сделкой на рынке стало приобретение группой ОСТ другого крупного подмосковного дистрибьютора – “Регион 50”. “Чем крупнее дистрибьютор, тем выше его привлекательность для клиента”, – объясняет тенденцию вице-президент по маркетингу “Винэксима” Станислав Кауфман.
Рынок вина, если верить «Новым известиям», укрепляет позиции. По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), на которые ссылается газета, в январе-апреле текущего года водки и ликероводочной продукции в стране произведено на 2 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года. В то же время выпуск виноградных вин увеличился на 10,5 процента. Однако наибольший прирост наблюдается в пивном сегменте, который сегодня достиг 30 процентов.
По мнению экспертов, потребление водки снижается из-за роста благосостояния населения. Россияне, предпочитающие крепкий алкоголь, переключаются на другие напитки, в частности, на коньяк. В то же время аналитик потребительского сектора Ольга Самарец напоминает, что два года назад резко выросли акцизы на спирт, спровоцировавшие подорожание водки и масштабный алкогольный кризис. Отрасль от него оправилась, а потребители успели сменить предпочтения.
«Smart Money» исследует тему возвращения на российский рынок молдавских вин. Подчеркивается, что после отмены эмбарго продукция из Молдавии по-прежнему мало заметна на российских прилавках. Парадокс ситуации в следующем: молдавскому вину в России уже найдена замена, да и Молдавия уже не так заинтересована в нашем рынке, как два года назад.
Возвратившиеся молдавские вина попали в другой сегмент, 120-130 руб. за бутылку, а в этой нише уверенно доминируют недорогие вина из Европы и Южной Америки. Однако Молдавию, похоже, такое положение дел не смущает. Российский кризис стал для молдавских виноделов вызовом, с которыми они смогли справиться. После введения эмбарго молдавские производители начали активно развивать другие направления экспорта – в СНГ и дальнее зарубежье. Как пишет «Smart Money», за прошлый год экспорт в дальнее зарубежье вырос более чем вдвое, продажи в СНГ растут еще быстрее. «Ставить только на Россию Молдавия больше не хочет: кто знает, что еще найдет Геннадий Онищенко в ее винах при следующем охлаждении отношений между нашими странами», – резюмирует «Smart Money».
Позиции пивоваров продолжают усиливаться. Не в последнюю очередь этому способствуют изменения к профильному ГОСТу, вступающие в силу с июля, которые выведут пиво из списка скоропортящихся продуктов. Как отмечает «Коммерсантъ», пивоваренные компании теперь смогут сэкономить, отправляя свою продукцию не в специализированных изотермических вагонах, а в обычных крытых. Таким образом, пивовары одержали победу в борьбе с ОАО “Российские железные дороги” и его дочерней компанией “Рефсервис”, констатирует газета.
Главным ньюсмейкером рынка прохладительных напитков остается компания “Нидан соки” со своей новинкой, холодным чаем. “У нас здесь практически нет конкурентов,- такое заявление сделал гендиректор компании Андрей Яновский в комментариях для журнала «Секрет фирмы».- Большинство наших “импортных коллег” выпускает чай в ПЭТ-бутылках, а мы в пакетах: такая упаковка воспринимается как более “натуральная”, а народ сейчас тяготеет к оздоровлению”.
Уже по итогам года компания рассчитывает захватить 15 процентов рынка, на котором доминируют Lipton от PepsiCo и Nestea от Nestle. Издание полагает, что “Нидан” рассчитает на раскрученность марки “Моя семья”. По данным “Ромира”, одноименный соковый бренд знают 89 процентов опрошенных.
Как известно Андрей Яновский собрался за два года удвоить капитализацию компании, доведя ее до $1 млрд. Диверсификация портфеля брэндов не единственная инициатива на этом пути. Компания решила плотно взяться за дистрибуцию в маленьких городах, с населением менее 100 тыс. человек. «Амбиции Яновского можно понять, – констатирует «СФ». – Осенью прошлого года в компании появился новый бенефициар – инвестфонд Lion Capital. А это весьма жадный игрок».
Событием сокового рынка стала публикация отчетности компании “Лебедянский” по итогам 1 квартала 2008 года. Как сообщает «Business & Financial Markets», рост выручки по сравнению с 1 кварталом 2007 года составил 15 процентов. В то же время чистая прибыль сократилась почти на 37 процентов, составив по итогам квартала около 462,4 млн. руб. ($20 млн.). Сокращение чистой прибыли в компании объясняют увеличением расходов на расширение каналов сбыта и ростом транспортных расходов.