Настоящий российский виски

0:00
0

Министерство финансов подготовило законопроект, повышающий ставки акциза на спирт и водку, сообщает «Коммерсантъ». Если закон будет принят, то к 1 января 2009 года ставка акциза на этиловый спирт будет определена уже на уровне 27,7 руб. за 1 л безводного спирта, а к 1 января 2010 года – на уровне 30,47 руб. за (сейчас 26,8 и 28,4 руб. соответственно). На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (в эту категорию попадают все крепкие напитки, в том числе водка и коньяк) ставка акциза на 2009 год составит 191 руб., на 2010 год – 210 руб. (сейчас 185 и 196 руб. соответственно). Рост акциза для производителей водки составит 3,2 процента в 2009 году и уже более 7 процентов в 2010.

В то же время предложения Минфина по борьбе с нелегальным алкогольным рынком уже получили одобрение правительства. Минфин, в частности, предложил ввести уголовную ответственность за невнесение данных об алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. При этом каждый субъект Федерации должен создавать свои базы данных по обороту алкоголя для ЕГАИС. “Таким образом, мы сможем сопоставлять объемы произведенной или импортированной продукции, а также товара, проданного в рознице, – цитирует «Гудок» главу отдела нормативного регулирования, контроля и надзора за производством и оборотом алкоголя по координации алкогольной промышленности Минфина Владислава Спирина. – В будущем это также позволит размещать в магазинах специальные терминалы, где покупатель сможет сам проверить легальность продукции, а также погасить марку с проданной бутылки, чтобы эту марку нельзя было использовать вторично”.

Минфин также предлагает ввести с начала 2009 года запрет на вторичное использование тары. “Акцизная марка сегодня наклеивается на боковую часть бутылки, что позволяет сохранять ее целостность – в отличие от тех случаев, когда акциз наклеен поверх пробки. Многие предприятия повторно используют такую тару”, – пояснил Спирин. Поддельную водку от “легальной” можно будет отличить по цене. Бутылка водки емкостью 0,5 л должна стоить не меньше 70 руб. Та, что дешевле, будет считаться нелегальной.

Однако, по мнению главу Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФФРА) Вадима Дробиза, предложения Минфина направлены на ужесточение легального рынка и не усложнят жизнь теневому: “Основные экономические и социальные предпосылки для потребления суррогатного алкоголя у населения остались. Кроме того, обязательное декларирование розничных продаж в регионах приведет к росту бюрократического давления на мелкие магазины”.

«РБК daily» пишет о намерении компании “ОСТ-Алко” продать до 20 процентов алкогольного бизнеса. Привлеченные средства должны пойти на покупку новых активов, что позволит “ОСТ-Алко” нарастить долю на рынке. По словам финансового директора группы Алексея Мустяца, в качестве инвестора для алкогольного подразделения ОСТ не будет рассматривать стратегов, а сделает ставку на инвестиционные фонды. По мнению аналитика компании “Ренессанс Капитал” Виктора Димы, среди потенциальных покупателей акций алкогольного дивизиона группы ОСТ может быть любой фонд, заинтересованный в потребительском секторе России: “Стратегического инвестора привлечет сделка с возможностью увеличения пакета акций”. Глава ЦИФФРА Вадим Дробиз полагает, покупателем доли в алкогольном бизнесе может стать только западная структура. К примеру, интерес к российскому алкогольному рынку проявляет британский фонд Lion Capital, который ведет переговоры о покупке мажоритарной доли одного из крупнейших российских производителей – компании “Русский алкоголь”. “В случае с “ОСТ-Алко” инвестора может заинтересовать идеальное месторасположение и современное оборудование завода, а также самая сильная в Московской области логистика, – замечает г-н Дробиз. – Кроме того, это один из крупнейших производителей на рынке, который входит в десятку лидеров”.

Гендиректор “Парламент Дистрибьюшн” Сергей Куприянов считает, что инвесторы будут оценивать “ОСТ-Алко” не по самым высоким коэффициентам, так как у компании нет брендов с хорошими рыночными позициями. Вадим Дробиз пакет акций оценивает в 150-170 млн. долл.

«Коммерсантъ» представляет вниманию читателей статью о создании “Объединенной компании”, куда войдут принадлежащие правительству Москвы 43,07 процента завода “КиН” и алкогольные активы Банка Москвы – 25,01 процента в двух компаниях Межреспубликанского винзавода и 15,2 процента завода шампанского “Корнет”. Таким образом, доли города и структур банка составят 25,01 и 74,99 процента соответственно. Подчеркивается, что достичь синергии объединению может помешать ГК “Меркурий”, владелец 52,16 процента “КиН”: ее представители не собираются допускать новых партнеров к оперативному управлению предприятием.

Другая статья в газете «Коммерсантъ» посвящена формированию в России собственного рынка виски. Производить его собирается Торговый дом “Межреспубликанский винзавод”. По словам гендиректора ТД МВЗ Евгения Калабина, новый проект компании предполагает покупку производителя бурбона в США или виски в Шотландии. МВЗ уже ведет переговоры с потенциальными консультантами – KPMG, которые будут заниматься поиском активов и их оценкой.

Глава ЦИФФРА Вадим Дробиз считает, что интерес МВЗ к сегменту виски понятен: потребление дорогого импортного алкоголя приближается к уровню потребления дорогой водки. По данным центра, в 2007 году в России было выпито 27 млн. л водки дороже 300 руб. за бутылку 0,5 л, а других премиальных крепких напитков – коньяка, виски, рома – еще 18 млн. л, из них именно виски – 7 млн. л. В 2008 году последний показатель должен еще увеличиться примерно на 20 процентов, притом что в 2006 году он составлял всего 3,5 млн. л.

«Ведомости» пишут о феномене русской водки. “Союзплодоимпорту” пришлось убрать надпись Russian Vodka с этикеток Starka, Yubileynaya, Kubanskaya, Zubrovka, Okhotnichya, Pertsovka и Limonnaya, так как эти напитки являются цветными водками или настойками и, следовательно, не соответствуют критериям «русской водки» и не могут получить специальное свидетельство Роспатнета на соответствие требованиям одноименному наименованию места происхождения товара (НМПТ).

Однако заместитель директора Федерального института промышленной собственности Роберт Восканян уточняет, что права на “русскую водку” действуют только на территории РФ, потому что Россия не подписывала международных соглашений о защите НМПТ. Поэтому пока никто не может запретить иностранным компаниям продавать на своих рынках собственную Russian Vodka.

На рынке пива аналитики ожидают снижения темпов роста финансовых показателей в связи с замедлением роста рынка пива и повышением стоимости сырья. «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство “Тройка Диалог” отмечает, что в первом квартале этого года производство “Балтики” выросло всего на 2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Подчеркивается, что за этот период стоимость тонны ячменя выросла на 22 процента и достигла 9,18 тыс. руб. Согласно консенсус-прогнозу аналитиков пяти российских и иностранных банков, выручка пивоваренной компании за первый квартал 2008 года ожидается на уровне 447 млн. евро, что на 9,5 процента больше, чем в прошлом году. Негативное влияние на показатели компании должно оказать повышение акцизов на пиво, которые в первом квартале выросли на 32 процента. Поэтому аналитики ожидают снижения рентабельности производства и замедления темпов роста EBITDA.

“Балтика”, однако, намерена существенно нивелировать негативное влияние внешних факторов за счет оптимизации логистики и снижения расходов, а также за счет увеличения производства премиальных марок. Согласно публикации в «Business & Financial Markets», в I квартале компания расширила линейку лицензионных брендов за счет японского пива Asahi Super Dry. Помимо импортных сортов пива “Балтика” выводит на рынок и собственные премиальные торговые марки. Аналитик ИК “Финам” Сергей Фильченков полагает, что дальнейшее увеличение объемов продаж, расширение линейки премиальных брэндов, а также развитие собственной ресурсной базы поддержит рентабельность компании в среднесрочной перспективе.

Тем временем главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, прославившийся винными скандалами с сопредельными государствами, взялся за пиво, слабоалкогольные коктейли и энергетики уже безотносительно географии их производства. Как пишет «Газета», Онищенко заявил “Интерфаксу”, что эти напитки являются «наиболее злокачественными, фатально влияющими на здоровье населения». Сообщается, что ведомство Онищенко ведет разработку концепции алкогольной политики, которая будет внесена в правительство в этом году.

В центре внимания компании «Нидан» совершенствование системы дистрибуции. Как рассказал «Ведомостям» гендиректор “Нидана” Андрей Яновский, компания обратит внимание на малые города, доведет долю собственных продаж до 55 процентов (сейчас – 45 процентов), а часть сторонних дистрибуторов сделает логистическими партнерами. Яновский подчеркивает, что один город с населением в 50 000-100 000 человек может добавить к обороту до 40 тонн продукции в месяц.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ