Эпоха «коланизации»

0:00
0

Руководители “Брянскспиртпрома”, “Башспирта”, “Мордовспирта”, “Пензаспиртпрома”, “Татспиртпрома” и тамбовского “Талвиса” опубликовали открытое письмо Владимиру Путину, в котором попросили “предотвратить распад спиртовой отрасли России”. Как отмечают «Ведомости», производство спирта в России в I квартале 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. снизилось на 28 процентов до 10 млн. дал. А рост цен на зерно и повышение акциза, по данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), привели к подорожанию спирта с 500-550 руб./дал до 650 руб./дал.

Гендиректор “Мордовспирта” Виктор Якуба называет две схемы ухода от уплаты акциза. Первая – недобросовестный спиртзавод покупает левый спирт с якобы уже уплаченным акцизом и затем продает его как свой с небольшой наценкой. Вторая – ЛВЗ покупает спиртовой раствор, производит из него водку и затем требует 100 процентов возмещения акциза, так как он был якобы уже уплачен в момент производства раствора. “Мы поддерживаем предложение ФНС снизить акциз до 100 руб. за 1 л спирта, ввести единую для всех ставку и перенести уплату на спиртзавод, – объяснил Якуба. – Это предложение отклонил Минфин”. По данным источника в Минфине, предложение было отклонено, так как могло привести к подорожанию лекарств и лакокрасочной продукции.

Минфин тем временем по-прежнему выступает за введение минимальных розничных цен на алкоголь и планирует вернуться к этой теме при внесении очередных поправок в закон о госконтроле за производством и оборотом этилового спирта. «Возможно, такое решение будет непопулярным, но, на наш взгляд, водка не должна быть дешевой, тем более “народной”, – цитирует «Российская газета» интервью замминистра Сергея Шаталова. – По нашим расчетам, в случае принятия такого решения по отдельным товарным группам цены могут вырасти значительно”. Газета также сообщает, что Минфин может поддержать введение оперативных налоговых проверок предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Как отмечает Business & Financial Markets, законопроект об установлении минимальной цены на водку может быть внесен в Госдуму уже в середине мая. По предварительным подсчетам, стоимость бутылки водки объемом 0,5 литра может составить 80-100 руб. Участники рынка, опрошенные изданием, поддерживают предложение: по их мнению, это позволит уменьшить долю контрафактного алкоголя на рынке. Предполагаемая цена 80-100 руб. за бутылку водки отсекает легально произведенную продукцию от нелегальной, считает PR-директор ОАО “Синергия” Прохор Малютин. В эту цену действительно заложены различные составляющие – начиная от стоимости этикетки и заканчивая акцизами, говорит Малютин. “80 руб. за пол-литровую бутылку водки – это оптимальная цена”,- соглашается начальник отдела по связям с общественностью компании “Русский алкоголь” Александр Коровка. Вместе с тем директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз предупреждает, что при установлении столь высокой стоимости продукции доля рынка легального алкоголя может сократиться на 40 процентов в связи с тем, что существенно вырастет объем продажи контрафактных напитков.

«Коммерсантъ» пишет о другой причине роста цен на водку экономкласса: рост цен на зерно привел к снижению производства спирта. Согласно данным Росстата, производство спирта в России за первый квартал этого года сократилось на 30 процентов. “Сейчас тонна пшеницы, используемой в приготовлении водки, стоит 9,5 тыс. руб., а в начале года стоимость составляла 5,5-5,8 тыс. руб.”,- отмечает гендиректор “Алкогольных заводов Гросс” Виктор Самойлов. “Зерно подорожало в результате сочетания двух факторов: относительного неурожая в России и двух-трехкратного роста спроса на него в развивающихся странах”,- объясняет гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Согласно данным Росстата, за первый квартал этого года в России произведено 10,7 млн. дал этилового ректификованного (очищенного и пригодного для алкогольного производства) спирта из пищевого сырья, что составило 71,2 процента от уровня аналогичного периода прошлого года. Снижение производства зафиксировали крупнейшие производители спирта. Так, “Татспиртпром” произвел 61,8 процента от уровня марта 2007 года, Иткульский спиртзавод – 88,1 процента, ОАО “Брянскспиртпром” – 30,4 процента, ОАО “Талвис” – 65 процентов. Всего перед Росстатом отчитались 124 предприятия – на 10 меньше, чем на конец 2007 года. Ряд мелких спиртзаводов (например, филиалы ФГУП “Росспиртпром” “Марпосадский” и “Ядринский” в Чувашии, СЗ “Слободский” и др.) вынуждены были остановить производство, значительная часть оказалась на грани остановки.

Рост цен на сырье наносит ущерб и пивоваренной отрасли. «Московская правда» со ссылкой на агентство «RBC daily» пишет о сокращении объемов ячменя и ухудшении его качества в связи с изменением климата. Об этой тревожной тенденции на конгрессе пивоваров в Веллингтоне рассказал сотрудник новозеландского Института атмосферных исследований Джим Селинджер.

«Российские вести» пишут о негативных последствиях для российской экономики присоединения России к ВТО. «В России после присоединения к ВТО пошлина на спирт останется на запретительном уровне, а на Украине снизится почти до нуля, – констатирует газета. – Если же между соседними странами заработает зона свободной торговли, о которой нынче очень активно говорят в Киеве, то часть дешевого украинского спирта неизбежно “потечет” через границу с Россией».

Между тем отечественные компании продолжают подготовку к экспансии в Украину. В частности, “Русский алкоголь” готовится производить горилку. Комментируя ситуацию для «Ведомостей», представители компании высказали уверенность, что российский вариант горилки займет заметную долю на рынке: к 2010 г. группа планирует продавать 200 000 дал напитка в месяц. Производить ее будет по заказу “Русского алкоголя” украинская компания. По информации «Ведомостей», партнером “Русского алкоголя” может стать “Союз-виктан”.

В Nemiroff планы “Русского алкоголя” считают трудновыполнимыми. “Заявленный объем производства – это половина всего сегмента горилки в России”, – замечает пресс-секретарь Nemiroff Тагир Имангулов. Владелец украинского бренда “Хортица” Евгений Черняк, напротив, рад планам “Русского алкоголя”: “Появление новой горилки от крупного производителя только расширит сегмент, потому что компания будет вынуждена активно рекламировать свой продукт”.

Тем временем Coca-Cola и PepsiCo готовят атаку на российский квасной бастион. «Коланизация кваса» – так озаглавлена статья, которую предлагает вниманию читателей «Секрет фирмы». Сообщается, что PepsiCo уже занимается дистрибуцией кваса “Першинъ” российского холдинга “Эжен бужеле вайн”. Coca-Cola выводит на рынок квас под маркой “Кружка и бочка”, который производится на пензенском заводе “Самко”. Запуск бренда планируется на конец апреля.

Однако участники рынка рассчитывают, что рекламные бюджеты Coca-Cola и PepsiCo пойдут на пользу всем игрокам. “Дополнительная реклама будет способствовать популяризации напитка, это еще сильнее увеличит интерес к категории кваса и поможет сгладить сезонность”,- надеется директор по маркетингу “Очаково” Алексей Фролов. В “Деке” считают, что приход “коланистов” позволит привлечь более молодых потребителей. “Это большой вклад в развитие рынка. Логистические мощности компаний позволяют надеяться, что продукцию расставят в холодильниках Coca-Cola всей России и сама культура потребления кваса изменится, особенно это касается молодежи”,- добавляет Никита Волков, директор по маркетингу и продвижению “Деки”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ