На нетрезвую голову

0:00
0

Как сообщает «Российская газета», Экспертно-консультативный совет Комитета Совета Федерации по экономической политике предлагает вывести вино из-под действия закона о госрегулировании производства и продажи этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Рассматривать этот законопроект уже будет Госдума нового созыва. Если закон будет принят, виноделам удастся избегать лицензирования и маркировки бутылок, а реклама благородного напитка на телевидении будет разрешена с 22 часов вечера до 7 утра.

Однако эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ», не уверены, что рекламы вина на телевидении и радио будет много. Вице-президент по маркетингу компании “Винэксим” Станислав Кауфман считает, что вино будут рекламировать сезонно, но не в постоянном режиме. По словам гендиректора Ассоциации рекламодателей Светланы Завидовой, из-за высокой стоимости пакета эфирного времени далеко не все компании смогут воспользоваться разрешением и потеснить рекламу пива. С этим тезисом согласен и гендиректор компании Simple Максим Каширин. “Вероятнее, что виноделы займут альтернативные рекламные ниши, например, займутся спонсорской поддержкой мероприятий”, – считает он.

По замыслу авторов закона, популяризация вина будет способствовать изменению алкогольной культуры: водку потеснят легкие напитки. Однако в позитивные изменения верится с трудом: правительственные инициативы противоречат логике трезвого смысла.

В то же время накануне выборов власти заговорили о введении госмонополии на спирт. «Водка, равно как и прочий крепкий и крепленый алкоголь в нашей стране, – товар повышенной социальной, а значит, и электоральной значимости», – объясняет интерес к этой теме «Новая газета». В частности, глава Счетной палаты Сергей Степашин в очередной раз предложил ввести монополию на производство и оборот этилового спирта в модной форме госкорпорации. «Любопытно, что некоторое время назад г-н Степашин был одним из самых жестких критиков госкорпораций, во многом потому, что те не были подконтрольны его палате, – замечает «Новая газета». – Но затем, когда выяснилось, что СП сможет-таки в той или иной форме аудировать новые хозяйствующие единицы, он вдруг осознал, что без алкогольной госкорпорации бюджет недосчитается миллиардов рублей, а народ окончательно сопьется». Автор статьи уверен, что алкогольный рынок нуждается не в госмонополии на спирт, а в создании единого федерального органа по регулированию отрасли, долгосрочной национальной государственной программы.

Министр финансов Кудрин, напротив, предлагает приватизировать государственную собственность в алкогольном секторе. «Может быть, потому, что не хотел бы уводить бюджетообразующую отрасль в тень госкорпорации, а может, и потому, что сценарий этой приватизации уже давно расписан», – предполагают авторы статьи. «В целом все эти разнонаправленные новации нисколько не способствуют преодолению хаоса в системе контроля над алкогольным рынком», – резюмирует «Новая газета».

Такой же позиции придерживается «The New Times». «Расхожее представление о том, что власть едина и в делах, и в мыслях, блестяще опровергается возней последних недель вокруг алкоголя. Вернуть монополию на оборот этилового спирта (Федеральная налоговая служба и Счетная палата). Не допустить монополию на оборот спирта (Минфин). Акционировать, а затем приватизировать Росспиртпром (Минсельхоз). Поднять минимальную цену на водку (Госдума). Повысить акциз на пиво (она же). Смертность от алкоголя растет (председатель думского комитета Владимир Васильев). Смертность от алкоголя падает (вице-премьер правительства Дмитрий Медведев). Хоровое пение: срочно ввести ЕГАИС; продлить срок введения ЕГАИС; освободить оптовиков от ЕГАИС. Без ста грамм не разобраться. Впору затосковать – так непроходимо привычен бардак вокруг водки», – так оценивает ситуацию обозреватель РИА “Новости” Елена Загородняя в статье, написанной специально для журнала «The New Times».

По мнению автора, главная проблема сегодня в небывалой доступности водки, цены на которую держатся вопреки всеобщей инфляции. В то же время парламент на фоне разговоров об алкоголизации страны увеличил на треть цены на пиво. «The New Times» отмечает, что в России пиво вдвое дешевле водки, в Польше – в 12 раз. Подчеркивается, что именно доступность пива привела к тому, что Польша смогла переключиться с северного типа потребления алкоголя на южный.

Алкогольный рынок нуждается не в госмонополии на спирт, а в создании единого федерального органа по регулированию отрасли, долгосрочной национальной государственной программы. Законодательная база ведь должна подкреплять государственную программу, а ее нет. Поэтому и решают на высшем государственном уровне: где клеить акцизную или федеральную марку – сбоку или сверху…

Тем временем власти Ставрополья и Краснодарского края пытаются возродить культуру виноделия. Как сообщает «Эксперт Юг», за последние четыре года в винодельческую отрасль одного только Краснодарского края было вложено более 150 млн. евро. Генеральный директор “Ставропольвиноградпрома” Сергей Лысенко сетует, что уровень потребления вина на душу населения в России ещё очень далёк от того, что был в советское время. Сейчас это порядка 6 литров на человека в год по сравнению с 15 литрами в семидесятые годы. А показатель развитых в этом отношении стран, таких, как Франция или Италия (50 литров на человека) для нас вообще пока недосягаем.

«Эксперт Юг» отмечает, что, несмотря на позитивные изменения в виноделии накопилось много проблем, которые не решить за один-два сезона: «Главная беда – недостаток сырья. Рост производства, который сегодня очевиден, достигается во многом за счёт импортируемых виноматериалов. Чтобы изменить ситуацию, нужен многократный рост инвестиций. Те же 150 млн. евро пришлись всего лишь на 15 процентов винодельческих хозяйств Кубани. Южане активно привлекают к производственному процессу иностранных специалистов – виноградарей и виноделов из Франции, Италии, Австралии. Но иностранцев пугает бессистемный подход к модернизации виноделия. Одних только кубанских вин на рынке Юга – более 500 наименований, но брендов, преодолевших традцатипроцентный порог узнаваемости среди потребителей, всего десять. Виноделам нужно учиться работать с торговыми марками».

Тем не менее, сами виноделы и аналитики рынка уверены, что у ЮФО, особенно у Краснодарского края, – огромные перспективы роста. Южане начинают относиться к виноделию как к сложному бизнесу и движутся в правильном направлении: расширяют виноградные угодья, ищут средства для технического и технологического перевооружения, начинают прорабатывать маркетинговые тактики и выстраивать грамотную дистрибуцию.

И в этом им вполне могут помогать и региональные власти. Так, на Ставрополье принят местный закон “О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в крае”. Хозяйствам выделяются кредиты на закладку молодых виноградников, на топливо, предоставляется техника в лизинг. «Этот опыт надо тиражировать, увеличивая тем самым инвестиционную привлекательность отрасли», – заявляет «Эксперт Юг».

Экстенсивный период роста переживает и винодельческий рынок Чили. «Европейская интервенция в Чили продолжается, – констатирует «Business & Financial Markets». – Консультанты с громкими именами приезжают для создания новых марок, насаждаются виноградники и строятся винные заводы, растет число сортов винограда и разнообразие стилей производимых здесь вин».

Пытаясь разобраться в этом многообразии, эксперты журнала Magnum провели очередную сравнительную “слепую” дегустацию и выбрали лучшие чилийские вина на российском рынке. Победителями были признаны вина Chateau Los Boldos, Haras Character, Vina San Pedro, Neblus, Miguel Torres, Laroche, Santa Carolina, Chateau Los Boldos, Concha у Тоrо.

Пока чилийские вина осваивают российский и европейский рынок, “Вимм-билль-данн” сделал ставку на канадский морс. Как пишут «Ведомости», в Канаде стартовало производство морсов под принадлежащей ВБД маркой Wonder Berry (“Чудо-ягода”). Президент компании Wonder Berry Евгений Ярославский не исключает, что вместе с ВБД построит в Канаде и соковый завод стоимостью $20 млн. «Канадская версия “Чудо-ягоды” оказалась намного успешнее российской, – отмечают «Ведомости». – Если раньше Wonder Berry продавала в год около 1 млн. литров российского морса, то после презентации канадского получила заказы на 5 млн. л от покупателей из Канады, США, Германии, Франции и Израиля». По словам пресс-секретаря компании Антона Сарайкина, помимо Канады ВБД планирует начать выпуск морсов и в других странах.

«Ведомости» полагают, что расширение экспорта для ВБД будет не лишним. За пять лет лидер сокового рынка уступил сначала “Лебедянскому”, который в апреле 2004 г. занял, по данным “Бизнес аналитики”, 27,8 процента рынка (в денежном выражении), а осенью 2004 г. ВБД уже со второго места сместил “Мултон” с 25,6 процента сокового рынка. Сейчас на ВБД наступает “Нидан”, которому осталось до экс-лидера всего 1,5 процента.

Однако конкуренты уверены, что экспорт не поможет ВБД. По словам представителя “Лебедянского” Александра Костикова, “реально больших денег там не заработаешь”. Не верит в успех конкурента и гендиректор “Нидана” Андрей Яновский.

Тем не менее, аналитики ФК “Уралсиб” повысили рекомендацию акций “Вимм-Билль-Данн продукты питания” с «держать» до «покупать». По оценке аналитиков, выручка ВБД на соковом рынке в 2007-2012 годах увеличится на 7,5 процента. В то же время большинство экспертов успехи ВБД связывают с молочным сегментом. Аналитик ИФК “Солид” Евгения Талалаева считает, что основным двигателем роста финансовых показателей по-прежнему будет молочный бизнес.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ