Гендиректор группы «ОСТ» Александра Лазуто может быть отправлен в отставку. По информации газеты «Коммерсантъ», место Лазуто займет Андрей Кобаль, возглавлявший ранее молдавский завод “Суворов-вин”. Опрошенные «Коммерсантом» участники алкогольного рынка связывают предстоящий уход Александра Лазуто с неудавшейся сделкой по покупке “Бастиона”, производством которого ОСТ занималась с 2001 года. Ранее в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» президент SPI Group Андрей Скурихин отмечал: “Единственное, что может помешать развитию “ОСТ-Алко”, – это отсутствие в ее портфеле марок с быстрорастущими продажами”. Об отсутствии собственных сильных марок как о ключевой проблеме компании говорит и директор по маркетингу ТМ “Хортица” Сергей Величко.
Гендиректор “Алкогольные заводы Гросс” Виктор Самойлов предполагает три варианта дальнейшего развития группы ОСТ: она может наладить розлив по новым контрактам, продать алкогольное производство или создать собственные бренды. Вместе с тем PR-директор ОСТ Татьяна Лукьянова предупреждает, что в розливе по контракту есть опасность снова потерять клиента: «Продавать предприятие собственники вряд ли пожелают, поэтому самый подходящий вариант – создание новых марок».
Эксперты, привлеченные «РБК daily», неоднозначно оценивают деятельность Александра Лазуто в должности гендиректора “ОСТ”. “Явных прорывов на рынке за последний год у компании не наблюдалось”, – считает вице-президент “Парламент Групп” Сергей Куприянов. С этим соглашается и президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. По данным агентства “Бизнес Аналитика”, за последний год группа ОСТ опустилась с пятого на шестое место в рейтинге производителей водки, а ее доля снизилась с 3,7 до 3,6 процента рынка. Впрочем, по впечатлению гендиректора ГК “Русский алкоголь” Сергея Сорокина, за последнее время “работа группы систематизировалась, в ней появилась логика”.
Как сообщил источник «РБК daily», Лазуто может быть предложена должность председателя совета директоров группы. В самой группе «ОСТ» комментировать информацию о возможных кадровых перестановках отказались.
Новым владельцем «Бастиона» стал “Межреспубликанский винный завод”, который заплатил РВВК за знаменитый бренд $25 млн. Директор по связям с общественностью МВЗ Светлана Сенковская заявила «Коммерсанту», что покупка “Бастиона”, который позиционируется в нише премиум, позволит улучшить коньячную линейку. В линейке завода сейчас представлены коньяки “Арбатский”, “ММВЗ”, “Кутузов”, “Кутузов специальный” и Jenssen. Гендиректор ГК “Русский алкоголь” Сергей Сорокин считает, что рыночная стоимость “Бастиона” не превышает $15-17 млн., а такая высокая цена сделки отражает “имиджевую наценку”.
«Коммерсантъ» напоминает, что недавно МВЗ стал собственником водочного бренда “Флагман”, ранее также принадлежавшего РВВК. По информации источника газеты, знакомого с планами МВЗ, это не последняя крупная покупка. Сейчас ведутся переговоры о покупке московского завода коньячных вин КиН.
«Секрет фирмы» добавляет, что РВВК не сумела реализовать весь потенциал бренда “Бастион”. «Никогда в эту марку не вкладывались должные бюджеты, она всегда была на вторых ролях – после водки «Флагман». В результате «Бастион» не получил должного развития», – отмечает гендиректор ТД “Арома” Игорь Комаров.
Издание также отмечает, что сегодня «Бастион» столкнулся с объективными проблемами, которые затрудняют его продвижение. Изюминка “Бастиона” – в схеме производства, давно используемой на Западе, но новой для России: делать коньяк из купажа иностранных спиртов. Однако сегодня цены на сырье стремительно растут. По разным оценкам, только за 2006 год сырье подорожало на 30-200 процентов (в зависимости от качества). “Прогноз на ближайшее время неутешительный,- сокрушается Комаров.- Цена на коньячные спирты во Франции диктуются прежде всего Hennessy и другими крупными производителями, которые скупают большую часть спиртов на рынке. Коньяк – довольно маленький регион, он не может реагировать адекватно на такой спрос”.
Таким образом, изменение экономического климата в провинции Коньяк показало: французское производство, казавшееся безусловным преимуществом в 2000 году – центральная идея бренда, сделавшая “Бастион” одним из самых продаваемых российских коньяков – теперь оказалось недостатком, снижающим рентабельность бизнеса, резюмирует «Секрет фирмы».
Сергей Зивенко делает ставку эконом-сегмент. Как стало известно «РБК daily», президент ТПГ “Кристалл” решил на “Калужском Кристалле” производить недорогой коньяк под маркой “Олигарх”, под которой также выпускаются водка и шампанское. Запуск коньячного производства намечен на весну следующего года. По мнению участников рынка, “Олигарху” будет тяжело конкурировать с огромным количеством недорогих российских коньяков.
“Там очень большое значение имеет ценовой фактор и нет потребительского пристрастия к каким-то определенным брендам”, – отмечает гендиректор ТД “Арома” Игорь Комаров. По словам директора по маркетингу и развитию компании “РВВК-Холдинг” Михаила Назаренко, сегмент недорогих коньяков на 47 процентов занят коньяком “Московский”: “Максимум, на что может рассчитывать “Олигарх” – это 15 процентов сегмента за пару лет”. Производители коньяка также обращают внимание на неудачный выбор названия нового продукта, которое будет повторять название водки и шампанского. “Выпускать продукцию разных категорий под одним брендом – сомнительная затея: у коньяка и у водки разные аудитории”, – считает Комаров.
“Межреспубликанский винный завод” также попал в поле внимания СМИ в связи с планами создания торгового дома в Китае. Директор по маркетингу компании Вячеслав Кузьменко сообщил газете «Business & Financial Markets», что ТД МВЗ уже произвел первые отгрузки водки и игристых вин в Китай, а также приступил к поставкам болгарских вин. В октябре планируется отгрузить французский коньяк Jenssen, а в ноябре – молдавские коньяки с входящего в группу молдавского завода “Калараш”.
Партнером ТД МВЗ в Китае выступает компания Tequila de Zunni SA de CV Shanghai China. Российская компания в течение года намерена закрепиться в десяти крупнейших городах Китая, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чунцин и Ханчжоу. “Оценивая потенциал нашего портфеля брэндов, мы надеемся в ближайшие два-три года достигнуть оборотов не менее $30 млн. в год и не исключаем возможности создания СП в Китае”,- говорит Вячеслав Кузьменко.
ТД МВЗ станет вторым российским игроком на китайском рынке. До сих пор в этой стране работала только компания “Русский стандарт”. Не исключают освоение этого рынка и в группе “Алкогольные заводы “Гросс””. Как считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, российские производители водки вынуждены выходить на мировые рынки из-за стагнации внутреннего рынка, обусловленной отсутствием роста потребления и давлением нелегальной продукции. Вместе с тем производители вина, шампанского и коньяка накопили достаточно средств для выхода за рубеж.
“Веда” выводит на рынок линейку безалкогольных напитков под брендом “Дача”. По мнению газеты «Коммерсантъ», “Веда” может начать выпуск газированных напитков по примеру группы ОСТ. Пресс-секретарь компании “Русский алкоголь” Александр Коровка осведомлен, что “технически “Веда” готова к производству безалкогольных напитков”, поскольку занимается розливом слабоалкогольной продукции, где технология производства очень похожа. Гендиректор «ОСТ» Александр Лазуто подсчитал, что “строительство небольшого завода по производству безалкогольных напитков может стоить от $40 млн.”.