Вслед за компаниями Nemiroff и «Союз-Виктан» собственный завод в России появится у “Имидж Холдинга”, который выпускает водку “Хортиця”. Как сообщает «Коммерсантъ», для строительства собственного завода “Имидж Холдинг” приобрел 20 га земли под Санкт-Петербургом. Финансирует проект украинское подразделение швейцарского банка Credit Suisse. По оценке компании Praktis CB, за участок “Имидж Холдинг” заплатил $60 млн. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров полагает, что само строительство ликероводочного завода может обойтись “Имидж Холдингу” более чем в $30 млн.
О том, что “Имидж Холдинг” стал собственником 20 га земли в Ленинградской области, «Коммерсанту» рассказал представитель одного из питерских алкогольных холдингов, пожелавший остаться неизвестным. Директор информационного департамента Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз утверждает, что основной владелец “Имидж Холдинга” Евгений Черняк рассказывал ему о “принципиальных договоренностях” по поводу земельного участка. В петербургском Агентстве развития и исследований недвижимости АРИН подтвердили информацию, что последние полгода “Имидж Холдинг” искал 20 га на южном направлении Петербурга рядом с железнодорожной веткой и с водопроводом. Однако в “Имидж Холдинге” и в российском представительстве торговой марки “Хортиця” от комментариев на эту тему отказались.
Конкуренты “Хортицы” также сделку комментируют неохотно, предпочитая ограничиваться расплывчатыми фразами, что «места хватит всем». Игроки рынка также замечают, что “производить водку в Петродворце – слишком дорогое удовольствие”.
Скупкой недвижимости занялся также холдинг «Веда». Как стало известно «РБК daily», на торгах в Фонде имущества Санкт-Петербурга решилась судьба скандально известного участка площадью 2,5 га рядом со станцией метро “Проспект Просвещения”, где сейчас располагается несанкционированный вещевой рынок. Победителем аукциона стало ООО “Кэннон Инвестментс Рус”, которое заплатило за лот 247 млн. руб. при стартовой цене 33,6 млн. руб. По данным «РБК daily», участок приобретен в интересах «Веды». Правда, питерскому холдингу участок нужен не для развития производства, а для выгодного вложения капитала. На месте рынка планируется возвести современный комплекс смешанного назначения. По оценкам экспертов, объем инвестиций в проект может превысить 230 млн. евро.
«РБК daily» напоминает, что ООО “Кэннон Инвестментс Рус” в мае текущего года уже приобрело для “Веды” участок земли в поселке Комарово под рекреационную застройку. “Многие производственники в последнее время начинают заниматься девелопментом с целью размещения избыточных финансовых ресурсов”, – отмечает заместитель генерального директора компании “Охта Групп” Константин Ковалев.
На пивоваренном рынке тем временем разгорается скандал, в который оказался вовлечен холдинг Heineken. Как пишут «Ведомости», лидеру рынка стало известно, что в Красноярском крае реализуется “Жигулевское” зеленогорского производства в бутылках Heineken оригинального дизайна с надписью “Under Heineken Russia Control”. Красноярскому УФАС стало известно, что Зеленогорский Пивобезалкогольный комбинат организовал пункт приема стеклотары, в которую потом разливает пиво.
«Ведомости» заявляют, что подобная ситуация для регионов является типичной. Начальник отдела маркетинга “Томского пива” Максим Курохтин говорит, что у небольших производителей зачастую нет выбора: “Заказывать оригинальные бутылки слишком дорого: одна штука обходится в 4-5 руб. Мы используем бутылки стандарта “Балтики” по лицензионному соглашению с компанией”. Андрей Малафеев, менеджер по связям с общественностью “Пивоварня Москва-Эфес”, уточнил, что все крупные компании перешли на эксклюзивные бутылки и возвратную тару не используют.
«Коммерсантъ», в свою очередь, пишет о выходе швейцарской компании Polygon Chemie AG на российский рынок упаковки. Polygon купила 18 процентов акций группы “Европласт”, крупнейшего игрока рынка пластиковых преформ. Аналитики оценивают сделку в $35-36 млн. и прочат Polygon высокую доходность вложений: в пластиковую тару сейчас разливается 46,2 процента всего производимого в стране пива и эта доля неуклонно растет. Востребованы преформы и на рынке соков, воды и коктейлей.
Укрепляет свои позиции в России и компания United Bottling Group, созданная швейцарской Arogla и российской “Хэппилэнд”. Группа объявила о намерении вложить 100 млн. евро в новый проект, который включает расширение мощностей по производству напитков, строительство двух логистических центров и создание транспортной компании. Как стало известно «РБК daily», в будущем компания собирается вложить еще 100 млн. евро в строительство нового завода и склада. По словам экспертов, в России сейчас ощущается острая нехватка как контрактных производств, так и логистических мощностей, поэтому предложение United Bottling Group найдет спрос.
Как пояснила президент компании “Хэппилэнд” Ольга Курбатова, увеличенные производственные мощности рассчитаны под контрактное производство с западными партнерами. “Мы сейчас ведем переговоры с одним из самых крупных производителей напитков в мире”, – отметила она, отказавшись назвать компанию. По признанию Ольги Курбатовой, развитие логистической структуры также рассчитано на контрактных партнеров: “На первом этапе 50 процентов логистических площадей планируется отдавать сторонним клиентам. Боттлинг и предоставление логистических услуг – это уже полный комплекс, который очень востребован сегодня на рынке”.
Гендиректор компании “Нидан Соки” Андрей Яновский считает, что United Bottling Group, развивая логистические мощности, ищет новую нишу для развития: “Учитывая сложности на рынке слабоалкогольных продуктов, компания, очевидно, решила найти новый путь для своего развития. Такие мощности будут востребованы на 100 процентов”.
Сама компания «Нидан» сосредоточена на укреплении позиций на рынке детского питания. Как пишет «РБК daily», в начале октября начнет синдикацию кредита объемом около 500 млн. долл. Аналитики предполагают, что основную часть кредита новый акционер может направить на развитие направления детского питания, рынок которого в последнее время растет наиболее быстрыми темпами. По некоторым сведениям, “Нидан” начал вести переговоры с рядом российских и украинских производителей об их покупке. Если компании не удастся никого купить, она планирует строительство собственного предприятия по производству детского питания. По подсчетам аналитика ИК “Финам” Владислава Кочеткова, такой завод может обойтись «Нидану» в 250 млн. долл.
Аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина также считает, что детское питание может стать одним из основных направлений инвестиций “Нидана” в ближайшем будущем. По мнению Гранкиной, кредит также будет направлен на улучшение своей дистрибуции компании и на расширение портфеля брендов.
В “Нидане” подтвердили факт привлечения синдицированного кредита на полмиллиарда долларов, однако отказались от дальнейших комментариев. “Кредит привлекается в интересах нового акционера компании Lion Capital”, – пояснил РБК daily гендиректор “Нидан Соки” Андрей Яновский.
«Ведомости» сообщают, что кредит Lion Capital привлекает на финансирование сделки по покупке «Нидана». По информации деловой газеты, сумма кредита может составить $350-450 млн. Частично сделка будет профинансирована из собственных средств инвестфонда. Новая SPV-компания получит 100 процентов акций “Нидана”, она же привлекает синдицированный кредит. Часть акций в этой компании будет принадлежать Lion Capital, а часть – нынешним акционерам “Нидана”. Директор управления инвестиционно-банковской деятельности “Тройки диалог” Максим Арефьев отмечает, что благодаря предложенной структуре сделки акционеры “Нидана” смогут разделить с Lion Capital выгоды от будущего роста компании. Арефьев считает сделку первым примером покупки на заемные средства в российской практике. При покупке “Нидана” участвующие в синдикате банки впервые смогут выбрать одну из трех доходностей по кредиту в зависимости от степени риска.