СМИ продолжают муссировать тему неоднозначного отношения правительства к ЕГАИС. “Атмосфера всеобщей неуверенности в отношении работы чудо-системы сохраняется уже более полутора лет – с тех пор как заработала новая редакция закона о производстве и обороте этилового спирта. Но только сейчас измученные неизвестностью производители алкоголя осознали, что ЕГАИС может рухнуть вовсе. Федеральная налоговая служба, назначенная ответственной за проект, призналась, что система задачи по борьбе с нелегальным алкоголем не выполняет и лучше бы от нее отказаться, – отмечает “Русский Newsweek”. – Выходит, самопал будут гнать и дальше, а на легальном рынке возможен новый кризис дефицита. Пока у государства хорошо получается только наказывать за невыполнение противоречивых требований по подключению к системе”.
“Русский репортер” полагает, что ФНС действует в интересах Минфина. Как сообщил изданию чиновник министерства, пожелавший остаться неизвестным, в Минфине всегда понимали, что практическая ценность ЕГАИС будет равна нулю. “ЕГАИС – просто дорогая бесполезная игрушка, что-то вроде детской железной дороги: ездит по кругу и все время требует замены батареек”, – констатирует “Русский репортер”.
Однако, как и прежде, Минфин столкнулся с решительным противостоянием Минэкономразвития. В такой ситуации ведомству Кудрина пришлось придумать хитрую комбинацию, чтобы сломить сопротивление МЭРТ: лишив производителей лицензий, вогнать алкогольную сферу в ступор, поднять панику и привлечь внимание широкой общественности. “Оказывается, чтобы одно министерство смогло доказать свою правоту другому, надо целую отрасль загнать в рукотворный кризис”, – делает выводы “Русский репортер”.
По информации газеты “Аргументы недели”, для борьбы с теневым рынком власти предлагают ужесточить ответственности для изготовителей нелегального алкоголя. “Уголовный кодекс очень либерален по отношению к таким преступлениям, – говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Например, если вас поймают с фурой нелегальной водки, вы отделаетесь штрафом в 400 минимальных зарплат”.
Тем временем Мосгордума в первом чтении приняла поправки в городское законодательство, фактически отменяющие действующий сейчас запрет на ночную продажу крепкого алкоголя. Как пишет “Газета”, поправки были предложены депутатом фракции “Яблоко” Сергеем Митрохиным. Депутат полагает, существующий запрет открывает широкий простор для коррупции, так как разрешение на круглосуточную продажу алкоголя можно получить по согласованию с префектурой. В результате фактически запрет на ночную продажу водки распространился только на мелкие и средние магазины.
“Газета” отмечает, что в первоначальной редакции поправок Митрохина предлагалось запретить торговать ночью водкой всем без исключений. Однако по результатам обсуждения данных поправок в профильных комиссиях Мосгордумы текст кардинально изменился: ночную торговлю водкой запретят только торговым точкам, расположенным на “территориях, прилегающих к детским, учебным, культовым и лечебно-профилактическим учреждениям, вокзалам, аэропортам, станциям метро, объектам военного назначения”, а также развлекательным центрам и дискотекам, в которые допускаются несовершеннолетние.
“Принятие данных поправок означает гармонизацию интересов крупного, малого и среднего бизнеса, – говорит пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – При этом надо понимать, что проблему контрафакта это никак не решает, поскольку основную массу нелегальной водки по 40-50 рублей за бутылку в Москве продают именно в небольших магазинах”.
“Business & Financial Markets” предупреждает о возможном росте цен на импортный алкоголь. Дело в том, что ФТС создает единую информационную систему, которая позволит вычислить реальную стоимость ввозимого в страну алкоголя. В базу будут заноситься различные характеристики продукции: страна-импортер, компания-производитель, марка напитка, сорт винограда, объемы поставок и др. Таким образом будет вычисляться оптимальная стоимость, по которой должна декларироваться продукция. За сведениями сотрудники ФТС планируют обращаться к производителям, импортерам и общественным организациям (например, к ТПП). Кроме этого, чиновники планируют использовать и собственные данные.
Импортеры, опрошенные газетой “B&FM” не против инициативы ФТС. “Уже сейчас при таможенном оформлении, мы предоставляем полный пакет документов, позволяющий провести контроль за формированием таможенной стоимости”, – утверждает финансовый директор компании “Хортица” Владислав Мягкий.
Руководитель таможенной практики международной юридической компании DLA Piper Вильгельмина Шавшина отмечает, что если производители согласятся дать информацию о своих ценах, то идея ФТС вполне может быть реализована. Но в любом случае на создание системы уйдет не менее двух лет.
Одним из главных событий рынка крепкого алкоголя стала продажа коньячного бренда “Бастион” группе ОСТ за $28 млн. “РВВК сдала “Бастион”” – так озаглавлена статья в “Коммерсанте”. По информации газеты, акционеры РВВК решили выйти из алкогольного бизнеса. В то же время группа ОСТ была заинтересована в диверсификации портфеля брендов накануне проведения IPO. ОСТ планирует разместить до 20 процентов акций, а стоимость всей компании аналитики оценивают в $220-230 млн.
Гендиректор группы “Русский алкоголь” Сергей Сорокин считает сумму сделки завышенной. “Рыночная стоимость “Бастиона” составляет $15-20 млн.”, – уверен он. Бывший вице-президент РВВК Герман Климовский тоже удивлен столь высокой суммой сделки. В то же время вице-президент “Русского стандарта” Игорь Косарев считает сделку логичной для ОСТ, напоминая, что в 2004 году ОСТ и РВВК объединили дистрибуцию своих алкогольных брендов.
“Коммерсанту” также стало известно, что вскоре РВВК может избавиться и бренда “Флагман”, который будет продан SPI Group. Президент SPI Андрей Скурихин это опровергает, но о переговорах знает гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев.
Диверсификацией бизнеса всерьез занялась и “Веда”. Как пишут “Ведомости”, “Веда” вложит до $25 млн. в запуск производства вина, шампанского и коньяка.
“Это те сегменты, которые демонстрируют высокие темпы роста – на уровне 30-40 процентов ежегодно”, – объясняет вице-президент по маркетингу “Веды” Дмитрий Барсуков. Наибольший интерес компания проявляет к винному направлению. По данным Росстата, за первые пять месяцев 2007 года производство вина в России увеличилось в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 18,9 млн. дал, игристого вина – на 80,4 процента до 5,6 млн. дал, коньяка – в два раза до 2,8 млн. дал.
Аналитик “Центринвест груп” Андрей Рожков указывает, что диверсификация связана с желанием производителей сохранить прибыльность бизнеса. “Потребитель переключается на более слабые напитки – вино, пиво”, – говорит Рожков. При этом он отмечает, что решение надо было принимать после запрета импорта из Молдавии и Грузии, когда освободился значительный сегмент рынка.
Падению популярности водки также посвящена статья в газете “Известия”. По данным агентства Discovery Research Group, за последние годы россияне стали более привередливы в выборе крепкого спиртного. Производство водки падает, а популярность более благородных напитков – коньяка, виски или даже саке – наоборот, растет. “Потребление “экзотики” во многом носит статусный характер, – замечает исполнительный директор исследовательской компании Илья Ломакин. – Это подчеркивает высокий уровень потребителя и говорит о том, что он может себе позволить пить дорогие напитки”.
Однако у этой тенденции есть и другие причины. Во-первых, в России все больше женщин начинает употреблять спиртное. “Слабый пол часто недолюбливает водку. Зато с удовольствием пьет, например, текилу или сладкие ликеры”, – отмечают “Известия”. – Свою роль играет и красочная реклама “продвинутых” напитков, которую нередко можно обнаружить в гламурных изданиях. “Для многих потребителей даже самое обычное виски ассоциируется с красивой жизнью. А то, что похмелье с него гораздо сильней, чем с “простенькой” водки, так это дань “статусу””.
На рынке вина задают тон производители вин Нового света, которые вытесняют виноделов Франции, Италии и Испании с мирового рынка. Как пишут “Известия”, в традиционных винных державах потребление вина снизилось вдвое: благородный напиток вовсю замещается пивом или более крепким алкоголем.
Еврокомиссия нашла неожиданный выход из кризисной ситуации. По мнению ЕК, поскольку европейские виноделы выпускают слишком много столового вина, нужно вырубить 400 тыс. из 3,5 млн. гектаров европейских виноградников.
“Драконовские методы спасения виноделия в Европе напоминают о тех недавних временах, когда в нашей стране активно боролись с алкоголизмом, – отмечает обозреватель “Известий” Наталья Гриднева. – Тогда были вырублены лучшие виноградные лозы. До сих пор молдавские, кубанские и грузинские виноделы так и не смогли полностью оправиться от последствий этой антиалкогольной кампании. Теперь теми же методами, но с другими целями – повысить качество вина и как следствие цены и спрос на него – вырубают виноградную лозу в Европе”.
На россиянах кризис европейских виноделов никак не скажется. “У нас цены на европейское вино и его качество никак не связаны с процессами, происходящими в Европе, – считает Павел Шапкин. – У нас и то и другое определяют поставщики”. “Так что “антиалкогольная” кампания, которую развязала Еврокомиссия, вполне может и так высокие цены на вино взвинтить еще больше”, – резюмируют “Известия”.
В России дешевые европейские вина практически полностью вытеснили молдавские. Поставки вина из Молдавии в Россию должны возобновиться уже в конце июля, однако, по оценке “Компании”, молдавским производителям не удастся вернуть свои некогда прочные позиции на российском винном рынке. Дело в том, что представлены молдавские вина были в основном в низкой ценовой категории – 80-100 руб. за бутылку. Теперь молдаване намерены предлагать российскому потребителю главным образом сортовые вина по цене 120-150 руб. Однако в этом сегменте им придется столкнуться с конкуренцией со стороны недорогих испанских, аргентинских, французских напитков. По прогнозам аналитиков, молдаванам едва ли удастся занять более 10-15 процентов российского рынка импортного вина.