Как пишет “Газета”, первый гвоздь в гроб ЕГАИС Минфин вбил, разработав поправки к закону об обороте этилового спирта, согласно которым из-под действия электронной системы учета выводится оптовое звено. На данный законопроект уже был получен положительный отзыв правительства, и не исключено, что в ближайшее время он будет рассматриваться в Госдуме. Теперь Минфин заявляет о необходимости вернуться к старой системе региональных специальных марок при которой ЕГАИС становится лишней. “Информация с ЕГАИС никому не нужна, и пользоваться ею некому, – отмечает аналитик алкогольного рынка Виктор Хмельницкий. – Так что система является только лишней головной болью для Минфина и ФНС”.
Обозреватель “Газеты” Кира Ремнева напоминает историю с отзывом лицензий у предприятий, не оборудованных автоматическими счетчиками спирта. Всего, по информации Минфина, налоговики приостановили действие лицензий у 320 компаний – чуть менее 50 процентов всех предприятий отрасли. “В ФНС не могли не понимать, что подобные действия привлекут внимание СМИ и вызовут новые разговоры о грядущем кризисе на алкогольном рынке”, – заявляет Виктор Хмельницкий.
Реакция последовала незамедлительно. Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин уже заявил о грядущей реструктуризации рынка и неизбежном увеличении количества контрафактной продукции. “Правда, информацию о том, что лицензии начинают возвращать, почему-то не афишируют”, – отмечает Кира Ремнева. По мнению Хмельницкого, краткосрочная остановка заводов – это сознательно устроенная провокация: “Минфин таким образом создает взрывоопасную обстановку, пытаясь напомнить о кризисе прошлого года”.
С критикой системы “егоизации” всей страны выступает “Коммерсантъ”, предложив вниманию читателей статью “ЕГАИС проиграла бой с тенью”. В распоряжении газеты оказалась аналитическая записка Счетной палаты, в которой подчеркивает, что несмотря на введение с 2006 года системы ЕГАИС “анализ показателей в сфере производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья… позволяет сделать вывод о том, что эффективный госконтроль за процессами алкогольного рынка отсутствует”. По их мнению, ситуация “в части поступлений акцизов в бюджет от этой отрасли практически не меняется”. По оценке Счетной палаты, более 50 процентов в общем объеме рынка приходится на нелегальную продукцию, в связи с чем российская бюджетная система теряет более 45-55 млрд. руб. ежегодно. Высокую долю нелегальной продукции на рынке аудиторы объясняют “проводимой на алкогольном рынке акцизной и ценовой политикой”. Счетная палата предлагает перейти от взимания акциза с алкогольной и спиртосодержащей продукции к взиманию акциза с этилового спирта.
Представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров согласен с предложением перенести акциз на спирт, но считает, что ставка акциза должна быть снижена до 100 руб. за литр, чтобы нелегальная водка потеряла ценовое преимущество. В то же время “Коммерсантъ” сомневается, что предложения аудиторов будут поддержаны в правительстве, потому что тогда продукция других отраслей, где используется спирт, например медицинские товары или фотопленка, серьезно подорожает.
Те же аргументы против ЕГАИС приводит “РБК daily”. “ЕГАИС не помогла, – заявляет издание. – Половина алкогольного рынка по-прежнему остается в тени”. Подчеркивается, что эксперты и участники рынка соглашаются с выводами Счетной палаты.
Более решительно настроена газета “Business & Financial Markets”, которая на первой полосе разместила статью под оптимистичным заголовком “ЕГАИС отменяется”. “Система контроля над алкогольной продукцией (ЕГАИС), которая вот уже более года стала кошмаром для производителей и продавцов, может быть упразднена. Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов предлагает отменить обязательную маркировку алкоголя акцизными и специальными марками и уплачивать весь акциз производителям водки под банковские гарантии”, – пишет B&FM.
Однако участники рынка, которым введение ЕГАИС обошлось в $3 млрд., считают, что сейчас отменять систему контроля не имеет смысла. “Нужно не отменять маркировку, а совершенствовать ее и развивать ЕГАИС”,- уверен директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. “Несмотря на все недоработки, ЕГАИС – хорошая система и не нужно от нее отказываться”, – соглашается начальник отдела по связям с общественностью компании “Русский алкоголь” Александр Коровка. “Если мы сейчас отменим ЕГАИС, это может привести к увеличению доли контрафактного алкоголя на рынке, как это было до начала действия системы”, – добавляет один из разработчиков закона о ЕГАИС, зампред комитета по экономической политике Госдумы Елена Панина.
Чиновники, опрошенные “Коммерсантом”, сомневаются, что инициативу ФНС поддержат Госдума и правительство. ФНС не участвует в выработке нормативных актов, это относится к полномочиям Минфина, отмечает высокопоставленный источник Ъ в правительстве. По его словам, система, предложенная налоговиками, не позволит контролировать продажу нелегального алкоголя в рознице. “Пока наличие марки все же гарантирует уплату акциза. Конечно, все понимают, что на некоторых заводах нелегальный алкоголь производят в “третью смену”, но непонятно, как с этим бороться”, – признается источник. Председатель думского комитета по экономполитике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров считает критику акцизных марок и ЕГАИС в письме ФНС “весьма поверхностной”, а предложения – “лишенными серьезного экономического обоснования”.
Один из водочных “королей”, прокомментировавший инициативу ФНС “Российской газете” на условиях анонимности, заметил, что налоговики стараются загодя “подстелить соломку”, избавиться от несвойственных им функций по отладке ЕГАИС, которые, по сути, правительство возложило на это ведомство. И уже через несколько месяцев ФНС придется отвечать за эффективную работу ЕГАИС.
Другие участники алкогольного рынка в беседе с корреспондентом “РГ” Татьяной Зыковой подчеркнули, что письмо предложение ФНС “фактически вскрывает вопиющую ситуацию, когда в стране нет четкого инструмента подтверждения подлинности алкогольной продукции и уплаты акцизов”. “Пока нет единого федерального органа, который мог бы брать на себя ответственность за принимаемые решения и их последствия, проблема не будет решена”, – отмечает представитель СУАР Вадим Дробиз. По мнению эксперта, письмо руководителя ФНС Михаила Мокрецова на имя спикера Госдумы Бориса Грызлова должно стать началом серьезного разговора о “болевых точках” алкогольного рынка, который пока лучше не сотрясать “революционными идеями”.
“Известиям” добиться комментариев от ФНС не удалось. Тем не менее, издание в отличие от деловых СМИ не сомневается в надвигающейся реформе ЕГАИС, так как “в правительстве положительно относятся к новациям”. “Возможно, систему контроля действительно упростят. Марки отменят, а дифференцированные ставки акциза сделают едиными. В этом случае продавать алкоголь можно будет только после уплаты акциза”, – резюмирует обозреватель “Известий” Юлия Миронова.
“Новые известия” с такими выводами не согласны. “Идею фискалов не одобрил не только Минфин, но и производители алкоголя. Поначалу они были далеко не в восторге от этой системы, но теперь, потратив на нее около 3 млрд. долларов, похоже, привыкли”, – отмечает автор статьи Петр Гельтищев.
По словам представителя Союза участников алкогольного рынка Вадима Дробиза, причина в том, что сегодня алкогольный рынок фактически бесхозен, а нынешняя система контроля за алкоголем зашла в тупик из-за распыленности функций по его регулированию между многочисленными министерствами и ведомствами. “Пока нет единого федерального органа, который мог бы брать на себя ответственность за принимаемые решения и их последствия, проблема не будет решена”, – подчеркнул Дробиз. И письмо главы ФНС должно стать началом серьезного разговора о “болевых точках” алкогольного рынка, который пока лучше не сотрясать “революционными идеями”.
По мнению Киры Ремневой из “Газеты”, “партизанская война” вокруг отмены ЕГАИС свидетельствует о попытках правительства сформировать новое контролирующее ведомство. Косвенным подтверждением желания чиновников расчистить дорогу для создания новой структуры могут служить упразднение “алкогольного” департамента в ФНС, а также “подпольная” активность Минфина в дискредитации прошедшей алкогольной реформы, отмечает “Газета”.
Большой резонанс в СМИ вызвало решение Европарламента называть водкой спиртной напиток определенной крепости, произведенный из любого сырья. “Всему виной Великобритания. Она, оказывается, успела в последние годы стать великой европейской водочной державой. Благо буряки там растут прекрасно. Островные ценители виски изготавливают водку в основном из сахарной свеклы. Но это не помешало им посчитать себя экспертами в вопросе, что может называться водкой, а что нет”, – негодуют “Известия”.
Представитель Финляндии в парламенте ЕС Лассе Лехтинен полагает, что истинная причина разногласий – различия в традициях разных народов. “Это битва производителей водки против тех, кто всегда производил вино. Посередине находятся производители пива, которым еще предстоит определиться”, – уверен г-н Лехтинен.
“Для тех, кто агитирует за расширенную трактовку водки, гораздо более важна экономическая составляющая вопроса. Ведь в то время, как рынок других спиртных напитков переживает упадок, продажи водки растут”, – констатируют “Известия”.
“Новые известия” напоминают, что в прошлом году, Польша, скандинавские и балтийские страны, претендуя на монопольное умение делать подлинную водку, воспользовались председательством Финляндии в ЕС и пошли в атаку. Они настаивали, что под названием “водка” можно продавать только напиток из спирта, полученного из картофеля, зерна злаков или свекольной патоки. Это вступало в клинч с интересами спиртоводочной индустрии на юге Европы, стран “винного пояса”, где спирт гонят из винограда и фруктов.
“Винное” лобби апеллировало к священному в ЕС принципу свободы конкуренции. С компромиссным проектом выступили страны “пивного пояса”. Германия до конца полугодия председательствует в ЕС, и докладчиком по теме выступил немецкий депутат Хорст Штельхардт. В результате принято решение, что водка может производиться не только на основе злаков, картофеля, но и другого сельскохозяйственного сырья, в том числе яблок и винограда. Однако вид сырья должен обязательно быть указан на этикетке.
Польша с вердиктом Европарламента категорически не согласна и будет продолжать борьбу за водочную справедливость. “Такого дилетантизма уж от кого-кого, а от евродепутатов мы не ожидали”, – заявили “Новым известиям” в Польском объединении спиртопроизводителей. Польское министерство сельского хозяйства уже объявило, что продолжит борьбу за “чистый продукт”.