Как напоминают “Ведомости”, по закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции заводы должны были быть оснащены автоматическими средствами измерения спирта до 1 июля 2006 г. Однако приказы ФНС и Минфина, необходимые для того, чтобы компании могли выполнить закон, появились только в конце 2006 г. Из-за этого опоздания, а также учитывая серию скандалов, вызванных внедрением ЕГАИС, правительство перенесло срок подключения счетчиков к этой системе с 1 февраля на 1 ноября. Тем не менее, срок установки счетчиков изменен не был. Как объяснили “Ведомостям” в пресс-службе ФНС, налоговая служба выдала предписание оснастить оборудование счетчиками до 1 мая 2007 г. В мае служба проверила, как выполняется ее предписание, и 4 июня в полном соответствии с законом приостановила лицензии почти половине алкогольных компаний России.
“9 июня у нас сняли остатки, опломбировали предприятие, а производство закрыли, – рассказал “Ведомостям” гендиректор тверской компании “Витекс” Сергей Дорофеев. – У нас стоят счетчики, причина приостановки лицензии – отсутствие их сертификации”. Гендиректор другой тверской компании “Алвист” Виктор Александров не скрывает недовольство ФНС, так как ЕГАИС должна заработать только 1 ноября. Однако пресс-секретарь группы “ОСТ” Татьяна Лукьянова называет действия ФНС оправданными: “Чтобы система заработала, необходим контроль за ее реализацией. Все крупные компании смогут решить проблемы оперативно”.
“Московский комсомолец” откликнулся на происходящее статьей Юлии Шестоперовой “Грядет новый алкогольный кризис”. “Еще свежи воспоминания о прошлогоднем алкогольном кризисе. Не расслабляйтесь, граждане, он вскоре может повториться, – предупреждает газета. – Все идет к тому, что и в этом году мы будем наблюдать пустые полки винных отделов”.
Можно добавить: и очередной рост цен на алкогольную продукцию – к неудовольствию россиян, которые “любят подешевле”. Как пишут “Новые известия”, отечественный рынок элитного алкоголя едва заметен. Последние исследования алкогольного рынка России показали, что доля элитных напитков, как и прежде, остается у нас незначительной – по самым оптимистичным оценкам всего 2 процента. При этом 95 процентов занимает традиционная водка.
“Найти в нашем обычном супермаркете полюбившиеся за границей дорогие напитки, особенно вина, довольно трудно, – отмечает вице-президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, – в основном они распространяются по бутикам и ресторанам”. По словам эксперта, держать хороший винный бутик – это достаточно затратный вид бизнеса: требуется особо бережное отношение к товару, соблюдение правил хранения, температурного режима, а все это стоит немалых денег.
Несмотря на неослабевающую популярность водки рынок коньяков и бренди по итогам 2006 года демонстрирует рост, причем растет доля среднего ценового сегмента – от 600 до 2100 руб. “В связи с ростом благосостояния населения и приобретением потребителями опыта и знаний в алкогольной сфере спрос на качественную и, соответственно, более дорогую продукцию стал очевиден, – пишут “Новые известия”. – Производители коньяков и бренди поспешили воспользоваться моментом и занять перспективную нишу. Наиболее дальновидные из них взяли равнение на Францию, чьи коньячные спирты уже давно входили в рецептуры отечественных напитков. Однако самые амбициозные компании пошли еще дальше, сделав ставку на использование 100-процентного французского коньяка”.
Компания “РВВК-Холдинг” начала одной из первых производить французский коньяк под собственным брендом “Бастион”. Продукт появился на рынке в 2000 году и стал результатом сотрудничества с французской компанией De La Tour и старейшим в России мастером купажа профессором Игорем Скурихиным, создавшим оригинальный рецепт “Бастиона”.
Примеру “РВВК” уже последовали и другие российские компании. Так, группа компаний “КиН” производит в Москве коньяк “Старый город”, на 100 процентов состоящий из французских спиртов, а в 2008 году планирует вывести на рынок еще одну линейку французских коньяков, которые будут производиться в собственном недавно приобретенном винодельческом хозяйстве компании в Коньяке. Еще один заметный игрок рынка – ТД “Арома” с брендом “Нахимов”. Этот коньяк не только купажируется, но и разливается во Франции с 2003 года.
По признанию участников рынка, важным моментом для российских производителей премиумных коньяков является факт, что, инвестируя немалые средства в производство коньяка из французских спиртов, они обеспечивают себе благополучное будущее после вступления России в ВТО. Ведь согласно законам Всемирной торговой организации коньяком может называться только напиток, производимый по классической технологии из местного винограда и в границах лимитированной провинции Коньяк, но при этом место бутилирования не имеет значения.
“РБК daily” пишет о сотрудничестве “Росспиртпрома” с украинскими производителями. Возможное повышение цен на спирт на Украине заставило местных производителей крепкого алкоголя задуматься о закупках сырья в России. Как стало известно “РБК daily”, во ФГУП “Росспиртпром” обратились сразу несколько украинских компаний с предложением о покупке спирта. “Это были компании из первой четверки лидеров украинского рынка (“Хортица”, Nemiroff, “Союз-Виктан” и “Оверлайн”), – говорит источник “РБК daily”. – Их интерес исчисляется десятками тысяч декалитров”.
Самому “Росспиртпрому” спиртовой кризис на Украине оказался на руку. В России сейчас наблюдается значительное перепроизводство спирта. Если в конце прошлого года цена на спирт была около 270-290 руб. за 1 дал, то сейчас его можно купить всего за 200-230 руб. за 1 дал – цены без учета акциза и НДС.
Тем временем компания “Русский алкоголь” почти вдвое увеличила импорт водки “Зеленая марка” на Украину. Как сообщает “Business & Financial Markets”, в апреле этого года “Русский алкоголь”, неудовлетворенный уровнем продаж на Украине, заменил прежнего украинского дистрибутора, компанию “Баядера импорт”, на “Союз-Виктан”. “За апрель-май продажи “Зеленой марки” на украинском рынке составили 12 тыс. дкл, так что мы выполним объявленные планы”, – отмечает руководитель отдела по связям с общественностью “Русского алкоголя” Александр Коровка. В компании планировали, что к концу года в месяц на Украине будет продаваться 20-25 тыс. дкл “Зеленой марки”. Росту продаж будет способствовать и активная рекламная поддержка бренда. На это “Русский алкоголь” потратит $4 млн.
“Секрет фирмы” пишет о кризисе в холдинге “ОСТ-Алко”. “Войти в водочный бизнес нелегко, а выйти – еще сложнее. Чтобы подготовить одну из старейших в России частных водочных компаний к продаже, владелец ГК ОСТ Владимир Пекарев решился доверить ее бывшему главе “Акрихина” Александру Лазуто. Фармацевту удалось излечить ОСТ от семейственности, но борьба с более серьезными недугами только начинается”, – отмечает обозреватель журнала Николай Гришин.
Ситуация осложняется еще и наличием политического аспекта. В 1998 году Владимир Пекарев был избран депутатом Госдумы от Ногинского района Московской области и остается им до сих пор. Однако по рынку ходят упорные слухи о том, что на ближайших выборах в Госдуму в 2007 году Владимир Пекарев рискует потерять депутатское кресло. “Самое время наращивать капитализацию бизнеса, приводить активы в порядок и готовиться к продаже – основатель ОСТ даже наметил IPO группы на 2007 год”, – констатирует “Секрет фирмы”.
На рынке прохладительных напитков наконец-таки свершилось то, о чем в последнее время так настойчиво говорят аналитики: быстрорастущий рынок кваса заинтересовал лидеров отрасли. Как сообщает “РБК daily”, PepsiCo ведет переговоры о покупке производителя кваса “Першинъ”. Производством кваса под маркой “Першинъ” занимается ООО “Эжен Бужеле Вайн” на предприятии в Рязанской области. Кроме кваса, компания выпускает соки и вино. Ранее на рынке появилась информация о намерении Coca-Cola начать производство кваса в России. По данным участников рынка, Coca-Cola также претендовала на мощности “Першинъ”, однако свернула переговоры после разгоревшегося скандала вокруг совладельца производителя кваса Андрея Лугового.
Британские власти обвинили совладельца “Эжен Бужеле Вайн” Андрея Лугового, бывшего сотрудника российских спецслужб, в убийстве Александра Литвиненко. Недавно Луговой сообщил журналистам, что ему пришлось продать свою долю в компании, после того как “один из лидеров мировых продаж”, с которым он вел переговоры, отказался подписывать контракт.
По информации источника “РБК daily”, после того как производителю “Першинъ” не удалось договориться с Coca-Cola, с подобным предложением к нему обратилась PepsiCo. Вице-президент по внешним связям российского отделения PepsiCo Александр Шальнев подтвердил, что компания действительно в этом сезоне начала дистрибуцию “Першинъ”, однако комментировать информацию о покупке производителя кваса не стал.
По мнению аналитиков, покупка квасного производства была бы логичным шагом для Pepsi. “Квас – один из традиционных напитков, который имеет очень хорошие объемы рынка: в России они сейчас составляют 16,4 млн. декалитров, – говорит аналитик ФК “Уралсиб” Андрей Никитин. – При этом рынок очень быстро растет: ведущие игроки увеличивают свои продажи на 30-40 процентов в год”.
Аналитик ИК “Финам” Владислав Кочетков считает, что в случае, если “Першинъ” перейдет под контроль PepsiCo, ресурсы мирового производителя могут позволить этой марке потеснить даже позиции нынешнего российского лидера квасного рынка – “Очаково”. “Конечно, производство “Першинъ” не такое большое, но у этого производителя есть более-менее узнаваемые бренды, которые за счет финансовых средств и дистрибуции Pepsi можно будет очень хорошо продвинуть”, – считает г-н Кочетков.