Бюджетный комитет Госдумы рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект об индексации акцизов на 2008-2010 годы. Как стало известно “Коммерсанту”, акциз на пиво может увеличиться почти в пять раз, в то же время ставку налога на слабоалкогольную продукцию предлагается снизить вдвое.
Представители пивного рынка комментируют законопроект неохотно. “Первоначальная редакция поправок в Налоговый кодекс нам представляется более взвешенной – как с точки зрения долгосрочного планирования, так и в плане соответствия уровню инфляции”, – заявил менеджер по связям со СМИ компании SUN InBev Алексей Шавензов.
Производители коктейлей, напротив, инициативу депутатов приветствуют. “С повышением акциза отрасль практически встала. В марте 2007 года было произведено всего 43 процента от уровня аналогичного периода 2006 года – 1,89 млн. дал. Одновременно увеличилось производство контрафактной продукции. Поэтому мы рады, что законодатели прислушались к нашему мнению”, – отмечает президент Национальной ассоциации слабого алкоголя Ольга Курбатова.
Источник “Коммерсанта” в Минфине признался, что ведомство поддерживает снижение нагрузки на производителей слабоалкогольной продукции. Ухудшать позиции пивоваров Минфин также не намерен. Окончательное решение проблемы должна найти специальная рабочая группа, заседание которой намечено на 23 апреля.
Другая инициатива Минфина, законопроект о введении минимальной цены на водку, подвергнут жесткой критике. “Уморительный закон” – так называется публикация в газете “Твой день”. Представитель Росспиртпрома Дмитрий Добров отмечает, что рекомендованный минимум, 70-85 рублей за пол-литра не по карману большинству российских потребителей. “Мы проводили социологические исследования, – рассказал г-н Добров. – Чтобы приобретать водку по легальной цене раз в неделю, гражданин должен иметь доход от 7 тысяч рублей и выше. Люди с доходами 4-5 тысяч рублей покупают водку по 45-50 рублей – как раз тот самый левак. А те, у кого доход 1,5-2 тысячи рублей, – потребители настойки боярышника и жидкости для размораживания замков”.
“По официальным данным Росстата, доход ниже семи тысяч рублей имеют 58 процентов населения. Значит, 81 миллион человек не в состоянии купить алкоголь по тому минимуму, который предлагает Минфин, – резюмирует “Твой день”. – Сейчас в России смертность от суррогатов просто кошмарная – 40-45 тысяч человек в год. Вместо того чтобы снизить акциз и удешевить легальную водку до этих самых доступных 40 рублей, Минфин намерен вообще убрать с прилавков водку дешевле 70 рублей. Что останется этому 81 миллиону малоимущих граждан? Жидкость для размораживания замков и ей подобная дрянь”.
Независимый эксперт Виктор Хмельницкий, комментируя ситуацию для газеты “Труд”, отметил, что контролирующие органы и сейчас прекрасно осведомлены, на каких заводах производится беленькая по 40 рублей. “Если введение минимальной цены не будет сопровождаться борьбой с нелегальной продукцией, государство добьется только одного – производить легальную водку станет просто не выгодно. Тем более что магазинам гораздо интереснее иметь дело с “откатами””, – отмечает Хмельницкий.
“Московский комсомолец” полагает, что введение минимальной розничной цены на водку отбросит только недавно начавший легализовываться отечественный алкогольный рынок в середину 90-х годов: “Подобные меры помогут государству ужесточить контроль только над легальной частью рынка”.
“Газета” саркастично заявляет, что введение минимальной розничной цены выгодно практически всем участникам рынка: крупные производители получат возможность уравнять свои шансы с местными производителями в регионах, любители поработать в “третью” смену получат практически неограниченный рынок сбыта, а чиновники наконец-то смогут отчитаться перед избирателями об окончательной победе над контрафактным алкоголем.
Игроки рынка уверены, что подобные меры только помогут государству ужесточить контроль над легальной частью рынка. “Минимальная цена – это не панацея, а лишь одна из возможностей ужесточить правила игры. Раз у них не получилось монополизировать розницу, они вводят минимальные цены”, – говорит пресс-секретарь ЗАО “Группа предприятий “ОСТ” Татьяна Лукьянова.
В стране дешевой доступной водки неуверенно чувствуют себя иностранные компании. Эксперты, опрошенные газетой “Коммерсантъ”, связывают пассивность иностранных водочных компаний в России с особенностями внутреннего рынка. Россия – самый значительный по емкости, но и самый конкурентный рынок: в стране зарегистрировано более тысячи водочных товарных знаков. Кроме того, импортная водка не может конкурировать по цене с продукцией массового или среднеценового сегмента и автоматически попадает в премиальный и суперпремиальный сегменты, где лидером который год является “Русский стандарт”, занимающий более половины премиального рынка.
По данным компании “Бизнес Аналитика”, в 2006 году на сегмент “премиум плюс суперпремиум” приходилось 2,4 процента российского рынка водки в стоимостном выражении. Из них большая часть – 87,1 процента – приходилась на долю российских брэндов. Позиции иностранцев постепенно ослабевают – в 2005 году их доля составляла 17,1 процента против 12,9 в 2006-м. При этом около 8 процентов рынка премиальной и суперпремиальной водки в прошлом году аккумулировали брэнды Absolut и Finlandia.
Основным фактором, препятствующим развитию импортных водочных брэндов, эксперты называют консервативный имидж водки в России: водка воспринимается как народный напиток, который многим стал казаться слишком простым.
Тем не менее итальянский модельер Роберто Кавалли делает ставку на “дизайнерскую” водку российского производства. Как сообщает “РБК daily”, Кавалли рассматривает перспективы сотрудничества с подмосковным “Топазом”. Переговоры ведет сын модельера Томазо Кавалли.
Идея выпускать водку под собственным именем пришла Роберто Кавалли два года назад. Изначально модельер выпускал ограниченное количество бутылок, в основном для своих друзей, однако в 2006 году решил расширить круг потребителей, начав поставки в элитную розницу и HoReCa. В России продажами водки Roberto Cavalli занимается дистрибьюторская компания VASCO international. Цена за бутылку 0,75 л превышает 2 тыс. руб.
Как стало известно, семья Кавалли рассчитывает производить в России около 1 млн. бутылок емкостью 0,75 л в год. Водка будет продаваться как на внутреннем рынке, так и поставляться на экспорт. Кроме того, рассматривается возможность производства специальной водки для женщин меньшей крепости.
В “Русском алкоголе” заранее уверены в успешности работы с водкой итальянского модельера. Другие российские производители водки считают проект по розливу именной водки Роберто Кавалли интересным. “Спрос на очень дорогую водку в России действительно есть, – отмечает PR-директор “Синергии” Андрей Малафеев. – Мы, например, продаем подарочные наборы водки “Белуга”, в которые входят две бутылки водки и черная икра. Стоимость такого набора составляет около 30 тыс. руб.”. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко считает, что для российских компаний производство водки Roberto Cavalli может быть хорошим имиджевым шагом.
По оценке “Коммерсанта” главной тенденцией развития российского алкогольного рынка является консолидация отрасли. “Сливание и построение”, – так называется статья Анны Рябовой, опубликованная в приложении Business Guide. Как отмечает издание, в начале 2007 года ликероводочных заводов в стране стало на 76 меньше, чем в конце 2006-го. А по сравнению с 2000-м годом число предприятий сократилось почти втрое.
Подчеркивается, что консолидация водочной отрасли – приоритетная задача государственной алкогольной политики на протяжении последних десяти лет. “Логика властей понятна, – пишет Анна Рябова. – Контролировать пять производителей, занимающих 95 процентов рынка, как в случае с табаком, легче”.
Отечественный рынок созрел для того, чтобы глобальные игроки проявили к нему более пристальный интерес, уверен Вадим Касьянов из “Русского алкоголя”. “Коммерсантъ” не исключает, что глобальные компании ждут отмашки от инвесторов, которые пока не знакомы с российским алкогольным рынком. Однако ни одна российская компания в отрасли до сих пор не провела IPO, хотя такие планы анонсировали и “Русский алкоголь”, и “Ост”, и “Союз-Виктан”. На биржу в этом году собирается только “Синергия”; остальные желающие расстаться с частью своих акций выжидают.
По экспансивному сценарию развивается российский рынок вина. “Известия” со ссылкой на Национальную алкогольную ассоциацию сообщают, что за первые три месяца этого года производство виноградных вин выросло в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Обозреватель “Известий” Алексей Аронов считает, что виноделы своими успехами обязаны исчезновением с рынка недорогой молдавской и грузинской продукции. Небогатым потребителям не осталось ничего иного, как переключиться на российские вина. Аналитики полагают, что виноделам вряд ли удастся повторить свой успех в будущем.
Приятной новостью для рынка стало разрешение конфликта таможенных органов с российскими импортерами вин. Как отмечает “Коммерсантъ”, таможенники согласились признать полусладкое и полусухое вино натуральным и не будут требовать за него повышенный акциз.
“Для российских производителей ситуация с разным налогообложением импортной и местной продукции была на руку, ведь фактически именно та продукция, которая в силу своей цены конкурировала с российским вином, облагалась более высоким акцизом”, – отмечает гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев. Однако гендиректор ГК “Заводы “Гросс”” Виктор Самойлов полагает, что в результате конфликта пострадали бы и отечественные производители: “Если бы ситуация и дальше затягивалась, это могло отразиться и на местных производителях, поскольку трактовку натуральных вин могли начать использовать и в Федеральной налоговой службе, что сказалось бы на стоимости вин и на внутреннем рынке”.
Главным ньюсмейкером пивоваренного рынка остается “Балтика”. Как сообщают “Ведомости”, “Балтика” удвоила проектные мощности строящегося предприятия в Новосибирске. В результате пивзавод будет выпускать 45 млн. дал, а инвестиции превысят 130 млн. евро. Строительство финансируется из собственных средств компании и завершится к сезону 2008 года. “Торговая газета” пишет о строительстве в Ярославле солодовенного завода компании “Балтика” мирового уровня, а “Время новостей” сообщает о начале поставки фирменного пива в Северную Корею.
Пивоваренный концерн Heineken попал в поле внимания СМИ в связи с забастовкой рабочих на петербургском заводе. Как следует из публикации в “РБК daily”, работники предприятия требуют 30-процентной прибавки оклада и надбавки за вредность производства в размере 8-10 процентов, а так же введения системы премирования и 13-й зарплаты.
Другие российские производители пива говорят, что у них нет проблем с рабочим коллективом. “У нас конструктивный диалог с профсоюзной ячейкой”, – рассказывает менеджер по связям с общественностью SUN InBev Алексей Шавензов. Руководитель пресс-службы ПК “Балтика” Алексей Кедрин отмечает, что социальный пакет у работников компании значительно шире, чем того требует законодательство.
По мнению участников рынка, не факт, что в случае с Heineken причиной забастовки стала низкая зарплата. “В последнее время профсоюзы очень активизировались, но это связано не с защитой прав рабочих, а с тем, что они просто хотят продемонстрировать свои мускулы, – говорит источник в одной пивоваренной компании. – Насколько мне известно, забастовка на петербургском заводе Ford была проведена под влиянием западных профсоюзов этой компании”.