Оказывается ЕГАИС не только наносит вред российской алкогольной промышленности, но и приносит пользу – налоговикам. Как сообщают «Известия», в прошлом году сбор “алкогольных” акцизов в федеральный бюджет вырос по сравнению с 2005 годом на 3,9 млрд. рублей и составил 55,4 млрд. рублей. Чиновники считают, что это произошло во многом благодаря внедрению Единой государственной автоматизированной информационной системы. «Несмотря на то, что ее работа по-прежнему вызывает массу нареканий, именно благодаря ЕГАИС значительная часть алкоголя вышла из “тени” и стала более прибыльной для бюджета», – констатирует обозреватель «Известий» Татьяна Батенёва.
По оценке экспертов, акцизы удалось собрать только наполовину – слишком велик процент неучтенной и контрафактной продукции. По данным Росстата, в прошлом году было произведено 119 млн. дал водки и ликероводочной продукции. Однако магазины реализовали 212 млн. дал спиртного.
Наибольших успехов в 2006 году добились российские виноделы. Благодаря тому, что с российского рынка исчезли молдавские и грузинские вина, объемы отечественного производства винодельческой продукции выросли в полтора раза. В то же время рынок слабоалкогольных напитков стремительно сокращается. «Смешение понятий» – так называется статья, опубликованная в журнале «Smart Money», посвященная ситуации в сегменте коктейлей после введения дифференцированных акцизов на алкоголь.
До 1 января к себестоимости пол-литровой банки коктейля акциз добавлял (с учетом дополнительного НДС) чуть более 4 руб. С нового года ставка для всех одна – 162 руб. Доля акциза в цене коктейля удвоилась. «Для самых дешевых напитков стоимостью 23 руб. за пол-литра лишние 4 руб. – это критично», – резонно полагает «Smart Money». В компаниях уверены, что рынок сократится минимум на треть. Лоббисты из Национальной ассоциации слабого алкоголя надеются на возврат прежнего акциза для производителей коктейлей или снижение его хотя бы до 100 руб. за 1 л спирта. Однако замминистра финансов Сергей Шаталов на днях заявил, что акциз останется единым – независимо от крепости изготовляемого напитка.
На рынке крепкого алкоголя главным ньюсмейкером стала белорусская компания “Неманофф”, которая выходит на российский рынок, делая ставку на созвучие с лидером рынка – украинской Nemіroff. Как пишет «РБК daily», компания “Неманофф” еще недавно называлась Гродненским ЛВЗ. На сайте белорусского государственного концерна пищевой промышленности “Белгоспищепром” размещена информация, что идея переименовать Гродненский ЛВЗ появилась достаточно давно. Для этого даже была проведена специальная акция “Кто придумает название Гродненскому ЛВЗ”. Однако из 1000 предложенных вариантов предприятие не одобрило ни одного. Новое название “Неманофф” родилось в ходе обсуждения на общем собрании коллектива. В его основу легло имя реки Неман, на берегу которой расположен ЛВЗ. Название понравилось всему коллективу своим удачным созвучием с известными мировыми водочными брендами, такими как Smirnoff, Nemiroff и “Мягкоff”, говорится на сайте “Белгоспищепрома”.
Генеральный бренд-менеджер компании “Винэксим” Станислав Кауфман не считает, что в данном случае можно говорить о бренде-паразите: “С таким же успехом можно сказать, что и сам Nemiroff пытается походить, например, на Davidoff или Smirnoff. Успех белорусской водки будет зависеть только от ее качества, цены и удачного бренда”.
В центре внимания СМИ оказался также “Союзплодоимпорт”. Счетная палата засомневалась, правомочна ли была регистрация Роспатентом 23 советских продовольственных брендов за ФКП “Союзплодоимпорт”. “Собственником марок должно быть государство, а не другие организации. Есть риск того, что марки могут быть переданы третьим лицам, в этом случае государство лишится марок, а федеральный бюджет – денежных поступлений”, – цитируют «Ведомости» аудитора СП Александра Назарова, который предлагает передать товарные знаки в ведение Росимущества.
Руководство ФКП удивлено претензиями Счетной палаты и напоминает, что бренды и так принадлежат государству. “Все товарные знаки являются составной частью имущественного комплекса ФКП, а весь имущественный комплекс предприятия принадлежит РФ. Кроме того, чистая прибыль от использования всех товарных знаков перечисляется в федеральный бюджет”, – указывает гендиректор “Союзплодоимпорта” Владимир Логинов.
Эксперты сомневаются, что аудит Счетной палаты лишит ФКП марок. “Согласно закону “О товарных знаках” их владельцем может считаться юридическое или физическое лицо, коим и является ФКП. Счетная палата может лишь указывать на недостатки в работе Роспатента, а вот какие-либо решения выносят другие ведомства”, – подчеркивает адвокат Яков Мастинский (защищает интересы ТПГ “Кристалл” в споре за товарный знак “Гжелка”). “ФКП распоряжается марками от имени государства, но продать их не может, у него просто нет такого права”, – добавил патентный поверенный, попросивший об анонимности.
Российские компании активно осваивают зарубежные рынки. «РБК daily» сообщает о планах компании “Урожай” начать продажи в Великобритании водки под брендом Parliament. Бренд был куплен у шотландской пивоварни Scottish & Newcastle. «Решив активизировать свою работу на британском рынке, “Урожай” посчитал, что выгоднее купить бренд, чем выплачивать роялти за его использование», – отмечает «РБК daily». Стоимости прав на Parliament в “Урожае” не раскрывают, однако, по мнению экспертов, компания вряд ли заплатила больше 500 тыс. фунтов. К 2010 году “Урожай” собирается продавать в Англии около 100 тыс. декалитров водки в год. Стоимость бутылки 0,7 л составит 10 фунтов.
Основными конкурентами “Парламента” на британском рынке в компании считают водки Stolichnaya и Finlandia. В компании S.P.I. Group убеждены, что заявленные “Урожаем” объемы продаж вполне реальны. “При такой цене это очень хорошие объемы для первого года”, – считает президент S.P.I. Андрей Скурихин. Однако, по словам Скурихина, сейчас объемы продаж Stolichnaya в Великобритании “в разы больше”.
Между тем в компании “Русский алкоголь”, которая в прошлом году начала активно продавать в Англии свой бренд “Зеленая марка”, называют планы “Урожая” весьма амбициозными. “Получится их реализовать или нет, будет зависеть от вложений в маркетинговое продвижение, – говорит начальник отдела по связям с общественностью ГК “Русский алкоголь” Александр Коровка. – Английскому потребителю важно объяснить, что это именно русская водка. Если “Урожаю” удастся правильно позиционировать свой продукт, то у него есть все шансы хорошо там развиваться”.
Тем временем “Русский стандарт” начал продажи одноименной водки на американском рынке. Как пишут «Ведомости», в Америке “Русский стандарт” будет продаваться в бутылках 0,5 л, 0,75 л, 1 л и 1,75 л. Стоимость стандартной бутылки 0,75 л составит $21. Ранее на рынке США “Русский стандарт” продавал водку Imperia ($30 за бутылку 0,75 л). Объем продаж Imperia в компании не раскрывают, однако источник, знакомый с ситуацией в компании, говорит о 35 000 дал в 2006 году. Суммарный объем продаж обеих марок в США по итогам 2007 года запланирован на уровне 180 000 дал, из них на “Русский стандарт” придется около 40 процентов.
«РБК daily» со ссылкой на «Прайм-ТАСС» пишет о подписании соглашения между “Ладогой” и калифорнийской компанией Atlantic Waters о поставке в США фирменной водки премиум-класса “Царская Золотая”. До конца 2007 года планируется поставить не менее 100 тыс. бутылок водки под названием Czar’s Gold. По мнению представителей фирмы Atlantic Waters, продукт будет ориентирован в первую очередь на коренных американских граждан, а не на выходцев из России. Водка будет продаваться в розничных сетях, охватывающих всю территорию США, по цене 20-25 долл. за бутылку.
Компания “ОСТ” делает ставку на капитализацию алкогольного бизнеса до 500 млн. долл. и для достижения этой цели распродает непрофильные активы. За счет выпуска в конце 2007 – начале 2008 года облигаций третьей серии “ОСТ” привлечет 1-1,5 млрд. руб. А в ходе IPO, намеченного на осень 2008 года, за 20 процентов акций группа может получить еще около 70 млн. долл. Все эти средства компания намерена инвестировать в развитие алкогольного бизнеса.
Сейчас руководство “ОСТ” работает сразу над несколькими проектами в алкогольной сфере. В начале следующего года в сегменте 170-200 руб. за поллитровую бутылку будет выведен новый бренд водки, который будет продаваться на федеральном уровне. Кроме того, группа может купить и уже существующий федеральный бренд в той же ценовой категории “с хорошим объемом продаж”. Кроме работы с федеральными брендами “ОСТ” планирует также покупку локальных марок. В компании не исключают, что некоторые из них могут приобретаться вместе с производящими их заводами.
Пивоваренные компании осваивают региональные рынки. Публикация в «Ведомостях» посвящена планам SABMiller начать розлив “Золотой бочки” на заводе “Томское пиво”. По словам гендиректора и совладельца “Томского пива” Ивана Кляйна, специалисты SABMiller уже несколько раз посещали завод, брали пробы и изучали технологии. Кляйн отметил, что стороны договариваются о розливе “Золотой бочки”, но в дальнейшем возможно и производство марки Miller. Пока речь идет о небольшом объеме – 1-1,5 млн. дал.