За два года доля дешевой водки на российском рынке сократилась на 10 процентов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство “Бизнес Аналитика”. Руководитель направления Ad hoc департамента по работе с клиентами “Бизнес Аналитики” Снежана Равлюк считает, что потребители в принципе “переходят на более дорогие продукты, в том числе и водку”. По ее словам, общее падение всего рынка вызвано сокращением сегмента самой дешевой водки: более доходные сегменты – среднеценовой и субпремиальный – растут и в объеме, и в деньгах.
Гендиректор алкогольных заводов “Гросс” Виктор Самойлов уменьшение «народного сегмента» связывает с усилением позиций федеральных игроков и их марок стоимостью свыше 100 руб. за 0,5 л. Например, в структуре продаж “Гросса” около 60 процентов приходится на водку “Славянская”, которая продается в рознице по 100-110 руб. за бутылку. Аналогичная ситуация и в холдинге “Русский алкоголь”: флагманская “Зеленая марка” стоит в рознице 110-115 руб. за 0,5 л и приносит до 70 процентов выручки, а на дешевую водку “Ямская” (около 90 руб. за 0,5 л) приходится всего 15 процентов продаж.
Вместе с тем есть и другая причина сокращения сегмента «народной» водки. Гендиректор дистрибуторской компании “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев отмечает, что дешевая водка становится менее доступной: если еще год назад большая часть такой водки стоила в пределах 60-105 руб. за 0,5 л, то в начале этого года – уже 80-120 руб. Директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз сокращение сегмента дешевой водки связывает с ростом нелегального рынка: “За 2006-2007 годы увеличился разрыв между теми, кто может позволить себе водку среднеценового сегмента, и теми, кто не может позволить себе даже дешевую. Сегодняшняя минимальная цена на легальную водку в 75 руб. за бутылку не доступна для малообеспеченных слоев населения, из-за этого растет рынок нелегального алкоголя”. По оценке Дробиза, в 2007 году нелегальной водки было произведено уже 53 млн. дал при легальном производстве 133,8 млн. дал. «Надежды чиновников на то, что с введением ЕГАИС с нелегальным производством будет покончено и население получит больше доступной водки, не оправдались», – резюмирует «Коммерсантъ».
При этом рост цен на зерно не приведет к повышению цен на беленькую. В интервью газете «Аргументы и Факты» Вадим Дробиз заявил, что до конца апреля водка будет дорожать в рамках инфляции: «Основной фактор в цене водки – налоги. Государство “берёт” с бутылки 40 руб. Если оно захочет брать больше, тогда цены могут подняться, но пока об этом речи не идёт”.
«Компания» пишет о планах “Межреспубликанского винзавода” приобрести ликеро-водочное предприятие “Минал”, расположенное в Красноярском крае. Контрольный пакет акций “Минала”, мощность которого составляет 1,2 млн. декалитров алкоголя в год, принадлежит местной администрации и находится в управлении “Росспиртпрома”. Летом прошлого года завод был признан банкротом и выставлен на открытые торги. По мнению экспертов, у МВЗ нет серьезных соперников, и компания сможет купить предприятие за $2 – 3 млн. По информации «Компании», МВЗ планирует разливать на “Минале” водку под маркой “Флагман”, которую он купил у РВВК в прошлом году, а также наладить выпуск местных брендов. Гендиректор агентства “ЦИФРРА” Вадим Дробиз не уверен в успешности сделки. “МВЗ – московская компания, которая не имеет опыта региональных продаж и работы на водочном рынке. К тому же пока не ясна стратегия компании по консолидации активов”, – отмечает Дробиз. «Компания» напоминает, что МВЗ не так давно купил коньячную марку “Бастион”, Наро-Фоминский ликеро-водочный завод и компанию “Мильстрим”, которая выпускает вино. Как отмечают участники рынка, МВЗ еще не удалось достичь синергетического эффекта от объединения активов.
В статьях, посвященных ситуации на пивоваренном рынке, доминирует «Балтика». «Коммерсантъ» пишет о заключении соглашения «Балтики» с японской компанией Asahi Breweries Ltd на производство и продвижение пива Asahi Super Dry в европейской части России. Соглашение действует до 2012 года. Как отмечает вице-президент по маркетингу “Балтики” Марчо Куюмджиев, Asahi будет выпускаться примерно в тех же объемах, что и бренд Kronenbourg 1664. Средняя цена тарированного пива в рознице составит около 45 руб. за 0,5 литра, что на 35-40 процентов ниже импортного аналога. Основной акцент в продвижении бренда планируется сделать на сети традиционных японских ресторанов, которых в России более 2,5 тыс. Как стало известно «Коммерсанту», «Балтика» будет платить Asahi около 10 процентов своей прибыли до уплаты налогов.
По данным «Бизнес Аналитики», последние три года темпы роста лицензионного сегмента значительно опережают рост рынка в целом. В 2007 году его доля в стоимостном выражении от всего рынка пива составила 22 процента против 17,3 процента в 2006 году. Председатель исполнительного комитета Союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов называет увеличение доли премиального и лицензионного пива основной тенденцией развития российского рынка пива в ближайшие годы.
«Ведомости», в свою очередь, отмечают, что Asahi Super Dry станет первой лицензионной маркой “Балтики”, не принадлежащей ее акционерам – Scottish & Newcastle и Carlsberg. А директор по маркетингу МПБК “Очаково” Алексей Фролов в комментариях «РБК daily» высказал уверенность, что Asahi с помощью “Балтики” сможет существенно увеличить свою долю в России и, возможно, даже обогнать по объемам продаж Kirin. Аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина подчеркивает, что в России активно растет сегмент лицензионного пива. “Думаю, “Балтика” стремится упрочить свои лидерские позиции в этом сегменте”, – говорит аналитик.
Журнал Smart Money представляет вниманию читателей развернутую статью, посвященную анализу маркетинговой политики “Балтики”. Сообщается, что компания заблаговременно начала готовиться к ситуации стагнации, которая приходит на смену феноменальным успехам этого года, активно развивая направление слабоалкогольных коктейлей и минеральной воды. У непивного направления уже есть некоторые успехи: по итогам прошлого года “Балтикой” было разлито около 254 000 гл воды и 346 000 гл коктейлей. Это примерно 1,4 процента от объемов всего производства “Балтики” в натуральном выражении. По сравнению с конкурентами это немного: у InBev на долю этих категорий приходится порядка 13 процентов производственных мощностей. «Но у “Балтики” есть все шансы догнать ушедших вперед, – полагает обозреватель журнала Елизавета Никитина. – В ее портфеле присутствуют довольно перспективные марки слабоалкогольных коктейлей “Синебрюхофф”, “Морсберри” и Golden Cap, доставшиеся в наследство от “Вены”. Пока что дальше Петербурга эти коктейли не продвигались, но, вполне вероятно, какие-то из них получат второе дыхание на федеральном уровне. Ведь именно благодаря прошлогодним событиям на рынке слабоалкогольных коктейлей у небольших производителей появился шанс вписаться на когда-то высококонкурентный рынок».
Главным событием рынка минеральной воды стало возвращение на российский рынок «Боржоми». Как стало известно “Компании”, холдинг IDS Borjomi Group купил липецкий завод “Эдельвейс Л”, который производит воду “Эдельвейс”. Сделка позволяет грузинским предпринимателям получить 7 процентов рынка минеральной воды. “Покупка российского производителя по-любому выгодна для IDS Borjomi Group. Не исключено, что компания найдет возможность на этикетках бутылок с “Эдельвейсом” напомнить потребителю о своем основном продукте. Ведь рано или поздно запрет на “Боржоми” будет снят”, – считает директор по стратегическому маркетингу ГК “ОСТ” Александр Анфиногенов.
На соковом рынке в центре вниманию аналитиков предстоящая продажа “Лебедянского” холдингу PepsiCo. Официальные представители “Лебедянского” слухи комментировать отказались, однако аналитики не сомневаются в том, что вопрос о сделке решен. «Интрига вокруг возможной продажи “Лебедянского” такому гиганту, как PepsiCo, хоть и продолжается по журналистским меркам недолго – чуть больше года, по своей интенсивности может оставить далеко позади интригу вокруг продажи “Вимм-Билль-Данна” французской группе Danone, – констатирует «Коммерсантъ».
Подчеркивается, что основной владелец “Лебедянского” Николай Борцов, депутат Госдумы от фракции “Единая Россия”, еще прошлым летом говорил, что сделка невозможна. По мнению аналитиков, Борцов опасался за свой политический имидж: один из крупнейших в регионе работодателей и налогоплательщиков не должен быть продан иностранной компании. «Но теперь думские выборы позади и, может быть, что-то тайное станет явным?» – вопрошает «Коммерсантъ».
Слухи о предпродажной подготовки привели к росту акций “Лебедянского” с $82,7 до $87.
По мнению аналитика ФК “Уралсиб” Андрея Никитина, цена оферты вполне соответствует общерыночной ситуации: “Украинскую “Сандору” Pepsi покупала с премией 25 процентов. В случае “Лебедянского” премия примерно такая же”.