Перекрестная дистрибуция

0:00
0

Группа “Ост” стала дистрибутором петербургской “Ладоги” в Московском регионе, “Ладога” будет торговать водкой конкурента на Северо-Западе. О том, что группа “Ост” и “Ладога” осуществляют перекрестные продажи, “Ведомостям” рассказал гендиректор группы Александр Лазуто. “С декабря прошлого года в Москве и Московской области мы являемся дистрибуторами “Ладоги”, они продают нашу продукцию в Петербурге и области”, – сказал Лазуто. “Оценив портфели наших брендов, мы пришли к пониманию, что они не конкурируют между собой, а дополняют друг друга”, – отметил гендиректор “Ладоги” Вениамин Грабар.

Как пишет «РБК daily», вопрос о слиянии пока не стоит на повестке дня, однако основатель и совладелец ГК “ОСТ” Владимир Пекарев не исключает и дальнейшего объединения бизнесов компаний, причем речь может идти также о расширенном объединении с широким составом участников. По словам Пекарева, к консолидации крупных игроков подталкивает логика развития алкогольного рынка. “Вопрос в том, как будет выглядеть это объединение”, – заявил г-н Пекарев «РБК daily», добавив, что окончательно этот вопрос решится через год-два. Подчеркивается, что если “ОСТ” и “Ладога” все-таки объединятся, то новая компания сможет контролировать 5 процентов рынка. Это позволит ей конкурировать с сегодняшними лидерами – московским “Кристаллом”, “Русским алкоголем” и “Ведой”.

«РБК daily» также представляет рейтинг продавцов водки на российском алкогольном рынке, составленный агентством ACNielsen. Согласно рейтингу, в 2006 году лидером продаж среди водочных брендов стала марка Nemiroff. Ее доля в общем объеме продаж составила 4,64 процента. В тройку лидеров попали также бренды “Зеленая марка” (компания “Русский алкоголь”) с долей 4,6 процента и “Путинка” (“Винэксим”) – 4,18 процента.

Однако не все производители соглашаются с данными исследований ACNiеlsen. “Мы видели данные и “Бизнес Аналитики”, и ACNielsen и, к сожалению, пришли к выводу, что они недостаточно репрезентативны. Методика подсчета вызывает сомнения, – заявил «РБК daily» PR-директор группы компаний “Синергия” Андрей Малафеев. – Думаю, что исследовательским компаниям нужно еще очень много работать над методиками рейтинга”. Тем не менее, по словам г-на Малафеева, Nemiroff действительно в прошлом году удалось выстроить систему дистрибуции, которая помогла преодолеть прошлогодние проблемы с импортом.

Расхождения в данных аналитиков можно объяснить тем, что российские компании пока не завершили передел рынка. «Российский алкогольный рынок – самый конкурентный в мире. Если, скажем, в США большую часть рынка делят всего три бренда, то в России около 95 процентов его игроков – это локальные производители, которые уже зарегистрировали приблизительно 2 тыс. торговых марок», – такие выводы делает обозреватель журнала «Профиль» Сергей Пантелеев. Именно поэтому Россия так привлекательна для иностранных холдингов. Эксперты «Профиля» также считают, что наиболее сильные позиции среди импортеров алкоголя в РФ занимает компания Nemiroff. «Из числа российских поклонников бренда мало кто знает, что у Nemiroff с нашей страной не менее давние и прочные исторические связи, чем у России – с водкой Smirnoff. Компания выросла из небольшого поначалу спиртового завода, основанного 130 лет назад графом Григорием Строгановым в городке Немиров, что в Винницкой области на Украине. Однако уже к концу XIX – началу XX века это предприятие работало по “госзаказу” – высококачественный спирт отгружался на государственные водочные заводы в обеих столицах Российской империи, а также на частные производства и на экспорт», – такие сведения сообщаются в PR-статье.

Как сообщает «Коммерсантъ», компания Nemiroff решила пересмотреть свои планы по развитию производства в России. Помимо строительства завода в Подмосковье, которое может начаться уже в конце этого года, Nemiroff решил купить предприятие в центральной части России мощностью 2-5 млн. дал в год. Покупка обойдется Nemiroff в $5-15 млн., подсчитали эксперты. Nemiroff в полной мере испытал проблемы, с которыми столкнулись импортеры алкоголя в прошлом году – практически полгода компания не имела возможности ввозить в страну новые партии продукции из-за отсутствия акцизных марок нового образца и введения ЕГАИС, рассуждает пресс-секретарь группы “Синегрия” Андрей Малафеев. В то же время “Союз-Виктан” был частично избавлен от этих проблем, поскольку к 2006 году уже начал производство на подмосковной площадке.

В центре внимания аналитиков винного рынка продолжающееся усиление позиций отечественных компаний. Запрет на молдавское и грузинское спиртное позволяет наращивать объемы продаж без инвестиций в техническое переоснащение. На перспективный рынок решила выйти и алкогольная компания “Юнивэй Менеджмент” – относительно небольшой, но довольно амбициозный игрок. Изначально она специализировалась на коньяках, в прошлом году начала делать вермуты, а в этом – вина. Как пишет «Компания», владельцы “Юнивэй Менеджмент” намерены вывести на рынок игристые вина Delasy Asti.

Заказы на их производство будут размещаться в Италии. Российский рынок игристых вин сам по себе очень привлекателен. По оценкам участников рынка, продажи шампанского ежегодно увеличиваются на 10-15 процентов: в прошлом году они составили 19,9 млн. дал, что соответствует приблизительно $700 млн.

Аналитики отмечают, что “Юнивэй Менеджмент” собирается продвигать под единой маркой два напитка по примеру компаний Bacardi-Martini B.V. и Francesco Cinzano & C.T.A. S.p, однако марка Delasy не столь известна, а потому вермуты вряд ли смогут стать “локомотивом” для продвижения шампанского.

Отсутствием на российском рынке грузинских и молдавских вин решил воспользоваться и узбекский алкогольный комбинат “Ташкентвино”. Как сообщает газета «Ведомости» (Сибирь), на базе новосибирского водочного завода “Витта” комбинат создал винно-коньячное предприятие, которое в мае начнет разливать узбекские вина. Совместное предприятие “Винно-коньячный завод “777” мощностью 600 000 бутылок в месяц “Витта” и “Ташкентвино” учредили в декабре 2006 года, 51 процент долей принадлежит комбинату “Ташкентвино”, а 25 процентов – “Витте”. СП будет осуществлять производство на площадях “Витты”. Узбекское предприятие приобрело у “Витты” оборудование отдельной линии. Стоимость сделки не разглашается. Источник, знакомый со сделкой, оценил покупку и монтаж линии в сумму около $2 млн.

Участники рынка знают о проекте “Витты” и “Ташкентвина”. Гендиректор компании “Кахети” Гулади Аветов рассказал, что “Ташкентвино” обращалось к нему с предложением о создании совместного предприятия, но Аветова предложение не заинтересовало. “Сейчас мы работаем с поставщиками виноматериалов из разных стран – Чили, Испании, Уругвая и в том числе с узбекистанскими производителями”, – сказал он. Г-н Аветов не боится конкуренции со стороны винно-коньячного завода “777”, благодаря высокотехнологичности собственного производства. В 2006 году “Кахети” потратила на модернизацию несколько десятков миллионов рублей, пояснил он.

Гендиректор новосибирcкого дистрибутора алкоголя “Евроинвест” Борис Горбачев считает проект перспективным. “Недорогие вина, портвейны и коньяки найдут своего покупателя, – говорит Горбачев. – Главное, чтобы винно-коньячный завод “777” успел занять свою нишу до возвращения на рынок молдавских и грузинских вин”. С Горбачевым спорит совладелец крупнейшего томского дистрибутора “Братья Коцоевы” Алан Коцоев: “У потребителя скептическое отношение к винам и коньякам российского производства. Обычно наши винные производители не выходят за пределы локальных рынков”.

Коммерческий директор сети гипермаркетов “Гигант” Роман Загуменный тоже сомневается в успешности проекта “Витты” и “Ташкентвина”. Вина экономкласса – очень специфичный продукт, они будут интересны только мелкой рознице, полагает он. Супермаркеты вряд ли будут брать такой продукт из-за низких объемов реализации. Г-н Загуменный объясняет это тем, что потребители вина судят о его качестве по цене и предпочитают не брать дешевый товар, особенно после серии алкогольных отравлений в период кризиса на рынке.

Вместе с тем вице-президент Союза участников алкогольного рынка Леонид Попович считает, что у “777” есть шансы производить качественные напитки и конкурировать с болгарскими и чилийскими винами, так как в Узбекистане давние винодельческие традиции и хорошие виноматериалы. Директор по маркетингу и продажам Gerrus group Кирилл Бутко считает запуск в Новосибирске винного завода удачным ходом для узбекской компании: себестоимость продукции будет низкой, а крепленые вина всегда были востребованы в Сибирском регионе. “Доставлять в Новосибирск виноматериалы с Кубани или Кавказа было бы гораздо дороже. К тому же, – утверждает г-н Бутко, – рынок вина и коньяков динамично растет”.

На пивоваренном рынке активно развивается сегмент продукции с низким содержанием алкоголя. Как пишет «РБК daily», группа компаний “Очаково”, год от года теряющая свою долю на пивном рынке, объявила о запуске нового продукта – “Очаково Легкое” (менее 4 процентов алкоголя). В самой группе утверждают, что вывод этой марки является ответом на растущий спрос в сегменте lager.

Участники рынка отмечают, что за прошлый год сегмент lager вырос почти на 10 процентов, превысив рост всех остальных сегментов. “Намерение “Очаково” усилить присутствие в этом сегменте – адекватное, – заявил руководитель пресс-службы ПК “Балтика” Алексей Кедрин. – Кроме того, за последний год наблюдается тенденция по употреблению пива со все меньшим содержанием алкоголя”. “Этот шаг у “Очаково” – один из самых толковых за последнее время, – соглашается представитель одной из пивоваренных компаний, пожелавший сохранить анонимность. – То, что они проявляют активность в пивном направлении, это уже хорошо, однако пока нельзя сказать, что у них заметна какая-то единая маркетинговая политика”.

Вместе с тем аналитики обращают внимание, что к запуску нового пива “Очаково” подтолкнуло снижение их доли в прошлом году. Если в 2005 году в объемном выражении доля “Очаково” составляла 5,7 процента, то в 2006-м – 4,8 процента. Таким образом, “Очаково” выбыло из пятерки лидеров, уступив место компании SABMiller. Как считают участники рынка, выпуск пива “Очаково Легкое” не позволит компании вернуть утраченные позиции. «Не стоит забывать, что люди стали предпочитать более дорогие выдержанные сорта, которых в портфеле “Очаково” почти нет», – резюмирует «РБК daily».

Тем временем пивоваренная компания SABMiller продолжает укреплять рыночные позиции. Как стало известно «Компании», SABMiller начинает строительство в России второго завода. Объем инвестиций составит $170 млн. По мнению экспертов, с введением в строй ульяновского завода SABMiller сократит затраты на логистику на 10-15 процентов. Выбор Ульяновска считается удачным из-за выгодного географического положения и наличия инфраструктуры. Ключевыми рынками сбыта для нового предприятия станут Поволжье, Урал, Дальний Восток, а для калужского завода – Москва и Центральный регион России.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ