Правительство внесло новые изменения в постановление №398 “О маркировке алкогольной продукции…”. Исключено требование производить обязательную перемаркировку на складах импортеров. Как пишет «Коммерсантъ», новые правила позволили решить сразу две проблемы. Во-первых, розничные сети и дистрибуторы, у которых осела большая часть алкоголя со старыми марками, раньше не могли заниматься ее перемаркировкой у себя на складах, а были вынуждены возвращать товар импортеру. Теперь представители импортера могут переклеивать марки прямо на складах своих клиентов. Во-вторых, раньше клеить марки нового образца мог только непосредственный владелец склада, имеющий лицензию на закупку, хранение и поставку алкоголя. Таким правом не обладали арендаторы и субарендаторы складов. Между тем некоторые импортеры арендовали склады, что не позволяло им перемаркировывать продукцию.
Однако участники рынка, опрошенные газетой «Коммерсантъ», считают, что поправки правительства появились слишком поздно, – большая часть продукции уже отозвана из розницы и оптового звена. “Все крупные операторы рынка уже закончили переклейку продукции с марками старого образца. Возможно, это постановление поможет небольшим импортерам”, – говорит директор “Бодегас Вальдепабло – Нева” Александр Табачков. Глава компании “Нью поинт” Илья Кисилев соглашается, что “имело бы смысл выпускать такое постановление в разгар кризиса прошлого года”. По словам заместителя гендиректора сети “Мосмарт” Семена Слуцкого, весь импортный алкоголь со старыми марками его компания уже вернула импортерам.
«Газета» отозвалась на инициативу правительства ироничной статьей Киры Ремневой «Импортеров алкогольной продукции наказали за законопослушность». “Очень хорошее и полезное постановление, однако единственное, что мы сегодня сможем сделать с этим документом, – повесить его в рамочку на стену и наслаждаться”, – заявил директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов. «Чиновники честно попытались исправить ситуацию, но как всегда опоздали», – констатирует Кира Ремнева. Подчеркивается, что очередное постановление правительства о порядке перемаркировки продукции на складах у оптовиков и дистрибьюторов предписывает импортерам завершить процесс переклейки марок до конца марта этого года. “Осталось всего три недели, при этом никакого порядка получения новых марок как не было, так и нет”, – отмечает Александр Романов. По его словам, сегодня только у одной компании – члена ассоциации на складах у оптовиков зависло продукции на сумму около $15 млн. “Очевидно, правительство сегодня создает видимость работы, а эта видимость состоит в том, что никто ничего не делает”, – резюмирует независимый аналитик алкогольного рынка Александр Сиваков.
Импортеры, опрошенные газетой «Ведомости», говорят еще об одной проблеме. Отчитаться об использовании акцизных марок для перемаркировки нужно было до 29 декабря 2006 года. Опасаясь, что срок перемаркировки не будет продлен, некоторые вернули неиспользованные марки в Федеральную таможенную службу. Два месяца назад представитель ФТС Вячеслав Шурупов заявлял агентству “РИА Новости”, что импортеры заказали у таможенников 73 млн. акцизных марок для переклейки, но на тот момент отчитались за половину из них.
Главное событие на рынке крепкого алкоголя – ожидаемая смена собственника водки Absolut. Как сообщает «Бизнес», шведское правительство решило продать находящуюся в государственной собственности компанию Vin & Sprit AB за 4,3 млрд. евро.
Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз называет факт продажи примечательным. По его оценке, завод Vin & Sprit может стоить $30-50 млн. “Значит, остальная сумма будет отдана за брэнд, что делает его самым дорогим на рынке”, – говорит он. Предыдущий рекорд максимальной стоимости алкогольного брэнда – $2,3 млрд. Столько заплатила в 2004 году Bacardi Ltd компании Sidney Frank за марку премиальной водки Grey Goose.
В числе потенциальных покупателей Absolut называются крупные транснациональные компании Diageo, Fortune Brands и Pernod Ricard. Кроме того, шведский брэнд может быть интересен и другим крупным игрокам этого рынка, полагают эксперты. В Pernod Ricard категорически отказались комментировать действия компании, а в пресс-службе Diageo сообщили, что “могут купить, а могут и не купить компанию”, и от дальнейших комментариев также отказались.
Тем не менее, возможная сделка никак не повлияет на расстановку сил на российском рынке. По мнению начальника управления информации и внешних связей ФГУП “Росспиртпром” Дмитрия Доброва, изменение собственника и активизация маркетинга водки Absolut существенно не отразятся на ее позициях на отечественном рынке. Помимо того, что российские производители контролируют львиную долю внутреннего рынка, в последнее время они активно осваивают и премиум-сегмент, разрабатывая новые люксовые брэнды. Так, по данным исследовательского агентства “Бизнес Аналитика”, по итогам первого полугодия 2006 года водка Absolut занимает второе место на российском рынке водки премиального сегмента по цене свыше 240 руб. за 0,5 л, уступая лидерство отечественному производителю с водкой “Русский стандарт”.
В то же время «Ведомости» со ссылкой на Financial Times сообщают некоторые подробности возможной сделки. Ведущий мировой производитель рома Bacardi подал в правительство Швеции заявку на покупку компании Vin & Sprit. “V&S и в особенности Absolut прекрасно дополнят наш портфель, она станет жемчужиной нашей коллекции”, – заявил в интервью FT гендиректор Bacardi Андреас Гемблер. Он добавил, что для покупки V&S его компании, являющейся частной, не придется размещать акции на бирже, у нее есть другие источники финансирования. 500 акционеров компании, каждый из которых – член семьи Бакарди, всегда отрицательно относились к продаже своих акций. Однако структура сделки пока не ясна, и руководство V&S просило правительство не торопиться со сделкой.
Как пишет обозреватель «Ведомостей» Кирилл Корюкин, продажа Absolut позволит шведскому правительству избавиться от обвинений в проведении политики двойных стандартов – с одной стороны, оно оберегало шведов от пропаганды алкоголя, запрещая его рекламу в газетах, с другой – с конца 1970-х активно продвигало Absolut на международных рынках. В рекламных кампаниях этой водки с многомиллионными бюджетами принимали участие такие звезды, как Энди Уорхол, Жан-Поль Готье и Джанни Версаче. Ленни Крэвиц даже сочинил песню специально для рекламной кампании Absolut.
Деловой журнал «Д-штрих» пишет о подготовке к IPO холдинга “Синергия”. Публичное размещение акций компании запланировано на осень. Подчеркивается, что “Синергия” – первый производитель алкоголя, который решил выйти на биржу. “Синергия” считается одним из лидеров рынка, уступая “Кристаллу”, “Русскому алкоголю” и “Веде”. Одной из причин роста компании является приобретение ею в 2006 году двух ликеро-водочных заводов – это нижегородский “Роом” и Кемеровский “Мариинский ЛВЗ”.
В то же время ГК “3аводы Гросс” планирует разместить дебютный выпуск облигаций на 1 млрд. руб. Как сообщает «РБК daily», андеррайтером размещения выступит ФК “Уралсиб”. Инвестпрограмма ГК “Заводы Гросс” в 2007 году составит 478 млн. 154 тыс. руб., из которых 300 млн. руб. будет потрачено на развитие брэндов. 178 млн. 154 тыс. руб. – на развитие производственной базы и повышение качества выпускаемой продукции. Инвестиции группы в 2008-2009 годах запланированы на уровне по 145 млн. руб. соответственно, из которых по 95 млн. руб. пойдет на развитие брэндов.
Аналитики рынка вина обеспокоены решением Федеральной таможенной службы повысить акцизы. «Похоже, что государство решило уничтожить импортные натуральные вина как класс, – констатирует обозреватель «Известий» Алексей Аронов. – Спор о том, что считать натуральным вином, уже порядком надоел участникам рынка. ФТС никак не может договориться с Минфином по этому вопросу, а импортеры несут убытки». По новым правилам натуральным может считаться вино, в котором не содержится концентрированное виноградное сусло, даже если это сусло было добавлено в напиток на стадии брожения. Таможенники потребовали от импортеров предоставлять им технологические карты на натуральное вино. Если злополучное сусло использовалось, продукция должна облагаться акцизом по повышенной ставке.
Участники рынка считают это требование издевательством. Ведь оперативно предоставить эти документы попросту невозможно. Тем временем доля дешевого импортного вина с каждым днем становится все меньше. Самая дешевая бутылка стоит 120-130 рублей. Есть, конечно, и российские вина рублей за 70-80, однако эксперты рынка настоятельно не рекомендуют их употреблять.
Заметным событием рынка минеральной воды стало решение компания “Висма” повысить до середины марта цену на “Архыз” на 15 процентов во всех регионах России. В компании признались газете «Бизнес», что пошли на этот шаг из-за роста энергетических и транспортных затрат. Участники рынка подтверждают, что “Висма” искусственно поддерживала низкие цены. “В физическом объеме продажи “Архыза” растут постоянно, при этом слабо увеличиваясь в денежном выражении,- говорит представитель одной из крупных компаний по производству и продаже минеральной воды.- Это хороший шаг, направленный на увеличение прибыльности брэнда”. В “Висме” утверждают, что повышение цены на “Архыз” не окажет влияния на спрос. “Лояльность потребителей к марке очень высока, поэтому те, кто всегда пил “Архыз”, не станут менять его на другую воду”,- говорит директор по маркетингу компании Наталья Селезнева.
«РБК daily» пишет о совместном предприятии в России, которое создает производитель безалкогольных напитков PepsiCo Inc. и его боттлер Pepsi Bottling Group Inc. СП получит название PR Beverages Ltd., контрольный пакет акций в нем будет принадлежать PBG. СП будет управляться советом директоров, состоящим из равного количества представителей обеих компаний. По словам представителя PBG, создание СП в значительной степени будет способствовать внедрению Pepsi на российский рынок.