Водочники отошли от прошлогоднего похмелья

0:00
0

Эксперты ЕС после пятилетних дискуссий определились, наконец, с параметрами истинной водки. Как сообщает “Красная звезда”, термин “водка” теперь официально применим только к алкогольному напитку крепостью не менее 37,5 градуса, изготовленному традиционным методом из зерновых культур или картофеля без добавления других ингредиентов. Если же алкогольная жидкость получена из других материалов, то этикетка на бутылке должна предупреждать об этом. И объявлять напиток “смешанной водкой” (blended vodka). Этого долго добивались совместными усилиями Польша, Швеция и Финляндия.

Подчеркивается, что новый порядок станет выгоден и России. Больше других пострадает Великобритания, делающая “водку” из патоки. Правда, решение, о котором речь, Европарламенту предстоит утвердить на пленарном заседании в марте, а правительствам стран – членов ЕС и того позднее.

Большой резонанс имела пресс-конференция Геннадия Онищенко, на которой главный санитарный врач России выступил с сенсационным заявлением. Онищенко сообщил, что в 2008 году должны будут произойти качественные и позитивные изменения в сфере государственной антиалкогольной политики. “И мы возродимся в своем устремлении избавить Россию от более чем трехсотлетнего загула, инициированного Петром I, и станем патриархальной, почитающей “Домострой” в плане потребления алкоголя страной”, – цитируют Онищенко “Известия”.

Правда, что конкретно для такого перелома нужно сделать, главный санитарный врач не сказал. Но оговорился, что государственная антиалкогольная политика требует координации всех структур, и, прежде всего экономического блока, который не должен делать из алкоголя “одну из основных статей дохода” государства.

Между тем российские водочные компании начали постепенно отходить от прошлогоднего кризиса и снова занялись развитием ассортиментных портфелей. “Водочники отошли от прошлогоднего похмелья” – так озаглавлена статья обозревателя “Коммерсанта” Александра Демчука. Как пишет газета, сразу три крупных водочных производителя – московский “Кристалл”, петербургский “Ливиз” и ульяновские “Заводы Гросс” – обещают весной запустить новые бренды.

Участники рынка связывают синхронный запуск новых брендов крупнейшими производителями водки с прошлогодним алкогольным кризисом. “В прошлом году все производители из-за кризиса на рынке вынуждены были отказаться от планов по выведению марок на рынок, теперь же, когда кризис пережит, вернулись к своим идеям”, – говорит директор по маркетингу “Истока” Сергей Плыкин. Впрочем, предупреждает он, момент вывода на рынок водочных марок выбран тремя производителями не слишком удачно: “До высокого” сезона в сентябре-ноябре марки должны будут держаться в рознице все лето, но их могут потеснить на полках более новые продукты”.

В то же время топ-менеджер одной из крупных водочных компаний, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что синхронный запуск марок сразу тремя крупными производителями “может вызвать борьбу рекламных бюджетов и негативно отразиться на продажах”: “Марки будут конкурентами, поэтому компаниям придется серьезно потратиться на их продвижение”.

По мнению обозревателя “РБК daily” Олега Трутнева, завод “Ливиз” решил вывести на рынок новую торговую марку “Россиянка” после того, как бренд “Гжелка” потерял свои позиции на рынке. По данным “Бизнес Аналитики” за июль-октябрь 2006 года, лидером среднеценового сегмента в стоимостном выражении является “Зеленая марка” (16,7 процента), которую производит компания “Русский алкоголь”. Далее в пятерке лидеров идут “Путинка классическая” (московский “Кристалл”) 11,1 процента, “Русский размер” (“Веда”) 8,5 процента, “Флагман” (РВВК) 5,5 процента, “Вальс-бостон” (“Веда”) 4,1 процента. “Гжелка” от ТПГ “Кристалл” довольствуется пятнадцатым местом с долей 1,3 процента, а “Гжелка” от “Ливиза” занимает скромные 0,7 процента.

“Я думаю, что с запуском нового бренда “Россиянка” “Ливиз” решил укрепить свой портфель среднеценовых марок, поскольку на потенциал “Гжелки” они уже особо не рассчитывают”, считает пресс-секретарь группы “ОСТ” Татьяна Лукьянова. По ее мнению, выбранный объем инвестиций для такого проекта будет вполне достаточным.

У “Кристалла” планы по реформированию портфеля брендов появились полтора года назад. Об этом газете “Ведомости” рассказал начальник управления информации и внешних связей ФГУП “Росспиртпром” Дмитрий Добров. Все марки станут федеральными. На вхождение в сети потратим на каждую марку более $1 млн. до конца года. В первом полугодии “Кристалл” выпустит на рынок сразу три новые водочные марки. Впервые завод начнет разливать премиальную марку “Чистый кристалл”, ее стоимость в рознице превысит 240 руб. за бутылку 0,5 л. В сегменте low-premium появится марка “Премиальная” розничной стоимостью до 180 руб. Марка “Самокатная” стоимостью 100-110 руб. будет позиционироваться в массовом сегменте.

Участники рынка разошлись в оценках обновления портфеля брендов. “У “Кристалла” потребитель лоялен не к маркам, а к самому заводу. Поэтому новые бренды вряд ли приведут к росту продаж, потребители просто переключатся с одних марок на другие”, – говорит национальный директор “Союз-Виктан Россия” Константин Попов. По его мнению, перезапуск существующих марок мог бы вернуть тех потребителей, которые перешли на другие продукты. Пресс-секретарь “Синергии” Андрей Малафеев, напротив, полагает, что новые марки привлекут лояльных потребителей. Кроме того, продавая собственные марки, “Кристалл” заработает больше, чем производя по контракту.

Публикация в “РБК daily” посвящена экспансии компании “Союз-Виктан” на американский рынок. Специально созданный для этого суперпремиальный бренд SV Supreme в течение пяти лет будет продаваться вторым по величине дистрибьютором алкогольных напитков в США – компанией Glazer’s. Договор с ней на днях подписало американское подразделение “Союз-Виктана”. Как рассказали РБК daily в украинском офисе “Союз-Виктана”, в этом году Glazer’s возьмет на себя реализацию порядка 90 тыс. дал водки. Президент S.P.I. Group Андрей Скурихин считает, что “Союз-Виктан” сможет реализовать этот проект, если вложит достаточную сумму в продвижение продукции. “Если им удастся в течение года реализовать в США 90 тыс. дал водки, которая стоит 29-30 долл. за бутылку, это будет очень хорошим результатом”, – резюмирует Скурихин.

В то время как “Союз-Виктан” укрепляет позиции на рынке США, украинская компания “Мягков” решила обзавестись собственным производством в России. Как пишет “Бизнес”, для развития дистрибуторской сети и покупку ликероводочного завода в России “Мягков” намерен выпустить облигации на сумму 1 млрд. руб. со сроком выкупа три года.

“Союз-Виктан” – пока единственная украинская компания, ставшая владельцем завода в России. Хотя интерес к этому проявляют многие. Еще в 2004 году о намерении приобрести завод в соседнем государстве объявила компания Nemiroff. Но ее планы так и остались нереализованными. О подобном желании высказывался и другой украинский производитель “Хортица”.

По мнению экспертов, “Мягков” может претендовать на средние по мощности предприятия. Председатель экспертного совета по регламентации алкогольного рынка при Госдуме Павел Шапкин полагает, что заводов в России с производственной мощностью 3-4 млн. дал в год и стоимостью около $10 млн. достаточно и “многие из них готовы рассмотреть предложения о покупке”. Но, купив такой завод, “Мягкову”, вероятно, придется инвестировать средства в модернизацию производства.

Однако украинские коллеги планы “Мягкова” оценивают скептично. “Купить ЛВЗ в России сейчас, конечно, можно, и многие заявляют о том, что хотят приобрести завод, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью „Союз-Виктана” Сергей Комоцкий. – Другое дело, что никто, кроме нас, этого пока не сделал”.

Аналитики, опрошенные газетой “РБК daily”, полагают, что выпуск облигаций в объеме 1 млрд. руб. вполне оправдан: будь он меньше, шансов на привлечение инвесторов у “Мягкова” почти не было бы. “Я думаю, выбор такого объема обусловлен тем, что компания хочет предоставить неплохой уровень ликвидности своим потенциальным инвесторам, – считает аналитик “Брокеркредитсервиса” Татьяна Бобровская. – Помимо минуса от закрытости “Мягкову” присущи все риски, которые могут быть у компаний алкогольного рынка: в памяти инвесторов еще свежи воспоминания о тех проблемах, которые переживала отрасль в прошлом году. А, учитывая, что больше половины продукции “Мягкова” идет в Россию, инвесторы, думаю, будут рассматривать эти риски как существенные”. По мнению Бобровской, доходность облигаций может быть на уровне 12-12,5 процентов.

Участники рынка полагают, что интерес инвесторов к бумагам компании вряд ли будет высоким. “Если на Украине “Мягков” что-то собой представляет, то у нас компания не очень заметна: в России ее оборот составляет максимум 12 млн. долл. в год, – отмечает президент ТПГ “Кристалл” (Калуга) Сергей Зивенко. – Для “Мягкова” объем 1 млрд. руб. слишком большой, потому что вернуть его компания не сможет”.

Между тем, как сказали “РБК daily” в одной из алкогольных компаний, Борис Кауфман некоторое время назад принял решение уйти из алкогольного бизнеса и заняться строительством. “Скорее всего, поэтому облигационный заем они хотят провести под алкогольный бизнес, чтобы в дальнейшем инвестировать вырученные средства в свои проекты по недвижимости, – полагает источник РБК daily. – Не исключено, что они решили заранее подстраховаться и, повысив с помощью облигаций капитализацию, уйти в другое направление”.

У виноделов есть повод для радости. “Невинная ЕГАИС” – так называется статья в “Российской газете”, в которой говорится о том, что производители российских столовых вин и оптовых поставщиков могут быть освобождены от участия в Единой государственной автоматизированной информационной системе по учету алкоголя. С этой инициативой выступил на заседании президиума общественной организации ОПОРА директор департамента госрегулирования минэкономразвития Андрей Шаров. Как считает Шаров, не подпадая под ЕГАИС, производители получат больше возможностей для выпуска продукции, а значит, начнут снижаться и цены.

“Впрочем, в том, что подобное послабление случится быстро, участники рынка сомневаются, – отмечает обозреватель “РГ” Татьяна Светличная. – Документ, разработанный минэкономразвития и минсельхозом, направлен на согласование в несколько ведомств, в том числе в минфин и Федеральную налоговую службу. И то, что к подобной идее в этих ведомствах отнесутся лояльно, не факт”.

Пивоваров ждет снижение темпов роста рынка. Председатель совета Союза пивоваров Виктор Пятко в интервью “РБК daily” заявил, что 2006 год стал последним годом, когда отрасль показывала высокие темпы роста: в следующем году они будут существенно ниже, и в ближайшие три года рынок будет расти в среднем на 3 процента. Свой прогноз г-н Пятко объясняет потенциальной емкостью рынка, которая оценивается им в 107 млн. гектолитров. В отчете говорится, что этот показатель будет достигнут отраслью к 2009 году, тогда же потребление пива в России приблизится к 85-90 литров на человека в год. Сейчас этот показатель составляет, по разным оценкам, от 62 до 65 л.

Участники рынка не согласились с прогнозом Союза. По их словам, рынок пива будет расти еще минимум 4-5 лет на 5-7 процентов в год. “Стратегические игроки перевели рынок на потребление пива питких сортов (плотность до 11 процентов), которые потребляются в больших количествах, чем плотные сорта. Рынок будет расти еще как минимум пять-семь лет”, – полагает владелец завода “Витязь” Николай Морозов.

Директор по развитию компании “Пивдом” Арсен Аветисов также считает, что трехкратное падение рынка пива – это слишком пессимистичный прогноз: “В той или иной степени все производители стараются не столько увеличить производство существующих брендов, сколько расширить ассортимент, выводя новые бренды”. К тому же, по словам г-на Аветисова, на рынок пива положительно влияет и рост потребления пива draft в крупных российских городах.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ