ФНС преподнесла щедрый подарок игрокам алкогольного рынка к Новому году, доказав, что словосочетание “щедрость налоговиков” не так уж абсурдно. Глава Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков на последнем в ушедшем году совещании в Минфине предложил перенести с 1 февраля на 1 ноября 2007 года срок начала автоматической передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкоголя. Об этом со ссылкой на “Интерфакс” сообщают “Ведомости” и “Известия”. (“Известия” статью об инициативе ФНС снабдили оптимистичным заголовком – “Алкогольный кризис переносят на год”.)
В то же время Закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” в канун Нового года принят в окончательном чтении. Как пишет “Парламентская газета”, закон устанавливает норму об обязательном добавлении в непищевые спирты неприятных на вкус и запах веществ, что сделает их непригодными для питья.
Нужно отметить, что закон имеет ярко выраженную классовую окраску, осложняя жизнь российским алкоголиком и облегчая существование иностранному буржуинству. Закон выводит из-под действия ЕГАИС перемещение через таможенную границу РФ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенной для использования дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств.
Нельзя не заметить, что главная тема предновогодних СМИ – трансграничное перемещение алкоголя. Публикация в “Российской газете” посвящена возращению в Россию “Белого аиста”, популярного молдавского коньяка. По информации издания, долгожданное событие произойдет 15 января. Сообщается, что напитки будут экспортировать исключительно в бутылках, а не “в налив”, как прежде. И напрямую от производителей, минуя посреднические фирмы. Стало известно, что Молдавия начала выдавать государственные торговые марки для экспорта вин в Россию. Без этих гарантирующих качество алкоголя наклеек молдавская винодельческая продукция российскую границу отныне не пересечет.
“Деловой вторник” пишет, что алкогольным извозом теперь будет ведать государственное предприятие “Молдова-вин”. Оно и станет определять, кому стоит давать лицензию, а кому нет. Подчеркивается, что в ходе “зачистки” в стране остались только крупные заводы-производители. “Чтобы не купить молдавское, да не то, надо помнить, что хорошие заводы выпускают вина под традиционными марками, а всякие “Черные монахи” и прочие “новинки” – это “штапель”. Так в Молдавии называют некачественный виноматериал”, – говорится в статье.
Украина для укрепления своих позиций на российском алкогольном рынке сама инициировала проверку качества собственной продукции и запретили транзит в Россию некачественных молдавских виноматериалов через свою территорию. Как пишет “Русский курьер”, проверку качества через Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака проводят НПАО “Массандра”, ЗАО ЗМВК “Коктебель”, ДП “Крымский Винный Дом”, ООО “L`empire du Vin”, ЗАО “Одесский коньячный завод”, ООО “Промышленно-торговая компания “ШАБО”, ЗАО “Одессавинпром” и Первый Национальный Винодельческий Холдинг.
Украинские водочники на российском рынке чувствуют себя более чем уверенной. В предновогодних выпусках ведущие издания опубликовали PR-материалы компаний “Союз-Виктан” и Nemiroff. Так, председатель Совета директоров холдинга Nemiroff Александр Глусь в интервью “Московскому комсомольцу” рассказал о стратегии успеха компании. “Сегодня практически каждый крупный производитель, если его интересует долгосрочная перспектива развития своего бизнеса, способен поддерживать высокое качество продукции, – заявил Александр Глусь. – Что касается наших продуктов… Во-первых, мы не идем на компромиссы в вопросах качества – оно должно быть самого высокого уровня. Во-вторых, наша особенность в том, что все напитки мы производим по авторским рецептам, отсюда неповторимый вкус водок Nemiroff, который не удается никому воспроизвести. Для всей нашей продукции первичной отличительной особенностью является рецептурная уникальность”.
Национальный директор компании “Союз-Виктан Россия” Константин Попов дал интервью “Торговой газете”. Самыми удачными проектами прошлого года Попов считает открытие завода по производству водки “Благодать” в подмосковной Рузе. Кроме того, “Союз-Виктан Россия” стал поставлять в Москву вина Коктебеля. “Наша компания – российская, и 92 процента всего производства сегодня сконцентрировано в подмосковной Рузе. Этот завод – уникальный, расположенный в экологически чистом районе. Мы строго следуем философии компании – работать исключительно с натуральными продуктами”, – подчеркивает Константин Попов.
Глава компании “Союз-Виктан Россия” выразил так же надежду, что в следующем году производители, работающие в легальной сфере, займут большую долю алкогольного рынка: “Уже инициированы некие полезные инициативы, которые призваны сделать рынок алкоголя более прозрачным, а также более понятным налогообложение и механизмы взаимодействия с органами власти. Налоги должны платить все, и в Госдуме в настоящее время находится на рассмотрении проект закона о том, чтобы акцизный налог перенести непосредственно на спирт. Это весьма целесообразная инициатива. Уже есть подобный позитивный опыт в Украине. Там это привело к сокращению теневого рынка. И нашему государству в этом случае будет легче осуществлять контроль, а система ЕГАИС окажется и вовсе ненужной”.
В то же время “РБК daily” в итоговой аналитической статье делает неутешительные выводы: 2006 год, прошедший под знаком ЕГАИС, стал худшим в истории российской алкогольной отрасли. Как отмечает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко, вследствие кризиса все участники рынка не смогли выполнить своих планов, “вместо инвестирования алкогольный бизнес занимался элементарным выживанием”.
В то же время игроки рынка считают, что алкогольный кризис стал катализатором консолидации отрасли. “Здесь можно провести параллель с велоспортом: велосипедисты обгоняют друг друга не на равнине, а в горах, где больше напряжение и происходит отрыв наиболее выносливых, – отметил в беседе с “РБК daily” гендиректор группы предприятий “ОСТ” Александр Лазуто. – События этого года были для нас такими горами, на которых сильнейшие рыночно ориентированные компании смогли выжить. Именно они и станут центром консолидации отрасли, которая уже не за горами”. Как считает г-н Лазуто, в ближайшие два года из 400 с лишним производителей останутся несколько десятков.
“Новые известия” при этом напоминают, что списывать алкогольный кризис в историю еще рано: он переходит в латентную фазу. “Пока так и не ясно, когда ЕГАИС, спровоцировавшая в уходящем году алкогольный кризис, начнет действовать в полном объеме”, – резюмирует обозреватель газеты Эмилия Казумова. “Поскольку нормативная база еще не приведена в порядок, до февраля предприятия не успели бы установить счетчики в любом случае”, – заявляет пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По мнению эксперта, если предложение ФНС об отсрочке введения ЕГАИС не будет рассмотрено, рынку грозит новый алкогольный кризис.
Аналитики подчеркивают, что вину за кризис понесла специально выделенная группа чиновников, которых подвергли показательной административной порке. Единственным предприятием, решившимся потребовать сатисфакции в суде, оказался ОАО “Нижегородский завод шампанских вин”. В начале года предприятие было вынуждено остановить производство, что привело к большим убыткам. Как пишет нижегородский “Коммерсантъ”, иск к кабинету министров РФ дирекция завода подала на 9 миллионов рублей. “Правительство некомпетентно, – уверен директор завода Юрий Лисенков. – Для легальных производителей не было сделано ничего, для бодяжников – все!”
Еще одним ударом для всех российских производителей шампанского руководители предприятия назвали недавно отмененный запрет на ввоз в Россию молдавских вин и виноматериалов. “Якобы найденные в молдавском вине пестициды – это ложь на государственном уровне”, – прокомментировал главный технолог НЗШВ Николай Кузнецов запретительный приказ руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, пояснив, что пестицидов в вине не может быть “в принципе”, они возможны только в осадке.
Имя главного санитарного врача России фигурирует и в “Письмах власти”, традиционной рубрике журнала “Коммерсантъ-Власть”. “Кто-то сказал: где будет водка, там будет и Россия. Исходя из того, что водка есть везде (как правило, местного происхождения), можно смело сказать, что и Россия – тоже везде. Но не в России. Сама Россия устами главного санитарного врача Онищенко, произнесшего: “любая водка – это яд”, не желает быть родиной водки, а значит, не желает быть Россией, – утверждает автор письма историк водки Александр Никишин. – Пока главный санитарный врач России потрясает умы подобными заявлениями, мир втихомолку от России делит 12-миллиардный (в долларах) мировой рынок водки. Вместо России на дележку приглашены страны Балтии, как производители “традиционной” водки, вместе с Германией, Швецией, Польшей, так и производители “нетрадиционной” ориентации – голландцы, французы, итальянцы и англичане, которые считают водкой все, что горит, но никак не водку на зерновом спирте. Нас, повторюсь, нет на этом празднике жизни. Высказывания главного санитарного врача в этой связи – или акт самопожертвования, или возмездия всему остальному миру”.
Заканчивается письмо риторическим вопросом: имеет ли право чиновник даже такого высокого ранга, как главный санитарный врач, делать подобные публичные заявления и будет ли ему что-то за это? Впрочем, дать ответ на этот вопрос автор все же пытается: “Главному санитарному врачу не нужны водочные доходы. Видимо, потому, что у него, главного санитарного врача, много нефти и газа, и ему этого от пуза хватит, а с водкой одни проблемы и голова нужна, чтобы с ними справиться. А теперь все молчат, говорит только главный санитарный врач Онищенко”.