ЕГАИС больше не подчиняется ФСБ. НТЦ “Атлас”, разработавший систему учета алкоголя, решением премьера Фрадкова передан в ведение Роспрома. Как отмечают “Ведомости”, такое решение позволит ФСБ дистанцироваться от водочной темы. “Наверху решили, что не дело спецслужб заниматься системой ЕГАИС, так как ее неудачная работа бросает тень на ФСБ”, – отметил директор исследовательского центра “Агентура” Андрей Солдатов.
Кроме того, гражданский статус позволит “Атласу” активно заняться коммерцией. Представитель компании-партнера “Атласа” полагает, что следующим этапом должно стать акционирование НТЦ. Однако президент российской ассоциации “Рускрипто” Алексей Волчков считает, что “Атлас” вряд ли станет влиятельным игроком IT-рынка: у компании провальный менеджмент и отсутствие опыта выпуска коммерчески интересных продуктов.
В центре внимания СМИ по-прежнему остается и “Росспиртпром”, наделавший столько шума своим проектом “народной” водки. Как стало известно “Бизнесу”, одной новой маркой “Росспиртпром” не ограничится: в следующем году он собирается запустить три-пять новых водочных брэндов в других ценовых сегментах. “Планы “Росспиртпрома” по запуску новых брэндов выглядят как симметричный ответ ФКП “Союзплодоимпорт”, объявившему в этом году о планах создания собственной производственной базы”, – считает обозреватель газеты “Бизнес” Анна Рябова.
Однако эксперты скептично оценивают амбициозные проекты “Росспиртпрома”. Владелец ТПГ “Кристалл” и бывший глава “Росспиртпрома” Сергей Зивенко оценивает запуск каждого нового брэнда минимум в $6 млн. “Таких денег госкомпании никто не даст, а у государства уже есть, например, брэнд “Столичная”, – констатирует г-н Зивенко.
Планы “Росспиртпрома” кажутся странными и вице-президенту по маркетингу ГК “Русский алкоголь” Вадиму Касьянову: “У государства уже есть марки, которые оно с трудом отвоевало, есть и активы, зачем нужны новые брэнды, тем более что им придется конкурировать с сильными федеральными марками, принадлежащими частным компаниям?”
Тем временем долгоиграющий конфликт вокруг прав на брэнд Stolichnaya, похоже, близок к развязке. Как пишут “Ведомости”, в ближайшее время контроль над знаменитым брэндом перейдет от группы S.P.I. к Pernod Ricard. После чего французы могут передать его в совместное предприятие, которое специально для этого будет создано с владельцем российских прав на Stolichnaya – ФКП “Союзплодоимпорт”. Источник, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил “Ведомостям”, что компания Pernod Ricard близка к достижению соглашения с обоими владельцами прав на брэнд Stolichnaya. “ФКП намерено договориться о коммерческих условиях с Pernod Ricard до конца года, они должны быть утверждены в Минэкономразвития. Однако для этого Pernod Ricard необходимо договориться с S.P.I. о покупке марки, после чего Pernod Ricard передаст эти права в совместное предприятие с ФКП. СП будет владеть торговой маркой глобально, а Pernod Ricard – разливать и продавать”, – рассказал собеседник “Ведомостей”.
Подчеркивается, что для Pernod Ricard принципиально, чтобы завод по производству алкогольного напитка располагался в России, чтобы никому не удалось оспорить право Stolichnaya называться русской водкой.
По мнению президента ТПГ “Кристалл” Сергея Зивенко, цена Stolichnaya может превысить $2 млрд. “Stolichnaya – одна из самых известных марок водки. Если учесть, что в 2004 году Bacardi-Martini купила водку Grey Goose за $2 млрд, то можно предположить, что сумма будет выше”, – говорит он. Гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев считает эту оценку справедливой, но только при условии, что все судебные споры за марку Stolichnaya будут улажены.
Однако президент группы S.P.I. Андрей Скурихин, комментируя ситуацию для газеты “Бизнес”, заметил, что сделку простой назвать нельзя: “S.P.I. не намерена выходить из бизнеса и хочет сохранить отношение к брэнду Stolichnaya и после завершения сделки”,- сказал г-н Скурихин.
Участники рынка, опрошенные “РБК daily”, подчеркивают, что сделка выгодна для обоих сторон. “Это будет хорошая коммерческая сделка, ведь S.P.I. в свое время купила этот брэнд за 300 тыс. долл., а продаст, по моим сведениям, за 2 млрд. долл., – заявил президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. – Pernod Ricard же, которая конкурирует с Diageo, хорошо дополнит свой пакет брэндов. У Diageo будет “Смирновъ”, у Pernod – Stolichnaya”. По мнению г-на Зивенко, в случае сделки споры о брэндах сойдут на нет, поскольку в конфликте S.P.I. и ФКП “Союзплодоимпорт” “была личностная составляющая”.
Тем временем интрига разворачивается вокруг украинской водочной компании “Хортица”, которая заявила о своем намерении приобрести предприятие в России. Готовое производство, по словам украинцев, нужно для более быстрого вхождения на российский рынок. Президент группы S.P.I. Андрей Скурихин отмечает, что хороших заводов, не имеющих собственных марок, в России немного. По его словам, объектом покупки может быть один из кавказских заводов, которые развивались “в период большого производства безакцизной продукции”. “На сегодняшний день они простаивают и могут быть предметом для продажи, – заявил Скурихин. – “Хортица” может их купить, а затем увеличить мощности”.
В то же время некоторые эксперты заявление “Хортицы” считают блефом. Как сообщили “РБК daily” сразу в двух водочных компаниях, за заявлениями “Хортицы” о покупке завода в России стоят не реальные намерения, а желание ее владельцев выгоднее продать свой водочный бизнес. “Компания сейчас усиленно продается, – заявил один из источников. – Я знаю, как минимум две компании, которые хотели купить “Хортицу”, но ознакомившись с финансовыми результатами ее деятельности, отказались от сделки”.
Главным событием винного рынка стало решение о снятии блокады с Молдавии. “Российские вести” со ссылкой на Федеральную таможенную службу сообщают, что запрет на импорт в Россию молдавских вин может быть снят в течение самого ближайшего времени. Соответствующее решение должно поступить в ФТС из Роспотребнадзора. Между тем эксперты говорят, что вернуть утраченные позиции молдавским производителям будет непросто, – их долю на рынке заняли российские компании, а кампания по борьбе с молдавским алкоголем испортила его имидж. К тому же с марта винная продукция из Молдавии подверглась массированной антирекламной кампании. Теперь производителям придется приложить огромные усилия, чтобы вернуть хотя бы часть российского потребительского рынка.
Тема “возвращения” актуальна и для пивоваренного рынка. “Коммерсантъ” сообщает о намерении Евгения Кашпера и Александра Лифшица, бывших владельцев “Пивоварни Ивана Таранова”, вывести на рынок федеральную пивную марку. “В конце 2007 года на заводе начнется розлив федеральной премиальной марки пива стоимостью 25 руб. С названием брэнда мы определимся примерно через три-четыре месяца. В ближайшие два-три года никаких других марок завод выпускать не будет, а разливать лицензионные марки мы не собираемся вовсе”, – рассказал Евгений Кашпер. Он уточнил, что инвестиции в строительство завода и продвижение новой марки составят около $145 млн. По словам г-на Кашпера, после “Старого мельника”, “Бочкарева” и “Золотой бочки” на российский рынок не было выведено ни одного сильного брэнда. Исключение составил разве что “Тинькофф”, который был впоследствии продан SUN Interbrew.
По оценке Олега Тинькова, в общей сложности на маркетинг, продвижение и поддержку марки бывшим владельцам ПИТ придется потратить минимум $100 млн.”.
Группа ПИТ была куплена голландским холдингом Heineken в августе прошлого года за $560 млн. у подконтрольной Кашперу и Лифшицу Detroit Investment и Texas Pacific Group. К моменту сделки владельцы ПИТ практически завершили оформление площадки в Мытищах, где планировали построить пивзавод. Но он в сделку с Heineken не вошел, и в конце 2005 года площадка перешла под контроль Detroit Investment (DI). В августе 2006 года DI начала на ней строительство нового пивзавода, основав для этого Московскую пивоваренную компанию.
Экспертов, привлеченных газетой “Ведомости”, удивило, что Heineken позволил экс-владельцам ПИТ заниматься тем же бизнесом. “У тех, кто продает, есть ноу-хау ведения бизнеса. Поэтому обычно принято указывать этот пункт в контракте. В противном случае может появиться сильный конкурент”, – поясняет аналитик ИК “Тройка Диалог” Виктория Гранкина. PR-директор Heineken Анна Мелешина говорит, что условия контракта являются коммерческой тайной.
Пока иностранцы занимаются консолидацией российского рынка пива, российские компании начали скупать западных производителей сырья. Как стало известно “Ведомостям”, “Русский солод” приобрел четыре солодовни у немецкой компании Weissheimer. Аналитики считают верной стратегию, выбранную компанией “Русский солод”. “Вместе с европейскими производственными площадками компания получила передовые технологии производства”, – указывает председатель исполнительного комитета Cоюза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. “Российский рынок пива продолжает расти, вместе с ним растет потребность пивоваров в качественном солоде. Поэтому это направление является перспективным”, – соглашается менеджер по связям со СМИ Sun Interbrew Алексей Шавензов.
Главным событием рынка минеральных вод стало решение холдинга “Вимм-Билль-Данн” закрыть завод “Заповедник”. Валдай”, действующий с весны 2003 года. Брэнд “Заповедник” стал первым для ВБД на рынке питьевой воды, и компания надеялась занять значительную долю рынка. Сам брэнд “Заповедник” предполагалось сделать зонтичным и купить “под него” еще ряд производств. Инвестиции в проект составили около $15 млн.
Как отмечает “Бизнес”, новый менеджмент “Вимм-Билль-Данн” принял решение избавиться от неприбыльного завода и сосредоточиться на развитии брэнда “Ессентуки”. Участники рынка считают решение о закрытии завода “Заповедник. Валдай” правильным. “Ессентуки” более маржинальный продукт, компании, уделяющей внимание повышению рентабельности, логичнее заниматься более прибыльным продуктом”, – полагает пресс-секретарь компании GG&MW Сергей Рыбак. С ним согласен руководитель отдела маркетинга Nestle Waters Владимир Пискарев: “Узнаваемость брэнда „Ессентуки” в десятки раз больше, чем „Заповедник”, который ВБД создавала с нуля”.
По данным газеты “Ведомости”, политика нового менеджмента оказалась результативной. За девять месяцев этого года ВБД установил рекорд по капитализации: выручка компании выросла на 22,1 процента до $1,25 млрд., чистая прибыль – на 264,2 процента до $79,2 млн. Аналитики называют показатели ВБД “великолепными”. “До публикации отчетности мы оценивали справедливую цену акций на уровне $57,9 за акцию, теперь будем повышать эти показатели”, – говорит аналитик ИК “Тройка Диалог” Виктория Гранкина.