Поиск чиновников, виноватых в алкогольном кризисе, оказался спектаклем: в число подозреваемых попали исключительно заместители министров. Как пишут “Известия”, круг “подозреваемых” оказался довольно-таки узким: министры Алексей Кудрин, Герман Греф, Алексей Гордеев, а также их “куратор” – вице-премьер правительства Александр Жуков. После непродолжительных совещаний было решено, что “виноватых” назначат сами министры. И уже на следующем заседании правительства Александр Жуков траурным голосом объявил о вынесении выговоров замглавы Минэкономразвития Андрею Шаронову, замминистра финансов Сергею Шаталову и замглавы Минсельхоза Игорю Рудене. Вскоре после этого Герман Греф собрал брифинг, на котором обвинил правительство в “наказании невиновных” и предложил перейти к “поощрению непричастных”.Как сообщают источники “Известий”, наказание заместителей – всего лишь пробный шар: главам ведомства поручено до начала следующего года выправить ситуацию. Те, кто не справится, лишится министерского правления.
Временной прессинг стимулирует небывалую законотворческую активность. Как стало известно, Минфин поддержал популистскую инициативу единороссов ввести госмонополию на производство и на продажу всех видов спиртосодержащей продукции, в том числе парфюмерной и медицинской. “Законодательство сегодня фактически дает преимущество тем производителям, которые маскируют свою продукцию под всевозможные лекарственные средства”, – цитируют чиновника “Московские новости”. По мнению Шаталова, выравнивание цен обессмыслит попытки зарабатывать на выпуске левой парфюмерной и медицинской продукции. Замминистра также предложил отзывать лицензии у предприятий, которые торгуют слишком дешевой водкой. По оценке замминистра, легально произведенная водка не может стоить меньше 60 рублей.
Лидеры рынка инициативы г-на Шаталова встретили восторженно, хотя и упрекнули чиновника в излишней мягкости. Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что поллитровая бутылка водки на прилавке магазина не может стоить менее 75 рублей. Представитель Союза производителей и продавцов алкогольной продукции Дмитрий Добров полагает, что предложение Минфина сможет укрепить позиции качественных алкогольных брендов: “Речь идет о том, чтобы в казну со всей алкогольной продукции платились акцизы. А потребитель с введением ценового порога сможет уже более детально выбирать, потратить ли деньги на проверенный и качественный бренд или на продукцию неизвестного производителя”.
“Неудивительно, что крупные игроки алкогольного рынка не высказали никаких возражений против предложений Минфина, – резюмирует обозреватель “Московских новостей” Дмитрий Докучаев. – По существу их реализация означает дальнейший передел рынка именно в их пользу. Между тем вряд ли подобная мера решит проблему массовых отравлений населения суррогатной продукцией. Ведь причина осенней вспышки отравлений денатуратом именно в том и заключается, что “деклассированные элементы” искали пойло подешевле. Естественно, спрос на алкоголь со стороны представителей этой части общества никуда не делся. И если эти люди не могли потратить на легальную покупку 50-60 рублей, то откуда они возьмут 75?”
Позицию “Московских новостей” полностью разделяет “Независимая газета”. Ни один из опрошенных из “НГ” экспертов и игроков рынка, относящихся к крупным производителям, не высказал никаких возражений в отношении предложений Шаталова. “Подобное единодушие можно объяснить и тем, что данные меры не только облегчают борьбу с нелегальным алкоголем, но и способствуют переделу рынка в пользу известных крупных производителей, – отмечает обозреватель “Независимой” Надежда Померанцева. – В то же время гарантий того, что на прилавках магазинов дешевая контрафактная водка не будет продаваться по цене выше установленной государством, никто не даст. При повышении цены у нелегалов резко увеличится норма прибыли, что сделает этот бизнес еще более прибыльным”.
Третье издание так называемого либерального пула, “Новое время”, выдвигает тот же тезис: чиновники пытаются получить дополнительный доход под предлогом борьбы за здоровье потребителей. “Как обчистить карман потребителя, болтая о благих намерениях” – с таким подзаголовком вышла в свет статья Владимира Кузьмищева. Борьбу с суррогатом и тщательно спланированный кризис алкогольного рынка Кузьмищев открытым текстом называет зачисткой: “Теперь, когда на плаву удержались только крупные фирмы, легче будет прибрать их к рукам государства. Разговоры о возврате к госмонополии на спиртное не я затеял. Недопустимо, когда такие денежные потоки идут мимо госучреждений. И, наконец, главное – да, мы кое-что потеряли в июле и августе, но в результате каждая бутылка стала дороже”.
Что касается споров по поводу введения госмонополии, то они выеденного яйца не стоят, так как де-факто монополия на производство спирта в России уже существует: “Росспиртпром”, по разным оценкам, контролирует около 60 процентов легального производства спирта и порядка 80 процентов его производителей. “Осталось дожать остальных и объявить фактически существующее де-юре”, – констатирует Владимир Кузьмищев.
В центре внимания СМИ и решение ФНС приостановить действие лицензий у ряда складов временного хранения (СВХ) алкогольной продукции, информация о которых отсутствует в системе ЕГАИС. Участники рынка, опрошенные газетой “Бизнес”, сложившуюся ситуацию объясняют столь типичной несогласованностью действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Закон N102 предусматривает подключение к ЕГАИС не только производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и участников оборота, то есть импортеров. Однако в настоящий момент импортеры передают на ответственное хранение свою продукцию операторам СВХ, которые не являются собственниками алкоголя, а, следовательно, не могут заносить информацию о нем в ЕГАИС.
Как отмечает обозреватель “Газеты” Кира Ремнева, чиновники попросту воспользовались юридическим вакуумом, чтобы спровоцировать новый передел алкогольного рынка. “Неконструктивная позиция ФНС заставляет предположить, что создается заговор против импортеров, – полагает независимый эксперт алкогольного рынка Николай Сиваков. – Особенно красноречиво такая позиция выглядит на фоне высказываний главы Минсельхоза, сделанных вовремя Кубанского экономического форума, о необходимости заполнить рынок коньяками и вином отечественного производства”.
О том, что кабинет министров уверенно дрейфует в сторону протекционизма свидетельствует и другая инициатива правительства – ограничить присутствие иностранцев в сфере розничной торговли алкогольными напитками. На встрече с президентом премьер-министр Михаил Фрадков сообщил, что с 1 января 2007 года доля иностранцев, которые работают в сфере розничной торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами, будет сведена к нулю. “Особенности национальной торговли”, – так называется статья, опубликованная в “Новых известиях”. Подчеркивается, что планируемая главой кабинета министров герметизация страны ни в коей мере не соответствует стремлению России вступить в ВТО.
Аналитики подчеркивают, что под ограничения правительства попадают крупные торговые сети – “Ашан”, “Метро”, “Рамстор”, где доля алкоголя среди представленных товаров равна 15 процентам. Уже упомянутый выше Николай Сиваков считает, что цели кабинета министров просматриваются отчетливо: “Сначала выгонят розничных торговцев, а потом попросту запретят импорт”. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Запрет на молдавский и грузинский алкоголь уже привел к тому, что на рынке, который не терпит пустоты, появляются новые игроки, пользующиеся благосклонностью Роспотребнадзора.
С этим заключением нельзя не согласиться. Как сообщают “Ведомости”, запрет на молдавское и грузинское спиртное помог российским производителям выпустить больше вин и коньяков – с начала года рост составил 40 процентов. Участники рынка признают, что им помог Роспотребнадзор, который запретил ввоз спиртосодержащей продукции из Молдавии и Грузии. Вина из этих стран занимали почти 50 процентов нашего рынка. После запрета именно российские производители восполнили пробел, говорит директор по маркетингу и продажам Gerrus Group Кирилл Бутко. Он напоминает, что по итогам первого квартала вина было произведено на 20 процентов, коньяка – на 35 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Более уверенно себя почувствовал и “Исток”, который выходит в сегмент демократичных коньяков ценой 200-240 рублей. Как пишет “Бизнес”, “Исток” выходит в “народный” сегмент рынка коньяка, продолжая диверсифицировать бизнес вслед за развитием винного направления. Аналитики связывают этот шаг с продолжающейся стагнацией рынка водки и постепенным переключением потребителей на “коричневые” напитки.
“РБК daily” сообщает о покупке французского коньячного дома Jenssen SAS “Межреспубликанским винным заводом”. В Россию будет импортироваться коньяк под маркой Jenssen, план ввоза на 2007 год -около 1 тыс. дал. В то же время французская винодельческая компания Groupe Castel объявила о планах выращивать виноград в Краснодарском крае для подмосковного завода “Клинские напитки”. “Краснодарское шато”, – так называется статья, которую представляют вниманию читателей “Ведомости”.
Главным событием рынка пива стала реструктуризация портфеля брендов, которую группа Efes унаследовала у компании “Красный Восток”. Как отмечают “Ведомости”, марки “Красный Восток”, “Солодов” и “Жигулевское” будут выведены на федеральный уровень. Параллельно основные российские бренды Efes – “Старый мельник”, “Белый медведь” и “Сокол” – начнут разливать заводы группы в республиках бывшего Советского Союза.
По-прежнему в центре внимания компания “Балтика”. Как пишет “Деловой Петербург”, после публикации отчета за девять месяцев 2006 года акции “Балтики” увеличились в цене на пять процентов. Общий объем продаж продукции в натуральном выражении в январе-сентябре достиг 28,6 млн. гл., в том числе пива – 28,2 млн. гл. Аналитик ЗАО “Инвестиционная компания “Энергокапитал” Анна Фролова призналась, что консолидированные финансовые результаты компании по МСФО оказались выше ожиданий, причем весьма оптимистичных.
Основным ньюсмейкером сокового рынка стал “Нидан”, который готовится к выпуску IPO. Как стало известно “Ведомостям”, акционеры планируют разместить до 49 процентов акций на российской бирже весной 2007 года. Вместе с этим не исключается возможность продажи компании стратегическому инвестору. Наиболее вероятным претендентом на покупку “Нидан Соки” аналитики называют PepsiCo.
Вместе с тем “Коммерсантъ” заявляет, что “Нидан” решился на проведение IPO после того, как были сорваны сделки по продаже компании PepsiCo и ВБД. Аналитики отмечают, что сделка не состоялась, так как акционеры “Нидана” переоценили свою компанию вдвое. По информации “Коммерсанта”, компания PepsiCo уже нашла новый объект для поглощения: до конца года она может объявить о покупке лидера сокового рынка – ОАО “Лебедянский”.
“Неудивительно, что Pepsi сделала свой выбор в пользу “Лебедянского”, – говорит аналитик ФК “Уралсиб” Андрей Никитин.- “Нидан” хотя и входит в четверку лидеров рынка, но является фокусированным игроком: у него есть сильные брэнды не во всех сегментах рынка и он не так полно представлен в регионах, как “Лебедянский””.