Хватит пива!

0:00
0

Вслед за ФКП “Союзплодоимпорт” оспаривать право водки Stolichnaya именоваться “русской” взялась компания “Русский стандарт”, созданная Рустамом Тарико. Стало известно о поданном ею иске в американский суд против Allied Domecq, которой принадлежат права на дистрибуцию Stolichnaya. Суть претензий та же, что и у “Союзплодоимпорта”: Allied Domecq не может называть водку “русской”, если она фильтруется и бутилируется на рижском заводе S.P.I., а затем импортируется в США. Единственной настоящей русской водкой, продаваемой в Америке, США, “Русский стандарт” называет собственную Imperia.

“Не русский это стандарт” – так называется статья в газете “Коммерсантъ”. Ироничный заголовок означает следующее: на Западе классические приемы российского правосудия не срабатывают. Вице-президент Pernod Ricard Франциско де ла Вега видит в действиях “Русского стандарта” “желание бесплатно отрекламироваться”: “Они заранее знают, что проиграют, но поскольку судебные разбирательства длятся долго, они обеспечат им бесплатную рекламу”. Тот факт, что Stolichnaya производится в России, а бутилируется в Латвии, “для американского правосудия не означает, что эта водка не является русской”, – отмечает Вега.

С ним согласен президент S.P.I. Group Андрей Скурихин: “Мы неоднократно доказывали в американских и европейских судах, что Stolichnaya является русской водкой, докажем и сейчас. Иск говорит лишь о маркетинговой несостоятельности “Русского стандарта”, если они пытаются привлечь потребителя таким нечестным способом”. Участники рынка согласны с представителями S.P.I. “Ни производитель, ни дистрибутор не вводят американского потребителя в заблуждение, ведь последний считает русским все, что производится на территории, близкой к России, тем более в бывших советских республиках”, – уверен глава компании “Усков и партнеры” Вадим Усков. Кроме того, он напоминает о прецедентности американского законодательства, что увеличивает вероятность отклонения иска судом. “Иск вызван попыткой подорвать продажи водки Stolichnaya в США и повысить продажи марки Imperia. “Русский стандарт” сделал ряд маркетинговых ошибок в США – за год сменил трех дистрибуторов, понижал стоимость Imperia в рознице, теперь, возможно, хочет поднять продажи таким способом”, – считает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко.

Газета “РБК daily” напоминает, что водка Imperia начала продаваться в США в прошлом году. В компании “Русский стандарт” отметили, что в продвижение бренда в течение пяти лет будет вложено 100 млн. долларов. Данные о продажах водки в США “Русский стандарт” не раскрывает.

В центре внимания СМИ наметившийся разрыв между компаниями РВВК и ОСТ. Как сообщает “Бизнес”, в конце прошлого года появилась информация, что компании готовятся создать СП на паритетных началах, объединив портфель брэндов и дистрибуции. Кроме того, компания ОСТ готовилась передать СП производственную площадку в подмосковной Черноголовке.

Теперь советник президента РВВК по маркетингу Герман Климовский признался, что стороны “вернулись на исходные позиции в переговорах о слиянии”. Совладелец группы ОСТ Елена Сорокина также подтвердила “Бизнесу”, что в настоящий момент компании осуществляют дистрибуцию самостоятельно. В настоящий момент сотрудничество компаний сводится к контрактному производству группой ОСТ основного водочного брэнда РВВК – водки “Флагман”. Кроме того, как стало известно “Бизнесу”, руководство РВВК ведет переговоры о размещении производства “Флагмана” на пермском ЛВЗ “Пермалко”, подконтрольном группе S.P.I.

Участники рынка полагают, что в случае ухода “Флагмана” с ОСТ вопрос объединения компаний станет неактуальным. “Если “Флагман” действительно уйдет на “Пермалко”, объединение ОСТ и РВВК сорвется. Впрочем, эта сделка с самого начала выглядела маловероятной: слишком разные собственники и менеджеры у обеих компаний”, – рассуждает владелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. Генеральный директор компании “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев полагает, что объединение группы ОСТ и РВВК может состояться только на условиях покупки одной из сторон другой. “Анонсированная схема объединения компаний с самого начала выглядела сомнительно: внутренняя конкуренция не позволила бы СП развивать брэнды, принадлежащие РВВК и ОСТ, на одинаковых условиях”, – считает Алексеев.

“Секрет фирмы” пишет о подготовке к проведению к IPO сразу нескольких компаний – ОСТ, “Синергия” и “Союз-Виктан”. Аналитик Банка Москвы Егор Федоров первичное размещение ценных бумаг расценивает как часть рекламной кампании, направленной на снижение стоимости займов: все три компании являются активными заемщиками на рынке рублевых и еврооблигаций. “Алкогольная отрасль, несмотря на высокую рентабельность бизнеса, вряд ли станет популярной у инвесторов, – резюмирует обозреватель журнала Юлиана Петрова. – За восемь месяцев этого года объемы производства водки снизились на 14,6 процента. К тому же отрасль находится на пороге интенсивной консолидации, которая может привести к усилению госмонополии. И эти аргументы показались весомыми по меньшей мере уже одному из кандидатов на IPO – “Русскому алкоголю”, собиравшемуся делать первичное размещение весной 2007 года. Летом компания объявила о переносе размещения на неопределенный срок – из-за проблем на алкогольном рынке”.

Не могла остаться незамеченной и информация о начале поставок в Россию японского виски под брендом Suntory. Как пишет “Коммерсантъ”, всего на рынок будет выведено семь марок Suntory стоимостью от 20 до 160 евро за бутылку. При этом 45 процентов объема поставок составит марка Royal розничной стоимостью порядка 50 евро за бутылку. С 2007 года начнутся продажи и в регионах, а к 2010 году Suntory планирует продать порядка 840 тыс. литров виски.

Главным событием рынка вина стало покаянное интервью газете “Труд” Дмитрия Чимпоеша, председателя Совета директоров молдавского филиала “Ростеста”. Г-н Чимпоеш утверждает, что запрет Роспотребнадзора на экспорт молдавских вин не является политической акцией: перед правительством Молдавии действительно остро стоит вопрос соответствия вина необходимым стандартам. “У нас получилось, как сказано в старой русской пословице: “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится””, – заявил Дмитрий Чимпоеш. – Правительство Молдавии не так давно приняло специальное постановление о защите прав потребителей, в котором очень жестко поставлен вопрос, связанный с обеспечением безопасности нашей продукции, в том числе и винной. Кроме того, в департаменте “Молдова-стандарт”, который я возглавлял несколько лет, разработана методика контроля за генетической безопасностью продуктов, в том числе и, прежде всего, алкогольной продукции. Нормативный документ создан на основе современных рекомендаций родственных структур ООН, прошел экспертизу в самых авторитетных научно-исследовательских учреждениях – Академии наук и Министерстве здравоохранения России”. В интервью подчеркивается, что Молдавия выполнила все условия, предложенные российской стороной.

На пивоваренном рынке в центре внимания компания Efes. Как отмечает “РБК daily”, траты на покупку “Красного Востока” и увеличение доли в ЗАО “Пивоварня “Москва-Эфес” вынудили Efes Breweries International N.V. принять решение о размещении допэмиссии на 300 млн. долларов. Помимо рефинансирования этих двух сделок EBI собирается вложить деньги в новые инвестиционные проекты. Участники рынка при этом не склонны считать, что Efes вынашивает какие-либо грандиозные планы по новым инвестициям в российский рынок. “Строить собственное предприятие они не будут точно, – заверили РБК daily в одной из пивоваренных компаний. – Дело в том, что Efes в России изначально шел по пути приобретений. Им бы сейчас справиться с теми заводами, что у них уже есть”.

Что касается рынка пива в целом, то он близок к насыщению. Такой прогноз дал вице-президент по маркетингу компании SUN Interbrew Бертран ван Ренин, на которого ссылаются “Новые известия”. По его словам, снижение темпов связано с тем, что рынок этот вот-вот насытится. Особенно такая ситуация характерна для Москвы и Санкт-Петербурга. По мнению Бертрана ван Ренина, тенденцию определяет ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Так, потребление пива на человека в год в Питере уже превышает 100 литров, а Москве близко к 90 литрам. В среднем по России этот показатель составляет немногим более 60 литров.

Отечественные эксперты в целом согласны с прогнозом иностранных специалистов, однако добавляют к нему свои нюансы, касающиеся причин происходящих изменений. Как рассказал “Новым Известиям” независимый эксперт алкогольного рынка Николай Симаков, на сегодняшний день в руках западных компаний консолидировано 75 процентов пивного рынка России. С приходом западных компания потребление пива россиянами увеличилось в четыре раза. Это в немалой степени связано с тем, что иностранцы тратили огромные бюджеты на рекламу. После того, как ролики стали демонстрироваться только в ночное время, потребление пива стало снижаться. Симаков также полагает, что западные компании, работающие на российском рынке, могут преднамеренно заострять внимание на снижении темпов роста, дабы не привлекать внимание Геннадия Онищенко, который пока еще не добрался до пивного рынка.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ