Благополучие в обмен на лояльность

0:00
0

Группа депутатов Госдумы, в состав которой входят Геннадий Кулик, Николай Борцов и Айрат Хайруллин разработала новый законопроект о регулировании рынка вина. Как отмечает газета “Бизнес”, депутатский законопроект получился более либеральным, чем правительственный: в частности, он не устанавливает обязательства производителей вина подключаться к ЕГАИС. Как и проект Минсельхоза, он предлагает вывести виноделов из-под юрисдикции закона “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта”. Основное нововведение депутатского законопроекта – более широкий охват действия. Если проект Минсельхоза ограничивал действие закона лишь производством, то депутатский проект распространяется как на производителей, так и на оптовых и розничных продавцов вина и виноматериалов.

По информации “Бизнеса”, представленный депутатами законопроект – не последняя законодательная инициатива, касающаяся винной отрасли: сегодня в Думе идут консультации сразу между несколькими ведомствами, предлагающими свои проекты реформирования отрасли. Известно, что уже сейчас в первый проект, предложенный Минсельхозом, вносятся некоторые изменения.

Тем временем обозреватель “Газеты” Кира Ремнева высказала опасения, что новая система сертификации вина существенно осложнит жизнь производителей. Как известно, в будущем году вступают в силу новые положения ГОСТов о вине, согласно которым понятие “натуральное” вино будет заменено на “столовое”, как это принято во многих западных странах. Между тем подобная гармония с европейским законодательством может дорого обойтись отечественным производителям. Так, новая редакция Налогового кодекса, вступающая в силу 1 января 2007 года, предполагает существование трех видов вина: натурального, шампанского и остального. Поскольку понятие “натуральное” теперь исключено, то столовые вина в автоматическом режиме будут причисляться к “остальным”. При этом если для натурального вина предусмотренная ставка акциза составляет 2,20 рубля, то для “остальных” – 1,62.

Другая статья Киры Ремневой была издана под броским заголовком “Алкогольной отрасли предъявили ультиматум”. Сообщается, что игрокам рынка, желающим сохранить бизнес, будет поставлено условие – забыть о понесенных убытках, перестать критиковать действия властей и принять деятельное участие в национальных проектах. Об этом “Газете” сообщил источник, которому стало известно о позиции некоего высокопоставленного чиновника.

“Я не уверен, что это были общие условия для всех участников рынка, – поделился с “Газетой” владелец одной из крупных компаний-импортеров. – Думается, что это было конкретное предложение конкретной компании”. Однако информацию об озвученных представителями властей условиях конструктивного диалога подтвердили “Газете” сразу несколько крупных участников алкогольного рынка. Косвенным подтверждением того, что предложение, выдвинутое чиновниками, коснется отрасли в целом, служит и тот факт, что подобного рода схемы “конструктивной” работы сегодня процветают практически во всех областях алкогольного бизнеса. В частности, как стало известно “Газете”, не так давно всем руководителям таможенных управлений на местах поступила телетайпограмма за подписью начальника Федеральной таможенной службы Андрея Бельяминова. Данный документ рекомендует проводить дополнительную проверку на натуральность всех вин, поступающих в нашу страну из Нового Света.

“Действительно, сегодня на таможне мы проходим дополнительные исследования, подтверждающие качество ввозимой продукции”, – признает гендиректор ООО “Коллекция вин” Андрей Ткемаладзе. Каким образом рекомендательное письмо главы ФТС превратилось в обязательную повинность, догадаться несложно: расходы по оплате дописследований ложатся на плечи импортеров. Официальная такса – 2 тысячи рублей за каждую бутылку. По подсчетам аналитиков рынка, более или менее крупный импортер ввозит в Россию порядка 200 грузовиков в год. При таких объемах расходы на дописследования составят порядка $140 тысяч. “Узаконенные поборы и добровольно-принудительное участие алкогольного бизнеса в спонсировании госпроектов – идея не новая”, – констатирует Кира Ремнева.

Главным событием рынка крепкого алкоголя стало завершение водочного завода в Санкт-Петербурге группы “Русский Стандарт”. Как стало известно журналу “Эксперта Северо-Запад”, объем инвестиций в проект составил около 30 млн. долларов. Завод в Петербурге – первое собственное водочное производство группы. До сих пор продукция “Русского Стандарта” разливалась на петербургском ЛВЗ “Ливиз”. После ввода в эксплуатацию нового завода “Русский Стандарт” сможет полностью отказаться от аутсорсинга.

Необходимость увеличить объемы и заставила “Русский Стандарт” форсировать строительство петербургского завода. Проект стартовал еще в 2004 году, и с тех пор на рынке неоднократно появлялись слухи о том, что он будет заморожен. Однако недостаточные мощности “Ливиза” не позволяли удовлетворить существующий спрос на водочную продукцию “Русского Стандарта” и даже привели к некоторому снижению ее доли на российском рынке. Очевидно, пуск нового завода позволит компании ускорить динамику развития своих марок.

“РБК daily” пишет о планах компании Nemiroff открыть в России торговые дома на базе логистических площадок в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Екатеринбурге. По мнению аналитика ИК “Финам” Владислава Кочеткова, основным эффектом от запуска торговых домов для Nemiroff станет рост сбыта в торговых сетях названных регионов. “Дело в том, что сейчас большинство сетей требуют, чтобы производители, дабы устранить оптовую наценку, продавали свою продукцию не через дистрибьюторов, а самостоятельно, – сказал г-н Кочетков РБК daily. – С торговыми же домами сети могут продавать продукцию Nemiroff по более низкой цене”.

Однако аналитик ИК “Тройка Диалог” Виктория Гранкина сомневается, что Nemiroff заинтересован в снижении цены на свою продукцию, так как это может негативно повлиять на бренд компании. По ее словам, улучшив контроль за продажами, Nemiroff может усилить свое присутствие на локальных рынках.

Российские компании осторожны в оценках планов украинского конкурента. Так, например, президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко выразил мнение, что торговые дома создадут для Nemiroff больше проблем, чем преимуществ. “Через эти торговые дома все уже проходили и все в итоге отказались, – сказал РБК daily г-н Зивенко. – “Исток”, например, вложил очень много денег в открытие своих представительств практически во всех крупных городах, но потом все свернулось, потому что содержать эти дома очень затратно”. По мнению г-на Зивенко, некоторые российские производители “поступают более разумно”, договариваясь друг с другом и открывая совместные торговые представительства.

Что касается лидера рынка коктейлей компании “Хэппиленд”, то она решила диверсифицировать бизнес. Сообщается, что “Хэппиленд” выходит в новый для себя сегмент аперитивов. Компания запускает премиальный аперитив крепостью 20 градусов под брэндом Red Devil, цена которого в рознице составит 330 руб. за бутылку 0,5 л. Крепкий Red Devil будет разливаться по заказу “Хэппиленда” на петербургском заводе “Ладога”. Как отмечает “Бизнес”, компания “Хэппиленд” решила выйти в новый сегмент после повышения стоимости акцизов на слабоалкогольные коктейли. Бюджет на продвижение крепкого Red Devil в “Хэппиленде” не раскрывают. По оценкам участников рынка, реклама нового продукта в прессе обойдется компании максимум в $1 млн.

Не прекращается интерес аналитиков к переговорам холдинга “Винный мир” о продаже брэнда. Как отмечает обозреватель журнала “Секрет фирмы”, это событие является ярким примером усилившейся тенденции вымирания дистрибуторов на алкогольном рынке. “Дистрибутор, работающий с регионами, делает наценку более 25 процентов, если отпускает товар в оптовый сектор, и 35-40 процентов, если поставляет его в магазин. Логистический оператор такой наценки делать не будет, потому что собирает выручку на объемах”, – говорит директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.

Одной из основных тенденций развития российского пивного рынка – увеличение упаковки. Heineken и “Балтика”, долгие годы выпускавшие свои флагманские марки – “Бочкарев” и “Балтика 3”- в стеклянных бутылках, этим летом начали разливать их в литровую ПЭТ, внешне похожую на стеклянную тару. Пиво “Багбир” и “Толстяк” разливаются в пятилитровые ПЭТ-бутылки, что является абсолютным мировым рекордом.

“Размер имеет значение” – так озаглавлена статья обозревателя “Ведомостей” Василия Дмитриева, посвященная особенностям потребления пива россиянами. “Конкуренция заставляет российских пивоваров учитывать любые пожелания потребителей. В этом году компании вспомнили, что россияне любят пить пиво большой компанией и очень раздражаются, когда приходится бежать за добавкой. Поэтому лидеры рынка начали увеличивать объем своей тары”, – отмечает автор и приводит слова одного из сотрудников компании Sun Interbrew: “Если в Европе и США принято покупать сразу много напитков в индивидуальной упаковке – “мультипаки” по 6, 12 или 24 банки или бутылки, российский потребитель предпочитает одну большую упаковку и делит ее с друзьями”.

“Ведомости” также сообщают о планах “Балтики” начать розлив пива “Балтика 3” на заводе в Манчестере компании Scottish & Newcastle. Примеру “Балтики” намерен последовать Efes, который планирует начать в Сербии розлив “Старого мельника”.

Участники рынка полагают, что отечественное пиво, сваренное за рубежом, останется нишевым продуктом. “S&N является английской компанией и наверняка имеет хороший доступ к каналам сбыта в Великобритании. У акционеров “Балтики” есть производственные мощности и каналы сбыта в Великобритании, поэтому финансовый риск неудачного запуска минимален. Конкурировать с устоявшимися марками на рынке Англии будет сложно, вряд ли стоит рассчитывать на значительные объемы продаж”, – говорит коммерческий директор SABMiller Игорь Тихонов. “Британское направление будет отличаться более высокой рентабельностью и усиливать имидж “Балтики” на российском рынке”, – добавляет аналитик ИК “Финам” Сергей Фильченков. Он напоминает, что “Балтика” уже добилась неплохой узнаваемости в Великобритании за счет продажи пива в барах. С 2004 года компания продает пиво в ресторанах Великобритании, а в баре Stavka в Глазго у компании есть эксклюзивный зал – “Двор “Балтики”. Директор по развитию компании “Пивдом” Арсен Авестисов полагает, что в Англии проснулся интерес ко всему русскому из-за того, что бизнесмены покупают замки и футбольные клубы: “На волне интереса к нашей публике можно сыграть и показать хорошие продажи российским производителям”.

“Бизнес” предлагает вниманию читателей интервью с Виктором Лопатиным, главой пивоваренной компании “Вагант”, которая сегодня является лидером по производству и продаже разливного пива в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Центрально-Европейской части России. Подчеркивается, что одна из главных составляющих успеха – грамотная выбранная ниша непастеризованного пива. “Крупные пивзаводы сюда не идут – сегмент слишком мал для них, а мороки с продуктом много. Помимо нас в московской нише еще две серьезные компании, но обороты “Ваганта” выше остальных игроков – около $7 млн. в год, – отметил Лопатин. – Мы не стремимся достигнуть объемов “Балтики” – наша задача освоить сегмент, который имеет потенциал минимум на два года вперед и пока в стадии разработки, но он в любом случае никогда не будет столь же популярным, как бутылочные пастеризованные. Пока мы заполняем рынок и “потолка” не ощущаем”.

Нужно отметить, кризис на рынке крепкого алкоголя способствовал росту продаж пива. Как отмечает питерский “Коммерсантъ”, по итогам июля-августа продажи пива увеличились на 7-10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “В последнее время мы действительно можем констатировать увеличение продаж пива и других слабоалкогольных напитков в нашей сети. Это связано не только с сезонным увеличением спроса, но и с отсутствием многих видов алкоголя на полках наших магазинов”, – признается один из топ-менеджеров сети гипермаркетов “О’Кей”. “Говорить о конкретных цифрах сложно, так как это коммерческая тайна, но рост безусловно присутствует”, – согласился представитель торговой сети “Квартал”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ