Минсельхоз совместно с российскими производителями вина и отраслевыми ассоциациями завершил работу над проектом закона о производстве и обороте вина. Закон предполагает несколько нововведений. Например, все российские производители должны получить пятилетнюю лицензию стоимостью 250000 руб. Вице-президент Союза участников алкогольного рынка Леонид Попович, комментируя нововведение для газеты “Ведомости”, заявил, что если закон будет принят, игрокам рынка вина не понадобится получать заключение различных инстанций. При этом новые производители вина освобождаются от необходимости увеличивать уставный капитал до 50 млн. рублей, что требуется для работы ЛВЗ. По данным Росстата, за первые девять месяцев количество ликероводочных заводов сократилось с 395 до 360 предприятий. “Это произошло в том числе и потому, что компании просто не смогли найти средств для увеличения уставного капитала”, – отмечает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Минсельхоз также разработал специальный “винный сценарий” для регистрации продукции в ЕГАИС. Согласно законопроекту, введение информации в ЕГАИС происходит в момента оклейки продукции акцизной маркой, минуя автоматизированную фиксацию вина через счетчики, как того требует “спиртовой” закон. Президент Союза виноградарей и виноделов России Валерий Логинов считает, что новый закон позволит защитить рынок вина от нелегалов, так как все взаимодействия между виноградарями и виноделами будут декларироваться, а госорганы смогут контролировать использование винограда и виноматериалов.
Кроме того, впервые в законе предпринимается попытка классификации российских вин: столовое вино с наименованием по происхождению (во Франции Vin de Pays) и столовое вино с контролируемым наименованием по происхождению (Appellation d’Origine Controlee) – вина с отличительными свойствами, связанными с местом произрастания винограда и технологией его производства. “Это должно положительно сказаться на имидже российских вин при выходе на международные рынки, доверие к ним будет выше”, – полагает директор по маркетингу и коммерции Gerrus Group Кирилл Бутко.
Однако как показывает правоприменительная практика, всегда можно найти способ обойти закон в интересах высокопоставленных игроков алкогольного рынка. В частности, администрация Краснодарского края после отмены региональной акцизной марки предложила местным предпринимателям пройти добровольную сертификацию с целью получения знака “Гарантия качества”. Особенностям национального законодательства посвящена опубликованная в “Коммерсанте” статья “ФАС не удержала марку”.
Через несколько недель после начала действия региональной программы ООО “Кастор”, ООО “ОКВ-Енисей” и “Дэстини-юнион” обратились в местное УФАС с заявлением, обвинив ассоциацию и службу по контролю за алкогольным рынком администрации края в создании дополнительных административных барьеров на оптовом алкогольном рынке. В заявлении говорилось, что после того, как они отказались от добровольной сертификации, розничные продавцы перестали брать их продукцию на реализацию. Однако краснодарского антимонопольное управление никаких нарушений в добровольной сертификации не усмотрело.
Участники алкогольного рынка называют красноярское дело знаковым. По их мнению, прекращение ФАС этого дела развязывает руки местным властям: получается, что они нашли способ в обход действующего законодательства возродить институт контроля качества алкогольной продукции. “Так называемые добровольные системы контроля качества пытаются возродить практически во всех регионах, – говорит глава ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. – До недавних пор это делалось с помощью постановлений местных губернаторов, которые можно было оспорить в ФАС. Получается, что и антимонопольное ведомство не может служить защитой от произвола местных властей”. А гендиректор “Русского алкоголя” Сергей Сорокин отмечает, что “из-за этих знаков стоимость бутылки водки на полке возрастает на 4-5 рублей”: “Для региональных потребителей это существенно, они отдадут предпочтение дешевым суррогатам”.
По-прежнему в центре внимания СМИ последствия кризиса. Как утверждает обозреватель “Московской правды” Михаил Архипов, хотя алкогольный дефицит миновал, говорить о кризисе в прошедшем времени рано: “Он по-прежнему существует, но уже в теневой фазе”. “Кризис ушел с глаз властей, на самом же деле проблема существует, и не все компании могут с ней справиться”, – заявил на недавней пресс-конференции председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции Петр Каныгин. Согласно его данным, ассортимент импортного спиртного на прилавках по сравнению с докризисным периодом сократился в 10-15 раз.
Однако автора больше всего беспокоят победные реляции чиновников о позитивных последствиях нехватки алкоголя. В частности, председатель комитета Госдумы по экономической политике, Валерий Драганов опустение полок магазинов связал с тем, что 102-й закон “поставил прочный заслон нелегальному алкоголю”. Особенно отличился главный санитарный врач Геннадий Онищенко с сюрреалитическим заявлением о том, что “показатели здоровья населения с благодарностью отреагировали на явно не планировавшиеся результаты”. “Власть из случившегося никаких выводов не сделала, за исключением того, что объявила выговор троим замминистрам”, – констатирует Михаил Архипов.
В то же время “Газета” предлагает вниманию читателей статью Киры Ремневой “Алкогольный рынок переходит на контрафакт”. Издание со ссылкой на Петра Каныгина сообщает, что за последние 9 месяцев в Россию было завезено порядка 60 млн. фальшивых акцизных марок для алкогольной продукции. По оценке чиновника, сегодня в рознице отсутствуют инструменты, позволяющие определить подлинность акцизной марки.
До введения в действие нового закона об обороте этилового спирта в каждом субъекте Федерации существовала собственная система контроля качества алкогольной продукции как среди оптовиков, так и в рознице. После упразднения этой системы предполагалось, что “вылавливать” контрафактный алкоголь можно будет благодаря ЕГАИС. “Если информация о фальшивых акцизных марках соответствует действительности, тогда это очень неприятно. Получается, что вся реформа алкогольной отрасли затевалась зря, – сетует директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов. – Ведь нам говорили, что новые марки будут иметь высокую степень защиты, а оказывается, что их запросто можно изготовить чуть ли не в промышленных масштабах”. Участники рынка полагают, что фальшивые акцизные марки в основном пошли на оклейку недорогой водочной продукции.
Тем не менее, алкогольный кризис все же создал некоторые предпосылки для саморегулирования отрасли. Как сообщает “Время новостей”, участникам алкогольного рынка удалось пробить броню неприступного “Роспотребнадзора” и договориться о создании консультативного совета, задачей которого станет в первую очередь совместная борьба с контрафактной продукцией. Ранее ведомство Геннадия Онищенко практически не шло на контакты со своими “подопечными”, напоминает обозреватель газеты Ирина Склярова.
“Роспотребнадзор” долгое время не реагировал на письма и обращения, которые направляли ему участники рынка, и вот теперь наконец можно надеяться на начало конструктивного диалога, – говорит представитель Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. Пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров полагает, что в установлении контактов взаимно заинтересованы как отрасль, так и чиновники.
Обозреватель “Новых известий” Роман Доброхотов, комментируя встречу Онищенко с представителями алкогольной отрасли, отмечает, что для прессы осталось загадкой, кто именно удостоился присутствия на “тайной вечере”. В частности, президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов признался, что впервые слышит о встрече чиновников с предпринимателями. “Нас не только никто не приглашал на такие встречи, но не ответили даже на наше письмо Роспотребнадзору, где мы попытались подробно и конструктивно изложить свои предложения”, – заявил Парагульгов.
Неосведомленность продемонстрировал и Союз производителей алкогольной продукции (СПАП). “Около трех недель назад была какая-то рабочая встреча с Роспотребнадзором по поводу импорта алкоголя, но о собрании 25 сентября я ничего не знаю”, – сообщил пресс-секретарь СПАП Дмитрий Добров.
После долгих поисков “Новым известиям” все же удалось обнаружить единственную ассоциацию, удостоившуюся аудиенции Геннадия Онищенко – это так называемая Ассоциация участников рынка алкоголя (АУРА). На сайте ассоциации сообщается, что на встрече с главой Роспотребнадзора присутствовали представители вышеупомянутых организаций, которые заявили о своей непричастности к мероприятию. В ассоциации “АУРА” этот феномен комментировать не стали. Как полагает Роман Доброхотов, именно с интересами новой ассоциации связана небывалая активность Онищенко на ниве защиты алкогольного рынка.
Нужно отметить, что в последнее время возрастает количество публикаций, посвященных перспективам развития рынка вина: российские виноделы значительно укрепили позиции из-за искусственного дефицита и вытеснения грузинских и молдавских импортеров. Новый гендиректор компании “Исток Трейдинг” Кристоф Николас в интервью “Компании” признался, что российское виноделие имеет огромный потенциал роста.
“В последние годы возрос импорт вин из стран “Нового Света”: из США, Аргентины, Чили. Но алкоголь из “Нового Света” не был и в ближайшее время не станет конкурентом российским винам. Российские вина находятся в других ценовых сегментах – от базового до среднеценового. Этот ассортимент на отечественном рынке демонстрирует стабильную тенденцию к расширению, и недавно появившийся запрет на импорт молдавских и грузинских вин, безусловно, способствует увеличению продаж российских вин”, – заявил Кристоф Николас. Сообщается, что уже принято решение увеличить мощность завода “Исток”.
Холдинг “Винный мир”, потерявший значительную часть выручки после запрета на импорт молдавского вина, диверсифицирует бизнес. Как рассказал “Бизнесу” член совета директоров холдинга Кирилл Толмачев, дистрибутор намерен продавать розничным сетям и бывшим коллегам логистические услуги на аутсорсинге. В развитие логичестического направления предполагается вложить $75 млн. Средства будут предоставлены английским фондом прямых инвестиций.
Участники рынка не удивлены желанием “Винного мира” стать полноценным логистическим оператором. “Запрет на ввоз молдавских вин очень серьезно подорвал бизнес “Винного мира” – это был ключевой игрок на рынке молдавского вина. При этом логично, что компания привлекла стороннего инвестора. $75 млн. – солидная сумма, после кризиса у дистрибутора не могло быть столько свободных средств”, – рассуждает директор по маркетингу компании Gerrus Group Кирилл Бутко. После закрытия основного рынка компании необходимо было что-то предпринимать, чтобы удержаться на рынке и спасти бизнес, констатирует Бутко.
По информации газеты “Ведомости”, владельцы компании “Винный мир” могут продать одноименную марку за 3 млн. евро. По словам пресс-секретаря компании Андрея Егорова, ведутся переговоры с компанией, которая планирует запустить под маркой “Винный мир” сеть алкогольных магазинов. Назвать компанию он отказался, сославшись на то, что переговоры пока находятся в начальной стадии.
Что касается молдавских виноделов, то они несут колоссальные убытки. Как сообщает “Коммерсант”, в августе 2006 года объемы производства молдавского вина снизились на 80 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Производство игристых вин снизилось на 74 процента – до 469 тыс. бутылок, коньяка – на 70 процентов, до 23 тыс. дал, бренди, водки и других крепких спиртных напитков – на 12 процентов, до 156 тыс. дал, спирта этилового – на 33 процента, до 50 тыс. дал.
Обозреватель “Труда” Елена Владимирова полагает, что “неполиткорректные” вина из Молдавии и Грузии вряд ли вернутся на российский рынок. Геннадий Онищенко, в частности, заявил, что молдаване помимо пестицидов замешивают в свою продукцию “политические ингредиенты”, а наводить порядок в контроле за качеством не хотят.
Наталья Куклина из “Новых известий” заявляет, что с помощью молдавского алкоголя Онищенко превращается в политврача. Опрошенные автором эксперты алкогольного рынка единодушно отмечают, что Онищенко переваливает проблему с больной головы на здоровую. Именно Роспотребнадзор, по их мнению, с самого начала винных войн против Молдавии и Грузии ставил во главу угла политические мотивы. Теперь же, по экспертным оценкам, в очередном “обострении” виноват недавний приднестровский референдум, незамеченный Кишиневом. Молдавия, где деятельность большинства винодельческих предприятий приостановлена, а рост промышленного производства упал из-за этого с 6,5 до 1 процента, должна ясно услышать “санитарный голос России”.
Не меньшую жесткость Роспотребнадзор демонстрирует в борьбе с Грузией. Теперь в опале у винных регуляторов не только оригинальные вина грузинского происхождения, но и любые “хванчкариули” и “оджалешвили” подмосковного розлива. “Чтобы и винного духа грузинского не было” – так озаглавлена статья обозревателя “Известий” Михаила Хмелева.
Поводом для масштабных проверок стал визит представителей Роспотребнадзора на два российских предприятия – “Самтрест-Санкт-Петербург” и “РОИАЛ”. Там проверяющие обнаружили настоящий контрафакт: свеженькие, сентябрьского розлива бутылки “Хванчкары”, “Киндзмараули”, “Алазанской долины” и “Ахашени”. Как сообщают эксперты, вино изготавливалось из виноматериалов краснодарского производства.
Автор считает, что “антигрузинские” мероприятия г-на Онищенко попахивают фарсом: “На самом деле никакого грузинского вина в России после введения официального запрета на него нет. Большая часть того “грузинского” вина, что продавалось в России последние годы, производили наши же умельцы из российского винного сырья. На бутылки лепили этикетки с грузинской вязью и медалями, и стоило такое вино по сравнению с оригиналом “копейки”. На рынке оставались лишь легальные производители российского вина под грузинскими брендами. Вот против них и ополчился на этот раз Роспотребнадзор”.
Главным событием рынка минеральных вод стало приобретение источника в Зеленограде компанией Danone. Как стало известно “Бизнесу”, Danone до конца года собирается запустить местное производство питьевой воды. По данным участников рынка, французская компания еще не определилась со стратегией развития брэнда: всего было разработано три варианта упаковки, а в качестве одного из рабочих названий рассматривается “Живая вода”. Всего на запуск нового брэнда будет потрачено $12 млн.
По мнению директора по маркетингу компании “Висма” Натальи Селезневой, конкурентами Danone окажутся прежде всего Coca-Cola и PepsiCo. Директор по связям с общественностью компании GG&MW Сергей Рыбак отмечает, что запуск Danone производства минеральной воды в России – ожидаемый шаг, на мировом уровне у Danone сильные позиции, а в России, в отличие от Nestle, подразделение компании по производству воды пока было представлено лишь импортом.