У шести нянек рынок без глаза

0:00
0

Согласно постановлению правительства, уполномоченным органом по введению ЕГАИС стала Федеральная налоговая служба. “Программные средства единой информационной системы создаются организацией, подведомственной Федеральной службе безопасности”, – говорится в документе, подписанным премьером Фрадковым. Технические задания утверждаются ФНС по согласованию с ФТС и ФСБ.

Однако обозреватель газеты “Время новостей” Ирина Склярова считает, что долгожданное ясности участникам рынка это пока не принесло. На подготовку документов, регулирующих работу ЕГАИС, кабинет министров отвел еще два месяца, в течение которых Минфин должен согласовать с ФСБ и таможенниками документы по работе системы учета алкоголя. То есть реальные правила работы ЕГАИС, если постановление правительства будет исполнено в срок, должны появиться не раньше 1 ноября, а правила использования полученной государством информации об участниках рынка – к 1 октября.

Участники рынка предупреждают, что чем дольше не сможет ЕГАИС работать в нормальном режиме, тем больше алкоголя уйдет в нелегальный оборот. По подсчетам председателя совета директоров холдинга “Винный мир” Петра Каныгина, в теневом секторе может оказаться до 30 млн. единиц продукции. “Когда ЕГАИС заработает в полном объеме, рынок лишится трети игроков, а крупнейшие из оставшихся начнут вступать в ценовые сговоры, и ни о какой конкуренции речи идти не будет”, – резюмирует г-н Каныгин.

“Коммерсантъ”, в свою очередь, отмечает, что сейчас координацию деятельности на алкогольном рынке осуществляют шесть министерств. Минсельхоз отвечает за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая производство этилового спирта. Минфин отвечает за разработку подзаконных актов, вырабатывает госполитику, координирует работу Федеральной налоговой службы. ФНС осуществляет контроль и надзор за объемами производства спирта и любой алкогольной продукции, выдает лицензии на производство, хранение и поставки этилового спирта и алкогольной продукции, регистрирует участников алкогольного рынка. МЭРТ принимает нормативно-правовые акты, определяющие порядок контроля таможенной стоимости импортируемой алкогольной продукции, порядок и технологию производства таможенного оформления. ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин на ввоз алкогольной продукции, отвечает за их таможенное оформление и контроль. Роспотребнадзор контролирует качество алкогольной продукции. Надеяться на то, что бюрократическая цепочка из “шести нянек” “безглазого” алкогольного рынка не провиснет так же, как и пресловутый ЕГАИС, могут только клинические оптимисты.

Союз участников алкогольного рынка (СУАР) предлагает создать единый орган, контролирующий деятельность отрасли. Как стало известно “Коммерсанту”, с таким предложением СУАР выступил на совещании в Минсельхозе, посвященном кризисной ситуации на алкогольном рынке. “Это должен быть уполномоченный федеральный орган, на который будет возложена координация законодательной и фактической деятельности отрасли, – заявил президент СУАР Осман Парагульков. – После того как стало понятно, что за кризис в отрасли никто ответственности не несет, это будет лучшим выходом из ситуации”. По словам г-на Парагулькова, конкретные предложения будут подготовлены и внесены в правительство в ближайшее время.

Обозреватель “Коммерсанта” Светлана Ментюкова при этом напоминает, что идея создания отраслевого ведомства не раз поднималась участниками алкогольного рынка в течение последних трех лет, но не получила должного развития из-за нежелания министерств и ведомств уступить рычаги воздействия на отрасль. Однако настоящий момент, по мнению экспертов, более всего подходит для лоббирования этой идеи. “Сейчас это выгодно всем министерствам, поскольку позволит им снять с себя ответственность за разрешение ситуации на алкогольном рынке”, – считает гендиректор RVR Communications Алексей Поповичев.

Однако Ассоциация европейского бизнеса в России к инициативе СУАР относится скептично. “Не очень понятно, что будет контролировать это агентство, ведь оно не сможет взять на себя функции ФНС или ФТС, его функции будут больше лежать в области политики регулирования, чем реального регулирования отрасли, – заявляет глава Ассоциации Александр Романов. – Зато это удобный механизм для снятия ответственности за нынешний кризис, в котором правительство виновато не меньше, чем каждое из министерств”.

Тем временем Генпрокуратура начала проверку ФНС. “В поисках виновников алкогольного кризиса” – публикация с таким подзаголовком недавно появилась в газете “Ведомости”. Впрочем, никаких новых деталей она нам не предлагает. – Итоги проверки еще не подведены, – заявл корреспонденту сотрудник управления Генпрокуратуры, ответственного за взаимодействия со СМИ. И это все. В пресс-службе ФНС факт проверки подтвердили. По словам представителя службы, она была плановой, а предметом проверки стало исполнение законодательства о госслужбе и о закупках продукции для государственных нужд.

Президент СУАР Осман Парагульков заявлениям налоговиков не доверяет. По его мнению, прокуратуру прежде всего интересуют сбои в работе ЕГАИС. Это мнение разделяют некоторые участники алкогольного рынка, пожелавшие сохранить анонимность. “Прокуратуру может заинтересовать, насколько прозрачен процесс подключения организаций к ЕГАИС, безвозмездно это или нет, почему так плохо работают каналы связи”, – говорит один из предпринимателей. А его коллега считает, что необходима комплексная проверка всех причастных к проблеме ведомств, а не только ФНС.

Деловым СМИ также стало известно об инициативе Минсельхоза изменить акцизные марки, так как они недостаточно защищают алкоголь от подделок. Как пишет “Коммерсантъ”, старые акцизные марки наносились на горлышко бутылки и часть пробки, поэтому при открывании автоматически повреждались. В отличие от них новые марки наносятся на боковую часть бутылки рядом с этикеткой и, соответственно, при открывании не повреждаются. Кроме того, новые марки сделаны из качественной самоклеящейся бумаги, которая не смывается водой.

“Тем, что марка не повреждается при открытии, сразу же воспользовались нелегалы, которые начали собирать пустые бутылки, – отмечает Осман Парагульков. – По нашим сведениям, за бутылку от дорогого алкоголя с неповрежденной маркой в пунктах приема стеклотары платят до 30 рублей”. О повышении цен вдвое на пустые бутылки от водки с новыми марками известно и главе ТПГ “Кристалл” Сергею Зивенко. А зампредседателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Николай Архипов сообщил, что еще в начале лета в северной столице появилось около 20-30 пунктов приема стеклотары, которые специализируются на сборе пустых бутылок с новыми акцизными марками.

Тем не менее глава компании “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев считает проблему высосанной из пальца. “На поток подделки не поставишь – это очень локальный рынок, – отмечает Алексеев. – Но под эгидой борьбы за качество можно придумать еще один фантик, который будет наклеиваться на горлышко”.

На рынке вина в центре внимания война Роспотребнадзора с грузинскими и молдавскими виноделами. Как сообщает “Российская газета”, в Москве за пять последних месяцев раздавлено бульдозером более 400 тысяч бутылок вина из Молдавии и Грузии.

В целом по стране Роспотребнадзором взято 51689 проб алкогольной продукции, из которых 48410 проб – вино. Из этого количества 15,4 процента не соответствовало нормативным требованиям по физико-химическим и вкусовым показателям.

Молдавия для спасения винодельческой отрасли создает лабораторию при Национальном институте винограда и вина для сертификации качества экспортных алкогольных напитков, сообщает газета “Время новостей”. Президент Молдавии Владимир Воронин выразил уверенность, что лаборатория получит международную аккредитацию и будет способствовать росту экспорта молдавского вина на западный рынок.

В то же время Россия всерьез задумалась об увеличении экспорта греческого вина. Как отмечает обозреватель “Газеты” Кира Ремнева, Владимир Путин намерен обсудить этот вопрос в ходе визита в Грецию. Однако в 2005 году доля греческого вина в отечественном винном импорте составила всего 0,02 процента и, как считают аналитики, серьезно увеличить ее вряд ли удастся. “В 1997 году компания “Довгань” уже привозила греческое вино в Россию. Но российским потребителям не понравился его специфический маслянистый вкус”, – вспоминает пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.

Игроки пивоваренного рынка делают ставку на укрепление позиций в российских регионах. Газета “Континент-Сибирь” пишет о росте популярности на новосибирском рынке пива сегмента “премиум”. “Российский потребитель стал более требовательно относиться к продукции пивоваренной отрасли. Если раньше для людей важнее была стоимость продукта, то сейчас повысились требования к качеству пива”, – отмечает региональный руководитель по продажам в регионе Западная Сибирь ОАО “Пивоваренная компания “Балтика” Роман Григорьев.

Эту же тенденцию отмечает региональный менеджер компании “Трансмарк” (официальный представитель компании SABMiller, производитель пива “Золотая бочка”, “Три богатыря”, Miller, Holsten, Kozel, Pilsner Urquell) Владимир Никулин: “Сегмент пива категории “премиум” неуклонно растет, и это подтверждается данными маркетинговых исследований ведущих компаний. Причем рост “премиумной” категории идет на фоне снижения потребительского интереса к среднеценовому сегменту. Особенно ярко эта тенденция проявилась в прошлом году”.

Однако эксперты Союза российских пивоваров уверены, что спрос на дорогое пиво растет лишь за счет жителей крупных городов. По результатам исследования компании “Бизнес Аналитика”, совокупная доля высокоценовых марок в конце 2005 года (43,7 процента) была вполне сопоставима с удельным весом среднеценового сегмента, на который пришлось 45,4 процента всех продаж. “Любой человек предпочитает дорогие продукты дешевым, вопрос в том, может ли он себе их позволить. В России растет покупательская способность, а с ней – и предпочтения дорогих сортов пива”, – считает Андрей Родионов, директор по продажам компании “Тинькофф”, поставляющей пиво в розничные сети.

Екатеринбургский “Коммерсантъ” сообщает о планах британской компании Rexam построить в России второй завод по выпуску алюминиевых банок. Обеспечивать новое предприятие сырьем будет американская Alcoa. Второй завод позволит Rexam стать российским лидером по выпуску алюминиевых банок. По мнению экспертов рынка, вложения британцев в новое производство вполне оправданны. Именно в Сибири и на Урале, по данным агентства “Бизнес Аналитика”, еще сохраняется некоторый рост рынка тарированного пива. По оценкам “Вены”, если поставки будут идти не из европейской части России, а из Челябинской области, сокращение затрат на логистику при закупке банок составит около 8 процентов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ