Благотворное действие кризиса

0:00
0

В то время как Минфин и Минсельхоз пытаются переложить друг на друга ответственность за алкогольный кризис, Геннадий Онищенко заявил о позитивном влиянии нехватки спиртного на здоровье россиян. В статье обозревателя “Новых известий” Алексея Киличева “Операция “Спасатель” изложена позиция главы Роспотребнадзора.

По мнению г-на Онищенко, кризис на алкогольном рынке спас жизни почти двух тысяч человек, так как за последние пять месяцев резко сократился показатель смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя. Эксперты удивлены столь оптимистичными выводами главного санитарного врача. По мнению аналитиков, положительные моменты в любом дефиците искать бессмысленно, а когда речь заходит о недостатке алкоголя, потери в России, как на войне. “Народ, как пил, так и пьет. Только вот возникает вопрос: чем восполнялся дефицит, если производство легального алкоголя упало в первом полугодии на 16,5 процента? Ответ один – контрафактом”, – заявил “Новым Известиям” начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Его коллега Вадим Дробиз из Союза участников алкогольного рынка добавляет, что для любого нелегального завода кризис на рынке спиртного – это праздник, за который производители подпольного пойла искренне благодарны властям.

Обозреватель “Ведомостей” Игорь Сердюк полагает, что Геннадий Онищенко вслед за гоголевским Чичиковым пытается сколотить капитал на мертвых душах. “Никто из тех несчастных, кто отравился и умер от спиртосодержащих растворов, уже не скажет, от чего он умер. Едва ли и те, кто выжил, решатся рассказать, чем они отравились. Но я могу себе представить записи в медицинских картах. Последнее, что они успевали сказать: “Bordeaux, Champagne, Saumur-Champigny…” – живописует Сердюк.

После того, как на сайте Роспотребнадзора появилось сообщение о приостановке лицензии на оптовую торговлю алкоголем у ЗАО “П.Р.Русь” – российской “дочки” французской компании Pernod Ricard, журналисты сделали выводы, что Онищенко настолько доволен последствиями алкогольного кризиса, что пытается любыми путями сохранить статус кво. Эксперты дружно высказали мнение, что действия Роспотребнадзора могут негативно повлиять на поставки импортного алкоголя, которые едва стали налаживаться в начале июля.

Как сообщает “Коммерсантъ”, формальная причина приостановки лицензий – “нарушение санитарного законодательства”. В одной из пострадавших компаний, “Витаверитас”, газете рассказали, что инспекторов не устроило “отсутствие флюорографического снимка у директора склада, непронумерованные швабры, а также неокрашенные стены”. По мнению обозревателей “Коммерсанта” Романа Овчинникова и Антона Медведева, оптовики могли пострадать из-за кампании по борьбе с грузинским и молдавским винами. Как известно, Pernod Ricard владеет в Кахетии винным заводом GWS, специализирующимся на поставках в Россию. Кроме того, компании принадлежит Ереванский коньячный завод, который производит коньяк “Арарат”. “В армянском коньяке нашли что-то грузинское” – так озаглавлена публикация в газете “Коммерсантъ”.

Участники рынка высказали также предположение, что власти России пытаются потеснить компанию “П.Р.Русь”, которая является одним из лидеров в сегменте элитного алкоголя. По данным компании “Бизнес-Аналитика”, доля продукции Pernod Ricard на рынке виски составляет в стоимостном выражении около 22 процентов, бренди – около 12,5 процента, французского коньяка – 12 процентов. На рынке текилы доля компании приближается к 40 процентам.

Совладелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко, комментируя ситуацию для газеты “Бизнес”, назвал лишение Pernod Ricard лицензии “непонятной игрой чиновников”. Он предполагает, что инициатива Роспотребнадзора может быть инспирирована ФКП “Союзплодоимпорт”. “Возможно, таким образом они хотят уколоть Pernod Ricard, которая продает за пределами России Stolichnaya, разлитую по лицензии злейшего врага ФКП – SPI”,- считает Зивенко. Pernod Ricard со своим портфелем стала жертвой “политической разборки” с грузинскими и молдавскими властями, но это, скорее всего, ненадолго, полагает крупный производитель алкоголя.

Однако деловые СМИ игрались со скандальной темой всего один день. 10 августа “Интерфакс” распространил заявление “Роспотребнадзора”, из которого следует, что появление на официальном сайте сообщения о приостановлении лицензии компании “П.Р.Русь” обусловлено технической ошибкой.

Нужно отметить, что игроки рынка, пострадавшие в результате алкогольного кризиса, бунтов не устраивают, пытаясь защитить свои интересы цивилизованным способом. Несмотря на негативный опыт Нижегородского завода шампанских вин, который не сумел добиться компенсационных выплат от российского правительства, Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса “АЛБИ” через Конституционный суд намерен добиться возмещения убытков от сбоев в работе ЕГАИС. Как стало известно “Газете”, иск будет направлен против подведомственного ФСБ предприятия “Атлас”, которое занималось разработкой программного обеспечения. Передавать документы в суд представители “АЛБИ” планируют после того, как ситуация на алкогольном рынке нормализуется и предприятия подсчитают нанесенный ущерб.

Тем временем ВЦИОМ провел исследование, направленное на выявление отношения россиян к алкогольному кризису, результаты которого представил еженедельник “Новое время”. Как выяснилось, более половины покупателей алкоголя, 56 процентов, пожаловались на дефицит грузинского и молдавского алкоголя. 50 процентов россиян пострадали от перебоев с поставкой отечественной водки. Что касается, вин Испании, Франции и стран Нового света, то их отсутствие заметили 17 процентов респондентов.

Репрессивная политика Москвы по отношению к молдавским винам может привести к необратимым последствиям. “Молдавия теряет винную отрасль”, – сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на агентство Regnum. Производство вина в Молдавии за первое полугодие 2006 года сократилось вдвое. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные Национальным бюро статистики Молдавии.

Тем временем глава группы компаний SVL Борис Титов в интервью газете “Бизнес” заявил о блестящих перспективах развития российского рынка классического шампанского. Как известно, председатель “Деловой России” приобрел 30 процентов акций завода “Абрау-Дюрсо” и планирует вложить в развитие производства $25 млн. Борис Титов подчеркивает, что “Абрау-Дюрсо” – единственный завод в России, производящий шампанское по классической схеме. По прогнозам Титова, “Абрау-Дюрсо” может занять около 40 процентов рынка элитного шампанского по цене до 1 тыс. руб. за бутылку. “По классическому шампанскому у нас вообще нет российских конкурентов. Основные наши конкуренты – французы”, – заявляет Борис Титов.

На рынке пива продолжают усиливать позиции лидеры отрасли. Как сообщает “Бизнес”, Sun Interbrew планирует в 2006-2008 годах вложить в инвестпроекты более 20 млрд. руб. Кроме того, компания намеревается построить завод в Ангарске. Выручка компании по итогам 2005 года возросла на 29,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доволен результатами работы в России и гендиректор Heineken Жан-Франсуа ван Боксмеер. В интервью газете “Ведомости” г-н Боксмеер заявил, что бизнес Heineken в России процветает: “Наша компания сделала много приобретений, но мы продолжаем инвестировать: модернизируем заводы, запускаем новые бренды”. Жан-Франсуа ван Боксмеер спокойно относится к тому, что на российском рынке бренд Heineken не занимает доминирующие позиции: “Мы довольны нынешними результатами. Просто мы начали здесь свой бизнес позже остальных. К тому же цена этого пива довольно высокая. Нельзя продать одинаковое количество “Мерседесов” и “Фордов”. Мы работаем на долгосрочную перспективу. Нам не нужен быстрый, но кратковременный успех, который может обернуться провалом. Возможно, сейчас мы не самая большая компания на российском рынке. Но, знаете, суть не в том, чтобы стать самой крупной компанией, а в том, чтобы правильно построить свой бизнес”.

Холдинг Efes Breweries International возлагает большие надежды на свое недавнее приобретение – марку “Красный Восток”. Как отмечает казанская газета “Время и деньги”, компания “Эфес Россия” провела презентацию обновленного пива.

На то, чтобы переделать хорошо известный казанцам напиток, пивоварам из “Эфеса” понадобилось около полугода – примерно столько времени прошло со дня покупки ими “Красного Востока”. Как заявила инженер цеха розлива предприятия Натальи Власенко, изменить вкус известного уже напитка новым хозяевам позволила смена нескольких технических нормативов. Главное внимание уделялось качеству воды. Еще одно новшество – резко возросший контроль качества ячменя. Чтобы повысить доверие покупателя к новому “Красному Востоку”, производители сократили срок его годности с пяти-шести месяцев до трех.

Обновленный “Красный Восток” отличается и этикеткой. Она гораздо лаконичней прежней: на желтом поле многолучевое солнце, опирающееся на колосья ячменя, а внизу всего два слова: “Красный Восток”. Эта марка пива будет трех видов: “классическое”, “крепкое” и “золотое”.

Как известно, ароматизированные напитки в России стали терять популярность: их теснит минеральная вода и квас. Причем сегмент кваса по оценке “Бизнес Аналитики” продолжает демонстрировать самые высокие темпы роста на рынке напитков. Как сообщает “Бизнес”, за первое полугодие 2006 года рынок вырос на 46 процентов, причем лидер рынка МПБК “Очаково” показал рекордные 68 процентов прироста. Участники рынка уверены, что подобные темпы роста сохранятся до тех пор, пока потребление не выйдет на уровень 1992 года, когда было произведено 70 млн. дал кваса. Сейчас квасной сегмент в четыре раза меньше.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ