В Госдуму был внесен законопроект, изменяющий механизм взимания акцизов. Вместо диверсифицированной схемы акцизов предлагается ввести универсальную – для всех категорий алкоголя. Больше всего от введения новых правил пострадает рынок слабоалкогольных напитков: для них ставка акцизов вырастет почти вдвое. В то же время производители крепкого алкоголя изменений почти не почувствует: вместо предполагаемого роста акцизов на 9 процентов они увеличатся всего на 2.
Участники рынка, опрошенные газетой “Бизнес”, полагают, что унификация подакцизных категорий алкоголя приведет к увеличению цен на алкоголь. Такое мнение, в частности, высказал коммерческий директор “Юнивэй менеджмент” Дмитрий Зорин. По расчетам вице-президента по маркетингу компании “Хэппилэнд” Елены Герасимовской, отпускные цены для дистрибуторов могут быть увеличены на 20 процентов”.
Однако главной темой СМИ по-прежнему остается широкомасштабный кризис алкогольного рынка. “Три месяца без вина”, – так озаглавлена публикация в газете “Ведомости”, в которой сообщается, что импортного алкоголя не будет до осени: с 1 июля в России действует “полусухой” закон. “Нам надо собрать из магазинов по всей стране более 1 млн. бутылок коньяка, потом переклеить марки и вернуть в розницу – все это колоссальные убытки”, – отметил президент РВВК Константин Попов. Представитель компании МБГ, поставщика элитных вин, в своей оценке более категоричен. “Мы находимся на военном положении”, – заявил Попов корреспонденту “Ведомостей”.
В свою очередь, торговые сети отправляют товар на склады и подсчитывает убытки, которые возникают в результате затрат на перемаркировку и падение выручки. “Импортный алкоголь обеспечивает сетям в среднем до пяти процентов выручки”, – утверждает первый замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. Директор по маркетингу “Азбука вкуса” Галина Ящук призналась, что количество наименований алкоголя в магазинах сети сократилось почтит вдвое. Ее коллега из сети “Магнит” Хачатур Помбухчан оценивает падение выручки примерно в $30 млн., а чистый убыток – в несколько миллионов долларов. Главный исполнительный директор сети “Пятерочка” Лев Хасис допускает, что максимальные потери ритейлеров могут составить до 3-5 процентов выручки в ближайшие два-три месяца. Уже известно, что совокупные продажи сетей “Пятерочка” и “Перекресток” в I квартале 2006 года составили $762 млн. 3-5 процентов от этой суммы – $23-38 млн.
Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) опубликовал в газете “Коммерсантъ” обращение к президенту, в котором предлагает принять меры для выхода из кризиса. Авторы обращения отмечают, что из-за перемаркировки алкоголя потери производителей составили не менее 1 млрд. руб., а потери государственного бюджета – не менее 9 млрд. руб. “В таких же размерах, надо полагать, выросли доходы нелегальных производителей, чья продукция заняла “освободившуюся” нишу”, – полагают участники рынка.
Предприниматели считают, что президент должен потребовать от правительства публичного ответа на вопрос: “Чем провинились легальные российские производители, которые добросовестно заплатили все налоги со своей продукции, а она в одночасье превратилась в контрафактную и отдана на откуп произволу чиновников? Почему, когда на самом высоком уровне говорится о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя, на деле происходит фактическое уничтожение легального рынка?”
Той же позиции придерживает “Русский Newsweek”. “Цель реформы ясна: пресечь недоброкачественный импорт и выпуск фальсификата внутри страны, – констатирует обозреватель журнала Дина Юсупова. – На практике воротилы нелегального рынка как раз выигрывают, а добропорядочные игроки вынуждены искать лазейки в законе”. В итоге алкогольные предприниматели так массово уходят в тень. Топ-менеджер одной из московских компаний, торгующих элитным алкоголем, на условиях анонимности сообщила, что не намерена возвращать вино поставщикам: “У них на складе нет специальных условий хранения, да и транспортировка по жаре погубит напиток”. Продавцы небольших магазинов уже раздобыли новые акцизные марки, чтобы самостоятельно наклеить их на бутылки. Тем же, кто вынужден играть по правилам, придется повысить цену на алкоголь на 20-30 процентов.
В то же время вслед за импортным алкоголем из магазинов может исчезнуть и отечественный, предупреждают “Ведомости”. Торговля спиртным в стране парализована из-за сбоев в новой электронной системе учета продукции, которую с 1 июля обязаны использовать оптовики и производители.
“Мы уже полгода работаем в минус. То акцизных марок нет, то лицензий, теперь ЕГАИС”, – возмущен владелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. “Оптовая торговля алкоголем парализована, наши предприятия практически прекратили отгрузку и затоваривают собственные склады”, – поясняет представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев признался, что компания не может вести учет продукции в ЕГАИС, так что потери составляют ежедневно около 50 млн. руб. выручки. “Если через неделю ситуация не исправится, то запасы алкоголя в магазинах закончатся и водка просто исчезнет из розницы”, – предупреждает Алексеев.
Вместе с тем, проблемы функционирования ЕГАИС признают и в правительстве. “ЕГАИС еще не отработана до конца и, по-видимому, будет адаптироваться какое-то довольно значительное время”, – заявил агентству “Прайм-ТАСС” замминистра финансов Сергей Шаталов. Премьер Михаил Фрадков уже продлил срок ввода ЕГАИС на предприятиях с 1 июля до 1 февраля будущего года, однако то касается только информации о расходе спирта на заводах. Обязанность учета движения товара по цепочке “завод-оптовик-магазин” с 1 июля никто не отменял.
Аналитики обращают внимание на парадоксальность ситуации, которая сильно смахивает на целенаправленную диверсию: введение ЕГАИС должно добить тех, кто уцелел в результате акцизных войн. “Это только цветочки, – предупреждает обозреватель “Новых известий” Михаил Крючков. – У алкогольного кризиса, поразившего Россию, будет два этапа”. По мнению автора, судя по поручениям, которые Белый дом расписал различным министерствам, система ЕГАИС к установленному сроку не могла заработать ни при каких обстоятельствах.
“Профиль” законодательным инициативам правительства посвятил статью “На пьяную голову”. “Это был прекрасный, взвешенный законопроект, над которым много лет работали и власти, и бизнес-сообщество, – вспоминает глава комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов. – Сбалансированная редакция шла на второе чтение. А потом вдруг за ночь закон переписали до неузнаваемости. И там появился ЕГАИС”.
“Мы действительно работали над концепцией закона несколько в ином направлении, – сообщает замглавы комитета Госдумы по экономической политике Юрий Медведев. – Потом, когда господин Греф сослался на то, что участники ВТО хотели бы видеть в России более прозрачные схемы участия на этом рынке, мы были вынуждены изменить идеологию подхода к госрегулированию этого рынка. В конечном счете, мы вышли на то, что сегодня имеем: и ЕГАИС, и многое другое. Это – инициатива МЭРТ. И она кардинально отличалась от позиции Минсельхоза”.
По мнению источников журнала “Профиля”, кризис на алкогольном рынке выгоден крупным российским импортерам, которые заинтересованы в ликвидации своих более мелких конкурентов. Снижение числа операторов выгодно и государству: такой рынок проще регулировать. О желании государства получить контроль над рынком говорит и тот факт, что на днях закон о введении госмонополии на алкоголь успешно прошел в Думе первое чтение. “Получается, что этот “заговор” – государственный? – вопрошает автор статьи Инна Селиванова. – Если да, то странно, что люди, его организовавшие, не помнят, чем для Советского Союза обернулись “шутки” со спиртным”.
Один из членов Ассоциации поставщиков алкоголя, пожелавший остаться неизвестным, в беседе с корреспондентом “Известий” также обвинил Минэкономразвития: “Причины алкогольного кризиса были изначально “встроены” в новый закон. У даты 30 июня (это последний день реализации продукции со старыми марками) есть вполне конкретный автор – Андрей Шаров, руководитель департамента госрегулирования МЭРТа”. По словам собеседника “Известий”, во время обсуждения закона компетентные эксперты умоляли Шарова не включать эту дату в сам закон, а установить специальным распоряжением правительства: так продлевать ее было бы намного легче, а в том, что это понадобиться сделать не раз и не два, никто не сомневался. Однако замминистра был категоричен. “Я тут представитель правительства”, – завил Андрей Шаров и сделал по-своему.
На рынке вина главным событием стало решение Роспотребнадзора уничтожить более 300 тыс. бутылок некачественного алкоголя. Как сообщают “Новые известия”, помимо молдавской и грузинской продукции, под гусеницы бульдозеров попадают и вина из Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии. “Роспотребнадзор встает на тропу войны со всеми европейскими винами”, – резюмирует автор статьи Ольга Горелик.
Торговый атташе посольства Франции в России Кристоф Моннье признался, что узнал о претензиях к винам из прессы. “До сих пор ни посольство, ни поставщики, ни импортеры не получали никаких претензий или жалоб на продукцию. Мы даже не уверены, идет ли речь именно о французских винах или о контрафакте, произведенном в России или других странах”, – заявил г-н Моннье. В ближайшее время с главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко намерены встретиться представители Евросоюза, курирующие вопросы сельского хозяйства. “Надеюсь, что эта тема будет поднята на встрече, – отмечает французский атташе. – Если речь идет о контрафакте, то мы готовы сотрудничать в деле его выявления и уничтожения, так как его попадание на рынок вредит французским винам. Если же претензии имеются именно к французской продукции, то нам хотелось бы знать, в чем они заключаются”.
Участники рынка утверждают, что в случае с европейскими винами нужно разбираться с каждой конкретной бутылкой. “Делом руководит неспециалист, поэтому он может уничтожать вина по известным лишь ему одному причинам, – считает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. – Возможно, этикетка была плохо приклеена, возможно, у вина выпал осадок, который допустим во всех европейских странах. Нам же сообщается лишь о том, что вино забраковано и уничтожено, а доказательства того, что оно действительно опасно, держатся в секрете”.
Главным ньюсмейкером пивоваренного рынка продолжает оставаться холдинг BBH, который завершает объединение своих российских активов. Как сообщает “Бизнес”, компания “Балтика” объявила, что стала крупнейшим акционером других российских предприятий BBH: “Вены”, “Пикры” и “Ярпива”. Ряд экспертов связывают консолидацию “Балтики” с возможной продажей компании глобальному партнеру. Подчеркивается, что консолидация активов довольно часто предшествует продаже бизнеса, тем более что сегодня главной тенденцией развития пивоваренного рынка являются слияния и поглощения. Однако президент ВВН Кристиан Рамм-Шмидт заявил “Бизнесу”, что, по его информации, у владельцев BBH – Scottish & Newcastle и Carlsberg – нет планов по продаже “Балтики”: “Ведь “Балтика” – самый ценный актив BBH”.