Сок для "большой восьмерки"

0:00
0

Сбываются самые пессимистичные прогнозы экспертов: накануне 1 июля с полок московских магазинов начал исчезать дорогой алкоголь, констатирует газеты “Бизнес”. Ритейлеры вернули товар дистрибуторам, которые обещают наклеить новые марки, однако убытки сетей за две-три недели частичного отсутствия алкоголя в ассортименте могут составить $25 млн. Производителям операция с переклеиванием марок обойдется еще дороже.

“Мы задействуем механизм возврата поставщикам, но убытки будут серьезными. Не говоря уже о репутации сети, в которой впервые за 11 лет покупателя могут встретить, по сути, пустые полки отдела алкогольных напитков. Уже сейчас наблюдается заметное повышение спроса на алкоголь. Видимо, осведомленных людей среди наших клиентов хватает, и те, у кого есть возможность, закупаются впрок. Похоже, мы близки к проявлению синдрома ажиотажного спроса”, – признался “Бизнесу” директор по коммуникациям “Перекрестка” Александр Бархатов.

В то же время “Коммерсантъ” предлагает любителям качественного алкоголя воспользоваться кризисной ситуации. “Наливай, подешевело!” – так называется статья обозревателя газеты Романа Овчинникова. О снижении цены на импортный алкоголь “Коммерсанту” сообщили сразу в нескольких крупных сетях. “До 1 июля у нас проходит акция – продажа алкоголя по сниженным ценам, – рассказала глава отдела по связям с общественностью компании Metro Cash & Carry Инна Вожик, – скидки составляют от 20 до 80 процентов”. О намерении снизить цену сообщили также в сети “Патэрсон”. В ряде компаний, в частности “Копейка” и “Перекресток”, заявили, что рассматривают возможность снижения цен на импортный алкоголь в ближайшие дни. По неофициальной информации, снижает цены и “Ашан”. Скидки распространяются прежде всего на дорогую импортную продукцию. Именно она является наименее ликвидной – дорогая бутылка может стоять на полке магазина несколько лет. Как рассказали в нескольких оптовых компаниях, вчера вино стоимостью 800-900 руб. за бутылку можно было свободно купить за 200 руб.

В то же время ряд магазинов решил не снижать цены. “Таких подарков покупателям мы делать не будем: маржа не позволяет, – заявил замгендиректора холдинга “Мосмарт” Семен Слуцкий. – Мы и так работаем на грани рентабельности. Снижать цены нам некуда”. Не стали устраивать распродажу дорогого алкоголя и в сети “Азбуке вкуса”.

Между тем эксперты обращают внимание на то, что экстренная распродажа дорогого алкоголя может негативно сказаться на его продажах в будущем. “Те, кто сейчас не скидывает цены, понимают важность поддержания имиджа брэнда, – говорит директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. – Представьте себе, как человек должен относиться к марке, которую он еще несколько недель назад покупал, например, за $150, а теперь она стоит $10?”.

По мнению аналитиков рынка, опрошенных “Газетой”, небывалое снижение цен на продукцию объявят только те компании, у кого налажены отношения с розничными сетями, либо те, кто имеет собственные каналы дистрибуции.

Новые правила импорта в Россию не единственная проблемка для европейских виноделов. “Газета” со ссылкой на агентство Market Media Monitoring пишет о кризисе перепроизводства вина в странах ЕС, для борьбы с которым Еврокомиссия приняла решение о переработке излишков вина в промышленный спирт. Данная мера была предложена производителям для того, чтобы перепроизводство не стало причиной снижения цен на продукт. Уже в самое ближайшее время предполагается перегнать в спирт около 30 млн. литров виноградного вина. Причем свое согласие на подобную акцию дали даже производители дорогих элитных вин Европы.

Тем не менее, есть и те, кто проблему 1 июля уже решил. К ним относится компания Brown Forman. Вице-президент алкогольной компании Грант Макензи в интервью газете “Бизнес” сообщил, что Brown Forman еще в конце мая получила необходимое количество акцизных марок нового образца, а алкоголь со старой маркой разошелся хорошо в связи со сменой дистрибутора.

Г-н Макензи намерен увеличить продажи в России премиальной водки Finlandia: “Наша водка была одним из лидеров местного рынка, но после финансового кризиса стало сложно работать из-за разницы валютных курсов, в результате поставки нарушились. Это коснулось и остальных иностранных компаний. Естественно, освободившееся место заняли локальные производители. Но по мере развития российской экономики появляются новые возможности для иностранных компаний, чтобы закрепиться на рынке”.

На пивоваренном рынке небывалую активность развивает турецкий Efes. “Турки разольют мексиканское пиво”, – так называется статья обозревателя газеты “Бизнес” Василия Дмитриева. Подчеркивается, что премьера в России брэнда Sol станет первым случаем разлива мексиканской марки на российском рынке.

Sol – уже третий лицензионный брэнд, который будет запущен российским Efes за шесть месяцев: в конце 2005 года начали разливать Zlatopramen, а в апреле Efes выкупил у Heineken прва на разлив Bavaria. Вице-президент по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников объясняет действия Efes высокими темпами роста лицензионного сегмента: “Это самая быстрорастущая категория, прогнозируется, что ее рост в этом году составит 24-25 процентов, при росте всего рынка на 4 процента”. По данным “Бизнес Аналитики”, сейчас доля Efes в этом сегменте – 9,9 процента.

Рукавишников считает, что латиноамериканское пиво сейчас востребовано из-за популярности местных сериалов и музыки, приводя в пример запуск Brahma пивоварней Sun Interbrew: “За год Brahma удалось занять 5 процентов сегмента лицензионного пива”.

Один из лидеров сокового рынка, компания “Вимм-Билль-Данн”, готовится к саммиту большой восьмерки, который пройдет в июле в Санкт-Петербурге, представляя специальную партию продукции под брэндом G8. Как пишет “Коммерсантъ”, в ВБД рассчитывают, что эта акция положительно отразится на имидже как отдельных брэндов, в частности J7, так и компании в целом. “С предложением выпустить продукцию с таким брэндом к нам обратились организаторы саммита, и мы сочли это предложение интересным, – рассказывает председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили.- Спасибо за это предложение организаторам саммита и лично Олегу Добродееву, который принимал непосредственное участие в этом проекте”. По словам Давида Якобашвили, компания не рассчитывает на особенный коммерческий эффект от проекта и собирается потратить на него средства из рекламного бюджета компании. При этом ВБД не платит никому роялти за использование брэнда, получив право использовать его в будущем. “Если мы поймем, что G8 будет положительно воспринят потребителями, то не исключаем начала его розничных продаж. Выпущенная же партия полностью предназначена для участников саммита”, – добавил господин Якобашвили.

Эксперты неоднозначно оценивают маркетинговую инициативу ВБД. “Саммит “большой восьмерки” позволит позиционировать брэнд G8 на самом высоком уровне. Плюс телевидение, которое будет активно освещать саммит, даст дополнительный рекламный эффект для соков J7, поскольку упаковки идентичны”, – считает гендиректор консалтингового агентства RVR Communications Алексей Поповичев. Ему оппонирует глава компании “Дымшиц и партнеры” Михаил Дымшиц: “Это не даст компании ничего. Этого продакт-плейсмента по телевизору люди не увидят, марку не будут показывать, возможно, сок будут подавать в графинах, и тогда это вообще пустая затея”. Только затраты на выпуск новой упаковки для 1 млн. литров продукции, сделанные ВБД, г-н Дымшиц оценил в $100-200 тыс.

Участники рынка также скептически оценили перспективы G8 как торговой марки. Впрочем, по мнению ряда маркетологов, дальнейшее использование брэнда возможно, хотя и потребует дополнительных инвестиций. “Позиционирование G8 однозначно – это класс “премиум”, при том, что J7 спозиционирован в более массовом сегменте рынка, но упаковку придется изменить”, – считает Алексей Поповичев. Кроме того, по его словам, “поскольку компания получила права на эту марку, она сможет в дальнейшем предлагать ее другим производителям, как это делается с другими брэндами ВБД – тем же J7 и “Рыжий Ап”.

Корпорация Coca-Cola неожиданно оказалась в центре событий, которые могут нанести серьезный ущерб репутации знаменитого бренда. “Ведомости” поместили перепечатку статьи из Financial Times “Узбекская тяжба Coca-Cola”, где речь идет об иске к корпорации бывшего тестя президента Узбекистана. Он обвинил Coca-Cola в сговоре с властями Узбекистана с целью получить доминирующее положение в совместном предприятии и требует возмещения ущерба в размере $100 млн.

В центре конфликта – завод по розливу напитков, расположенный вблизи Ташкента. Это совместное предприятие было создано в 1992 году при участии Coca-Cola и ROZ Limited, принадлежащей американцу афганского происхождения Мансуру Максуди. После развода с дочерью президента Гульнарой в 2001 году г-н Максуди потерял поддержку властей и лишился мажоритарного пакета в совместном предприятии. Как говорится в заявлении, которое ROZ Limited подала в австрийский арбитражный суд, были нарушены условия соглашения 1992 года. В итоге суды лишили ROZ ее 55 процентной доли в СП.

Financial Times обращает внимание, что конфликт с Максуди разгорается в трудный для Coca-Cola период. Корпорация подвергается в США критике за потворство нарушениям прав человека. В частности, как утверждают правозащитники, на предприятии Coca-Cola в Колумбии боевики организовали убийство профсоюзных лидеров и компания, как считают многие, отнеслась к этому безучастно. В Турции к профсоюзным активистам применялись такие меры давления, как запугивание и избиения. В результате ряд европейских и американских организаций объявили бойкот продукции Coca-Cola.

Претензии к корпорации могут возникнуть и в связи с ее бизнесом в Узбекистане. “Coса не просто попустительствовала своим бездействием тому, что делали власти Узбекистана, – говорит Стюарт Ньюергер, юрист из Crowell & Moring, представляющий интересы истца в арбитражном суде. – Компания определенно сотрудничала с правительством”. Coca-Cola решительно настаивает на своей невиновности. “Обвинения абсолютно ложные, – говорится в заявлении компании. – Никакого сотрудничества с нашей стороны не было, и мы сможем подтвердить это в любом суде или арбитраже”.

Тем не менее, репутационные издержки для Coca-Cola будут весьма значительны. “Как бы ни закончилось рассмотрение этого дела, иски станут серьезным ударом по имиджу компании, оказавшейся замешанной за последние месяцы сразу в нескольких громких скандалах”, – резюмирует “Коммерсантъ”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ