Круговорот воды в России

0:00
0

Госдума приняла в первом чтении поправки к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Принятые поправки устанавливают, что оборот спирта может осуществляться только через специальную уполномоченную правительством компанию (ее название и форма собственности еще не определены). “Мы предложили создать систему “узкого горлышка”, – заявил “Коммерснату” председатель комитета Госдумы по экономполитике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, – все оптовые продажи спирта в России должны контролироваться через единый орган. Я бы не стал говорить о госмонополии, скорее о государственном регулировании”.

Крупнейшие участники рынка приветствовали решение депутатов изменить схему. “Перенос акциза на спирт должен положить конец махинациям со спиртом”, – считает директор по маркетингу “Русского алкоголя” Вадим Касьянов. Вместе с тем, производителей алкоголя не устраивает положение законопроекта о максимальной производственной мощности предприятий по производству водки и спирта. По их мнению, это фактически возвращение отмененного с начала года квотирования спирта для производителей.

Тем временем российские производители алкоголя подсчитывают убытки от новаций правительства и ожидают июльского кризиса алкогольной отрасли. “1 июля – “черная суббота”” – так называется статья в “Торговой газете”, посвященная итогам работы круглого стола “Российский рынок алкогольной продукции: игра по новым правилам”. Директор по общественным связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов высказал уверенность в том, что правительственные инициативы в любом случае приведут к потерям. В лучшем случае, рынок ожидает возврат алкоголя по всей стране: отечественная продукция будет возвращаться производителям, импортная – реэкспортироваться. Худшим же вариантом Романов считает “колоссальный ступор” отрасли.

По разным оценкам, после 31 июня, когда будет запрещено реализовывать алкоголь со старыми акцизными марками, останется нереализованным от 11 до 18,2 млн. литров импортного алкоголя одномоментно. Это означает, что незаконной станет проверенная легальная продукция на сумму 175-200 млн. долл. США.

В то же время всплеск потребительского спроса во время майских праздников помог продавцам избавиться от алкогольных напитков с устаревшими акцизными марками. В статье Оксаны Гончаровой “Праздничный градус”, опубликованной в газете “Ведомости”, сообщается, что в апреле – мае произошло тридцати процентное по отношению к марту увеличение объемов продаж алкоголя. Такие данные привел директор по продажам группы компаний “Русский алкоголь” Олег Пустовалов. Гендиректор холдинга “Ладога” Вениамин Грабар отмечает, что за первую половину мая продажи водки увеличились более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Тем временем крупные производители алкоголя высказали намерение бороться с котрафактной и некачественной продукцией путем саморегулирования отрасли. Как стало известно “Российской газете”, участники рынка заявили о готовности оказать содействие Роспотребнадзору в выявлении на российском рынке поддельных вин и коньяков. Ставка делается на индивидуальный подход к продукции разных поставщиков и ужесточение контроля качества. Одновременно производители алкоголя, использующие сырье из Молдавии и Грузии, предложили российским и молдавским государственным структурам оказывать техническое содействие в проведении проверок. Обозреватель газеты Петр Коновалов считает эту инициативу цивилизованным и единственно реальным способом преодоления кризиса.

“Мы стремимся повысить социальную ответственность нашего бизнеса перед всеми потребителями, в том числе и российскими”, – говорит гендиректор алкогольного холдинга “Торговый дом МВЗ” Евгений Калабин. – Безусловно, навести порядок на российском алкогольном рынке необходимо, и мы готовы оказывать всю необходимую помощь российским контрольным структурам”.

Однако пока ситуация может развиться и по не самому благоприятному для потребителей сценарию. В одном из последних интервью президент Молдавии Владимир Воронин четко дал понять, что молдавские вина после отмены эмбарго неминуемо вырастут в цене – поскольку будут идти в Россию через страны Евросоюза с соответствующими европейскими сертификатами качества. По данным Национальной алкогольной ассоциации России, в среднем на 30 процентов подорожает и продукция российских виноградарей Кубани и Ставрополья: скажется нехватка недорогих импортных вин и молдавских виноматериалов.

В центре внимания СМИ о переговоры компании “Союз-Виктан” о покупке второго завода в России, которые должны завершиться 1 июня. Как сообщил “Ведомостям” источник, знакомый с планами украинской компании, речь идет о покупке завода в городке Лыткарине. По оценке источника, сумма сделки может составить $6,5-8 млн. По мнению владельца ТПГ “Кристалл” Сергея Зивенко, чтобы превратить лыткаринский завод в предприятие мощностью 5 млн. дал водки в год, понадобится не менее $20 млн. “Проще тогда построить завод с нуля”, – считает Зивенко. По его оценкам, это предприятие может обойтись “Союз-Виктану” не более чем в $1,5-2 млн.

В то же время управляющей компании “Nemiroff холдинг” Александр Глусь считает логичной инициативу своего конкурента. “Союз-Виктан” декларирует грядущее IPO, покупка логично вписывается в эту стратегию, максимально капитализируя активы компании”, – заявил г-н Глусь газете “Бизнес”.

Однако главной новостью продолжает оставаться лишение водочного короля Александра Сабадаша сенаторских полномочий. “Александра Сабадаша обыскали перед отставкой” – под таким заголовком вышла статья в газете “Коммерсантъ”. 25 мая представители департамента экономической безопасности МВД провели тотальный обыск на крупнейшем на северо-западе ликероводочном заводе “Ливиз”. Досмотр и изъятие документов закончились около полуночи.

“Ведомости” обращают внимание, что прокуратура проявила интерес к представителю Совета Федерации от Законодательного собрания Ненецкого АО после того, как было возбуждено уголовное дело в отношении губернатора округа Алексея Баринова. “У Сабадаша много врагов на водочном рынке, но вряд ли эти конфликты могли послужить поводом к разбирательствам в таких масштабах”, – считает топ-менеджер одной из крупнейших алкогольных компаний.

Аналитики обращают внимание на давний конфликт Александра Сабадаша с полпредом президента в Северо-Западном округе Ильей Клебановым. В 1998 году Клебанов, являясь председателем питреского комитета по экономике и промышленной политике, обвинил владельца “Ливиза” в оптимизации налогов. По заявлению Сабадаша городская прокуратура арестовала помощника Клебанова – Вениамина Грабара, главу конкурирующего водочного холдинга “Ладога”.

“Сабадаш активно сотрудничал с питерскими силовиками, что не могло нравиться правящей элите”, – полагает политтехнолог Станислав Белковский. В то же время давний судебный соперник Сабадаша из ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко не скрывает своего удовлетворения. “Это беспринципный коммерсант”, – так характеризует Сабадаша Зивенко. Нынешние обыски на “Ливизе” он связывает с налоговым делом о 220 млн. руб.

Что касается компании “Исток”, то она пытается упрочить свое положение на рынке, воспользовавшись репрессиями грузинских и молдавских импортеров. В газете “Труд” была опубликована PR-статья “Будем ли с вином?”, в которой утверждается, что запрет на ввоз в Россию грузинского и молдавского вина не поставит любителей виноградного напитка в трудное положение. “В России есть кому и есть чем заменить продукцию недобросовестных зарубежных поставщиков, – заявляет автор статьи Тамара Хмара. – Восполнить объемы виноградного вина способны российские компании, занимающиеся так называемым вторичным виноделием. Среди таких производителей в первую очередь можно назвать компанию “Исток”. Ее завод шампанских и виноградных вин является одним из самых крупных и самых современных не только в нашей стране, но и в Европе. Для своего вина специалисты компании завозят качественные виноматериалы из лучших винодельческих регионов мира – в частности юга Франции”.

Аналогично развивается ситуация на рынке минеральной воды. Газета “Бизнес” представляет вниманию читателей статью Василия Дмитриева “Армения лучше, чем Грузия”, в которой говорится о намерении армянской компании SIL Group поучаствовать в переделе рынка. Таким образом, на смену “Боржоми” может прийти марки “Бжни” и “Ной”. Как сообщил президент SIL Group Хачатур Сукиасян, для продвижения продукции на российском рынке будет задействован серьезный маркетинговый бюджет для отрасли”. Наружная реклама воды появится уже в ближайшее время. Не исключено, что реклама “Бжни” появится на ТВ.

Участники рынка говорят, что у SIL Group неплохие шансы закрепиться в России. “Если они действительно будут активны в маркетинге, то часть доли “Боржоми” они смогут взять: вода хорошая, а армянская диаспора обеспечит стартовый уровень продаж”, – говорит гендиректор “Нарзана” Сергей Егоркин. “Бжни” – известная марка на постсоветском пространстве. Однако чтобы увеличить продажи, им надо о себе хорошо напомнить, – говорит директор по внешним связям GG&MW (производитель “Боржоми”) Сергей Рыбак. – “Помимо рекламы SIL Group надо договориться с дистрибуторами: если это удастся сделать, то “Бжни” может закрепиться на рынке”.

Нестабильностью на рынке вина собирается воспользоваться компания “Очаково”, которая планирует начать продажи краснодарского вина собственного производства в Уральском федеральном округе. Заместитель директора по маркетингу тюменского завода “Очаково” Михаил Михайлов заявил екатеринбургскому “Коммерсанту”, что компания планирует занять освободившуюся нишу местного рынка в связи с запретом на реализацию грузинских и молдавских вин. Однако уральские игроки считают, что “Очаково” опоздало с реализацией своих планов, так как местные оптовики уже компенсировали дефицит запрещенного алкоголя продукцией из Болгарии и России. “Для выстраивания системы продаж и связей с торговыми сетями “Очакову” понадобится не менее года, так как у магазинов уже сложился круг оптовиков, с которыми они работают. Более того, уже сейчас местные дистрибуторы практически полностью компенсировали дефицит грузинских и молдавских вин. Например, только мы ежемесячно поставляем в магазины 5 тыс. дал вина краснодарского производителя “Мильстрим”, – отмечает гендиректор торгового дома “Новэра” Роман Берестовский.

Кроме того, участники рынка указывают, что “Очакову” будет сложно добиться лояльности покупателей. “Уральский потребитель не привык к российскому вину, которое традиционно считается менее качественным, нежели импортное. Покупатель уже сделал выбор в пользу болгарского вина в низком ценовом сегменте – 100-110 рублей за бутылку”, – констатирует заместитель генерального директора по торговле “РИФ-Инвест” Тамара Сушкова. С ее словами согласен генеральный директор торговой сети “Незабудка” Виталий Никулин: “Нужно 2-3 года, чтобы потребитель привык к российским винам”. Вместе с тем, Никулин не отрицает, что “Очаково” все-таки сможет получить прибыль от продаж, так как дефицит “дешевых” вин в торговле составляет 30 процентов.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ