Алкогольный рынок “обезумил”: его участники не “поспевают” за законодательными инициативами властей, считают “Ведомости”. Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу акцизных марок нового образца, в январе оказалось полностью парализовано отечественное производство алкоголя. Теперь волна проблем докатилась до импортеров. Постановления и приказы, регламентирующие выдачу марок, уже подписаны, однако Единая государственная автоматизированная информационная система так и не заработала.
В свою очередь ANC сообщает, что из 126 импортеров алкоголя только 44 обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИС. Полностью же настроена система лишь в двух компаниях, в которых, собственно, ее и тестировали.
Бутылки со старыми марками разрешено продавать до 1 июля. Но торговые сети готовятся к кризису уже сейчас. Директор по коммуникациям сети “Перекресток” Александр Бархатов не сомневается, что “проблемы будут у всех”, так как замены импортному алкоголю нет. Пресс-секретарь “Патэрсона” Надежда Синюк отмечает, что складских запасов хватит не более чем на месяц.
Чтобы не рисковать, ритейлоры уже возвращают алкоголь со старыми марками поставщикам. “Мы вернем дистрибуторам всю не реализованную к 1 июля продукцию”, – предупреждает гендиректор компании “Городской супермаркет” (управляет сетью “Азбука вкуса”) Владимир Садовин. Чтобы продать возвращенный товар со старыми марками, законопослушные поставщики должны будут реэкспортировать его и наклеить новые марки за границей. Однако Александр Бархатов сомневается, что будет реализован именно этот сценарий: “Дистрибуторы, скорее всего, просто выкинут товар на открытые рынки, а там он будет продаваться из-под полы”.
Эксперты, опрошенные “Коммерсантом”, также выразили уверенность в том, что с 1 апреля импорт алкоголя будет полностью парализован на два месяца. По прогнозам аналитиков, если ситуация не разрешится до конца мая, потери среднего по величине импортера составят $200-500 тыс. В то же время импортеры обещают, что как минимум два месяца рынок не ощутит дефицита импортного алкоголя, так как складских запасов хватит до лета. Большие надежды участники рынка возлагают на Минэкономразвития, которое обещает в кратчайшие сроки урегулировать проблемы с получением новых акцизных марок и подключением к ЕГАИС.
Тем не менее, кризис не мешает компании “Кристалл-Лефортово” осваивать новые рынки. “Бизнес” сообщает, что летом к принадлежащим компании водочным брэндам “Эталон” и “Медаль” добавится ряд винных и коньячных марок. Заказы на производство вина будут размещены в Чили и Аргентине, ведутся переговоры с производителями в Австралии и ЮАР. Коньяк планируется производить во Франции. Часть винного производства будет размещена на выборгском винном заводе “Малета”. Позиционироваться брэнды будут в среднем ценовом сегменте. Названия новых марок гендиректор “Кристалл-Лефортово” уточнить отказался, отметив, что они станут “общеизвестными”. Объемы производства также не раскрываются. Первые партии вина “Кристалл-Лефортово” должен получить летом этого года.
“У нас сильная дистрибуция по всей стране, мы можем позволить хорошие маркетинговые бюджеты, умеем вставать на полки магазинов. Вот мы и решили воспользоваться этими ресурсами”, – объясняет решение о расширении производственной линейки гендиректор компании Виктор Алексеев. Директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко подчеркивает, что “Кристалл-Лефортово” не первый дистрибутор, запускающий собственные брэнды. “С каждым днем на посредников все больше давят с двух сторон – и производители, и розница. Те, кто не хочет превращаться в простого логистического оператора, находят разные решения – либо развивают собственные розничные сети, либо запускают свои марки”,- отмечает г-н Бутко. Стоимость вывода на рынок одного винного брэнда он оценивает в $0,5-1 млн. Коньячные брэнды могут обойтись дороже. Коммерческий директор компании Uniway Management Дмитрий Зорин оценивает запуск одного коньячного брэнда в несколько миллионов долларов.
Гендиректор ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко называет и другую причину запуска дистрибуторами своих марок: “Чтобы работать с розницей, дистрибутору нужен широкий портфель. А гарантии, что конкурент внезапно не уведет одну или несколько ведущих марок, нет”. Кирилл Бутко добавляет, что у дистрибутора могут возникнуть и другие проблемы: его собственные брэнды могут начать конкурировать с брэндами его поставщиков. Впрочем, партнеры “Кристалл-Лефортово” пока не высказывают опасений. “В нашем сегменте лояльность потребителя к брэндам достаточно высока, и новому продукту нужно минимум два-три года, чтобы прижиться”, – уверен Дмитрий Зорин из Uniway Management, чью продукцию продает “Кристалл-Лефортово”.
“Бизнесу” также стало известно, что компания Сергея Зивенко начинает разливать водку “Чайковский” по лицензии торгового дома “Времена года”. Эксперты полагают, что ТПГ наращивает объемы производства на фоне сокращения продаж своего основного водочного брэнда “Гжелка”. “Со снижением производства “Гжелки”, павшей жертвой патентной войны с “Ливизом”, у ТПГ снизилась загрузка мощностей. В этой ситуации есть два пути: увеличить инвестиции в маркетинг или разливать водку по заказу”, – говорит брэндменеджер алкогольного направления холдинга “Синергия” Евгений Гончаров.
Косвенно это предположение подтверждает и сам Зивенко: “Мы сосредоточились на продвижении “Белого золота” и новых марок. “Гжелка” для нас уходит на второй план”.
Серьезный кризис переживает и рынок вина. Роспотребнадзор ввел полный запрет на поставки и продажу в России вина и виноматериалов из Молдавии и Грузии. Письмо главы Роспотребнадзора РФ Геннадия Онищенко “О ввозе и реализации алкогольной продукции” подписано 25 марта и адресовано территориальным управлениям Роспотребнадзора, а также Федеральной таможенной службе. Г-н Онищенко заявляет, что по результатам проверок, проведенных в марте этого года, значительный объем ввозимой в РФ алкогольной продукции не отвечает требованиям санитарной безопасности, так как содержит опасные пестициды. “Газета” не сомневается, что эта инициатива нанесет серьезный ущерб российскому бизнесу, так как четверть молдавского рынка вина принадлежит отечественным предпринимателям. Кроме того, половина производителей России использует молдавские виноматериалы.
Игроки рынка действия Роспотребнадзор расценивают как административный произвол. “Одностороннее решение господина Онищенко не только противоречит международным и межправительственным соглашениям, действующим между двумя странами, но и ставит под сомнение сертификаты соответствия, выдаваемые российским органом стандартизации и сертификации Ростест в Молдавии”, – заявили представители “Молдова-вин”.
Георгий Козуб, председатель Союза производителей и экспортеров молдавских вин возмущен, что Роспотребнадзор не назвал конкретных нарушителей. “Это может означать только одно: решение о блокаде нашей продукции носит политический характер. Причем, это “накат” не только на молдавскую отрасль, но и на российский бизнес”.
Если ситуация в ближайшее время не изменится, потери отечественных виноделов составят не менее 75 процентов, полагают эксперты. “Половина российских заводов остановит производство, поскольку они используют молдавские виноматериалы, – говорит руководитель пресс-службы холдинга “Винный мир” Андрей Егоров. – Это неизбежно укрепит позиции производителей контрафактной продукции, а также увеличит потребление водки”.
В среде виноделов возникли слухи, что в госструктурах уже разработан план официального запрета на ввоз молдавского вина и изъятия поступившей в розницу продукции. “Очевидно, что российское правительство полностью провалило выполнение нового закона об обороте этилового спирта, – строит версии Георгий Козуб. – Теперь, чтобы не терять лицо перед мировой общественностью, нас будут загонять в угол”.
В то же время бизнесменов политические игры не сильно волнуют. “Да, в Молдавии присутствуют очень серьезные интересы российского бизнеса, – констатирует Андрей Егоров. – Но мы не политики и не можем говорить о политической составляющей”.
У экспертов, привлеченных газетой “Россiя”, вызвали сомнения методики, используемые Роспотребнадзором для выявления пестицидов в импортируемом вине. Подчеркивается, что Геннадий Онищенко обеспокоен не только качеством молдавского вина, но и продукцией чилийских и аргентинским импортеров. “Пестициды действительно применяются в производстве винограда, но даже если они остаются на момент сбора, то во время брожения они уходят”, – заявляет президент СУАРа Осман Парагульгов. “Получается, что искать в вине можно не только истину, но и продукты распада пестицидов, но никак не сами пестициды. Такой анализ стоит от 10 до 20 тысяч долларов и занимает около двух месяцев. Связано это с тем, что количество используемых пестицидов весьма велико, и, чтобы провести все необходимые исследования, сначала придется выполнить селекторную работу: выявить, какой именно тип пестицида используется, а уж потом искать следы его распада”, – резюмирует обозреватель “Россiи” Дарья Демьянова.
Аргентина и Чили о недоверии к качеству своего вина узнали из российских СМИ. Сотрудники чилийского посольства даже направили запрос в санитарное ведомство с просьбой о личной встрече с г-ном Онищенко, однако ответа пока не получили. Аргентинское посольство от комментариев пока воздерживается.
“Бизнес” не сомневается, что Роспотребнадзор проводит протекционистскую позицию. По мнению издания, давление на импортеров позволяет российским производителям резко усилить свои позиции на рынке. По данным “Бизнес Аналитики”, молдавское вино занимает 38,2 процента рынка в стоимостном выражении, грузинское – 10,7 процента, отечественная продукция – 29,7 процента. “Запрет не только перекрывает дорогу недоброкачественному вину, но и освобождает полки для российских производителей”, – говорит вице-президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко считает, что действия Геннадия Онищенко “положительно скажутся на динамике российского рынка вина”.
Тем временем большинство ритейлеров уже отказалось от поставок вина из Грузии и Молдавии, чтобы не вступать в конфликт с Роспотребнадзором. “Коммерсантъ” подчеркивает, что от инициативы ведомства Онищенко пострадают не только торговые сети и импортеры, но и потребители: “Молдавские вина были самими дешевыми в своей категории. При том, что доля их потребления постоянно снижается, они по-прежнему занимают около 50 процентов рынка в объемном выражении. Даже схожие по качеству болгарские вина несколько дороже, не говоря уже о дешевых французских, аргентинских и чилийских винах. Поэтому в ближайшее время, по оценке экспертов, цены на самое дешевое вино вырастут минимум на 10-15 процентов”.
В Грузии и Молдавии связывают письмо Геннадия Онищенко с очередным политическим кризисом в отношениях их стран с Россией. “За этими заявлениями следует искать иные мотивы, нежели заботу о здоровье россиян”, – заявил “Комммерсанту” министр сельского хозяйства Грузии Михаил Свимонишвили. “Ъ” напоминает, что во время очередного раунда переговоров о присоединении России к ВТО Грузия и Молдавия высказались за пересмотр двусторонних торговых договоров с Россией. Если этот вопрос не будет урегулирован, Россия не сможет вступить в ВТО: для этого необходимо согласие всех стран, с которыми у нее есть подобные соглашения. Между тем Грузия и Молдавия требуют пересмотреть договоры в связи с таможенным кризисом: непризнанные территории этих стран – Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье – предпочитают растаможивать свои товары на российской территории, в то время как Грузия и Молдавия настаивают на своем таможенном суверенитете.
С тем, что претензии носят политический характер, соглашаются и российские бизнесмены. “Я работаю с молдавским вином уже десять лет, и до сих пор ни о каких претензиях к качеству, повышенному содержанию пестицидов или железа речи не шло”, – говорит председатель совета директоров холдинга “Винный мир” Петр Каныгин.
Чем не угодили виноделы из стран Нового света остается только гадать. Возможно, они попали в черный список “до кучи”, чтобы создать хотя бы видимость объективности.