Легализация легальной водки

0:00
0

Комитет по экономической политике Госдумы внес на рассмотрение нижней палаты поправки к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, закрепляющие исключительное право управлять производством и оборотом за государством. Спиртзаводы и алкогольные компании обязаны информировать специально созданный федеральный орган о планировании объемов производства и потребления спирта. В полномочия этого органа входит также установление порядка аккредитации организаций, закупающих, хранящих и поставляющих алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию. “Сейчас нет ведомства, которое бы полностью отвечало за ситуацию на алкогольном рынке, – заявил “Ведомостям” член думского Экспертного совета по алкогольному рынку Павел Шапкин. – Но речь уже не идет о передаче в собственность госкомпании всего производимого спирта, а только о документо-разрешительном порядке”.

Участников рынка новый законопроект категорически не устраивает. “Государство в очередной раз хочет переложить часть финансового бремени (за недополучение акцизных сборов) на производителей”, – считает коммерческий директор “Парламент групп” Сергей Столяров. “Чиновники таким способом уже управляли рынком, в результате в отрасли бардак”, – возмущается директор по маркетингу группы “Русский алкоголь” Вадим Касьянов. “Любая монополия, в том числе государственная, идет только во вред рынку, – уверен Владимир Цыганков, вице-президент российского Союза участников алкогольного рынка. – Вряд ли это будет эффективной мерой в борьбе с нелегальными производителями, а только усугубит коррупцию”. Против разрешительного порядка и аккредитации высказался и представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Так же оценивают новый законопроект эксперты, опрошенные “Независимой газетой”. Например, директор департамента информации Национального союза участников алкогольного рынка СУАР Вадим Дробиз назвал инициативу депутатов “легализацией легальной водки”. Он не сомневается в том, что решить проблему теневого оборота новые меры не помогут: “Проверяющие останутся те же. Возникнут лишь дополнительные проблемы у производителей. Чтобы получить разрешение на производство определенного количества спирта за год, завод должен подать заявку в уполномоченный орган. А если ему закажут произвести больше спирта, то опять с челобитной к чиновнику идти? Снова взятки, откаты появятся. Но если даже перекроют каналы распространения этилового спирта, левую водку начнут из технического спирта гнать. Его на гидролизных заводах предостаточно производят и без такого контроля”.

“Бизнес”, в свою очередь, критикует требование законопроекта обязать предпринимателей уведомлять контролирующий орган о том, сколько спирта планируется произвести в следующем, так как это ничто иное, как квотирование. “Если объемы продаж будут выше, чем прогнозировалось, откуда взять недостающий спирт?” – недоумевает вице-президент по маркетингу “Русского алкоголя” Вадим Касьянов.

Однако игрокам рынка пока не приходится рассчитывать на сверхвысокие прибыли. Как отмечает “Версия”, по самым оптимистичным оценкам экспертов, дефицит водки в апреле составит 30-40 процентов. Только июне он пойдет на спад и составит 20 процентов. “Не исключено, что дефицит водки потянет за собой и дефицит сахара и дрожжей – самого распространенного сырья для производства самогона”, – резюмирует обозреватель “Версии” Вадим Саранов.

Тем не менее, “Газета” не сомневается, что розничные сети легко решат проблему дефицита алкоголя. “Эта ниша обязательно будет заполнена, причем не обязательно “паленой” водкой, – заявляет Вадим Дробиз. – Не забывайте о вполне легальных заменителях типа настойки боярышника, цены на которую, кстати, уже успели вырасти в два раза”.

Кроме того, вынужденная остановка производства не коснулась так называемых “гаражных предприятий” Московской области, которым, только по официальной статистике, принадлежит не менее 40 процентов рынка. “После того как легальный рынок обрушили, стало очевидно, что контрафакт будет только усиливать свои позиции”, – предупреждает директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов.

Участники рынка пытаются сами решить проблему сокращения издержек при реализации продукции. Как стало известно “Ведомостям”, компании РВВК и группа “ОСТ” приступили к объединению дистрибуции. Это позволит альянсу вплотную приблизиться к петербургской “Веде”. По данным “Бизнес Аналитики”, РВВК и ОСТ занимали по итогам 2005 года по 3,8 процента водочного рынка крупных городов в денежном выражении, в то время как “Веде” принадлежало 8,3 процента рынка.

Виктор Алексеев, гендиректор “Кристалл-Лефортово”, дистрибутора второго по величине алкогольного предприятия “Московский завод “Кристалл” неоднозначно относится к созданию союза РВВК и группы “ОСТ”. Эксперт признает, что у РВВК хорошая дистрибуция в регионах, а ОСТ уверенно чувствует себя в Московской области, вместе с тем объединение вряд ли позволит компаниям существенно сократить издержки или усилить позиции на рынке. “Это даст лишь небольшую экономию на логистике. Объединение продаж может иметь смысл только с целью дальнейшего слияния компаний”, – считает Алексеев. С ним соглашается и директор по маркетингу “Веды” Дмитрий Барсуков.

О том, что компании ведут переговоры о слиянии, стало известно в декабре прошлого года. Тогда гендиректор ОСТ Елена Сорокина рассказывала, что в 2005 году акционеры обеих компаний хотят создать совместное предприятие, в котором они получат доли, соразмерные масштабу их бизнесов. Предполагалось, что ОСТ отдаст в совместное предприятие свой алкогольный бизнес (завод в подмосковной Черноголовке, систему дистрибуции и портфель брэндов), со своей стороны, РВВК внесет свой портфель брэндов (главный – “Флагман”) и свою систему дистрибуции. В ОСТ и РВВК вчера не комментировали ход переговоров. Но источник, знакомый с планами компаний, говорит, что пока стороны не приняли окончательного решения и ограничиваются интеграцией дистрибуции.

Успех украинских компаний по-прежнему в центре внимания российских СМИ. Хотя эксперты предупреждают, что вступление в силу нового Закона о рекламе осложнит работу варягов, но пока они чувствуют себя весьма уверенно. “Бизнес” сообщает о намерении “Союз-Виктана” разместить до конца года 20 процентов акций на Лондонской фондовой бирже. Директор управления акционерных капиталов МДМбанка Александр Андреев прогнозирует высокий спрос на акции “Союз-Виктана” в Лондоне. “Акции водочной компании – хорошая диверсификация портфеля инвесторов. Но “Союз-Виктану” придется хорошо поработать над инвестиционной привлекательностью предложения”. Однако президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко сомневается, что “Союз-Виктан” сможет пройти аудит по международным стандартам за последние три года, как того требуют правила LSE. “Возможно, с помощью таких заявлений “Союз-Виктан” пытается привлечь стратегического партнера”, – предполагает Зивенко. Аналитики также указывают на то, что инвесторов могут остановить высокие риски постсоветского алкогольного рынка.

“Ведомости” отмечают, что за последние три года импорт украинского алкоголя вырос в восемь раз, а компании Nemiroff и “Союз-Виктан” вошли в число самых популярных водочных брэндов мира. Вадим Дробиз из СУАР считает достоинством компаний их агрессивный стиль маркетинга: “Украинские компании прошлись по рынку “свиньей”, или клином. С 2003 г. компания Nemiroff активным маркетингом, хорошей дистрибуцией и качественным продуктом расчистила плацдарм для земляков. Благодаря ей, украинские настойки превратились в глазах потребителя из второсортного товара в премиальный продукт”.

Российские бизнесмены считают, что их украинские конкуренты добились успеха благодаря огромным затратам на рекламу. По их данным, компании тратят на продвижение своих марок в России не менее $20 млн. в год. Сравнимый бюджет только у питерской “Веды”, которая, по словам ее вице-президента по маркетингу Дмитрия Барсукова, в 2006 году потратит $25 млн. на продвижение своей продукции, модернизацию оборудования и развитие дистрибуторской сети. У других российских компаний бюджеты в разы меньше.

Гендиректор маркетингового агентства Brand Aid Валентин Перция уточняет, что дело не только в количестве, но и качестве, так как Nemiroff и “Союз-Виктан” эффективно тратят рекламные деньги. Например, Nemiroff спонсировала показ боксерских поединков на 1 Канале и НТВ и его красный перец, бьющий в гонг перед началом боя, запомнился большинству телезрителей. По мнению Перция, “ставка на бокс – самый гениальный ход, который использовался когда-либо в России при продвижении алкоголя. С тем, что бокс и перец сыграли ключевую роль в популярности Nemiroff, согласна и директор по работе с клиентами Marketing Communications Юлия Зеленюк.

В рекламном агентстве Twin PP отмечают, что украинцы более активно используют продакт-плейсмент. Сообщается, что в прошлом году марка Nemiroff появилась почти в 20 фильмах. Продукцию “Союз-Виктана” потребляли герои новогоднего мюзикла “Три мушкетера” и четвертой части сериала “Каменская”. Кроме того, Nemiroff спонсирует концерты звезд рока и шансона в московском клубе “Б2”, а “Союз-Виктан” – концерты в Санкт-Петербурге и Москве группы Depeche Mode.

Дробиз считает конкурентным преимуществом украинских компаний успешное использование зонтичных брэндов. Так, Nemiroff три года назад начала производство консервированного перца под своим брэндом, а “Союз-Виктан” – выпуск мужской одежды. Костюмы под водочным брэндом шьет и продает московская компания “Мэн Стайл”.

“Ведомости”, тем не менее, не склонны считать, что российские производители алкоголя менее креативны или уступают в менеджменте. В неофициальных беседах отечественные водочники признались, что не хотят тратить деньги на маркетинг по “государственной причине”. “Государство постоянно меняет правила игры, и у нас нет уверенности в завтрашнем дне, поэтому никто не хочет тратить большие деньги на продвижение алкоголя. Вдруг дойдет до введения госмонополии на производство спирта”, – пояснил представитель одной из российских компаний, пожелавший остаться неизвестным.

Пример калужского “Кристалла” доказывает, что подобные опасения не напрасны. “Ведомости” пишут о решении ФНС приостановить лицензию ТПГ “Кристалла”, так как уставный капитал предприятия менее требуемых законом 50 млн. руб. Подчеркивается, что ранее попытке ТПГ увеличить капитал предприятия мешал ее миноритарный акционер в лице “Росспиртпрома” из-за претензий к прозрачности работы завода. Теперь глава “Кристалла” Сергей Зивенко собирается судиться с “Росспиртпромом”.

В то же время губернатор Калужской области Анатолий Артамонов обвиняет в создавшейся ситуации самого Зивенко, который не отчитывался перед “Росспиртпромом”. “Ситуация с калужским “Кристаллом” – типичный случай некомпетентного управления, но и их я бросить не могу”, – заявил губернатор. По его словам, недавно он направил премьер-министру Михаилу Фрадкову и главе Минсельхоза Алексею Гордееву письма, в которых просил разобраться в ситуации с остановкой завода.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ