Вот и снова в центре внимания СМИ украинские алкокомпании. “Бизнес”, ссылаясь на “Интерфакс”, поведал о планах украинско-датской “Имидж холдинг” открыть в России ликероводочный завод мощностью около 12 млн. дал в год. Возможно, он начнет работу уже в следующем году. Ориентировочная стоимость строительства – $30 млн.
В то же время компания Nemiroff отказалась строить в России завод “с нуля”. Ее президент Яков Грибов в интервью “Бизнесу” заявил, что сегодня на это уже нет времени, более рентабельно приобрести уже готовый завод. Ожидается, что решение по этому вопросу будет принято в апреле-мае.
Г-н Грибов считает российский рынок привлекательным для импортеров, как своей емкостью, так и инвестиционной эластичностью: “Если производитель алкоголя хочет выйти на рынок, например, Германии, ему надо инвестировать десятки миллионов евро в продвижение продукции. При этом можно претендовать и на 15 процентов немецкого рынка, но его размер не сопоставим с российским. Если эти деньги вложить в Россию, то получаемая инвестиционная отдача будет намного выше”.
Однако главным ньюсмейкером стала знаменитая пивоварня Anheuser-Busch, которая договорилась с Heineken о розливе своего основного брэнда Bud на петербургском заводе. “Россия входит в пятерку крупнейших пивоваренных рынков в мире. Присутствие на этом рынке соответствует стратегии нашей компании по интернациональному продвижению брэндов”, – цитируют “Ведомости” заявление вице-президента по международной операционной деятельности компании Anheuser-Busch International, Inc. Андрю Дэя. Это не первый случай партнерства Heineken и Anheuser-Busch: голландская пивоварня выпускает Bud в Италии и осуществляет дистрибуцию брэнда в Польше и на Канарских островах.
Подчеркивается, что Heineken не опасается сотрудничать с Anheuser-Busch. “Марки не будут конкурировать между собой, поскольку различаются по вкусу и рассчитаны на разного потребителя”, – утверждает представитель российского подразделения Heineken Анна Мелешина.
“Коммерсантъ” отмечает, что Anheuser-Busch – единственный из крупных пивоваренных мировых игроков, который до сих пор не представлен на российском рынке. В то же время Heineken владеет девятью заводами в различных регионах России. “Bud очень хорошо подходит в наш портфель брэндов, – говорит вице-президент группы компаний Heineken в РA Виктор Пятко, – до сих пор у нас не было лицензионного сорта, который можно позиционировать как пиво для массового потребителя”.
Bud – сокращенное название самой известной марки концерна – Budweiser. По решению Роспатента в 2002 году Anheuser-Busch зарегистрировал в России усеченную версию своей торговой марки. Полное название в России принадлежит чешской компании Budejovicky Budvar. Обе пивоварни около 30 лет ведут судебные войны в большинстве стран мира за право единоличного владения обеими марками. Как правило, в Европе марка Budweiser зарегистрирована за чешской компанией, а сокращенная версия – за американской. Однако в Budejovicky Budvar пообещали не преследовать американского конкурента в российских судах, так как “альянс Anheuser-Busch и Heineken не угрожает положению зарегистрированных нами торговых марок”.
Эксперты “Бизнеса” скептично оценили перспективы нового игрока российского пивоваренного рынка. Вице-президент по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников высказал предположение, что компания Anheuser-Busch заключила договор с Heineken, чтобы “прощупать рынок”. “Heineken не взялась бы за развитие Bud в России, если бы Anheuser-Busch не дала гарантий, что компания пока не планирует выходить на рынок самостоятельно”, – считает Рукавишников.
Это мнение разделяет и представитель другой крупной пивоваренной компании, пожелавший остаться неизвестным: “Если контракт с Anheuser-Busch заключен не на 10-20 лет, вряд ли Heineken серьезно займется развитием Bud. Точно так же Heineken откровенно не развивал Lowenbrau в России с 2004 года, когда марку на глобальном уровне купила InBev”.
Экс-директор по маркетингу компании “Тинькофф” Самвел Аветисян предполагает, что за контрактом с Heineken последует “более глобальное событие”. По его мнению, следующим шагом Anheuser-Busch в России может стать покупка лидера российского рынка Baltic Beverages Holding (BBH), который продолжает консолидацию своих российских активов: “Не исключено, что они делают это для последующей перепродажи”, – говорит Аветисян. Пресс-служба BBH эту версию решительно опровергла: “Это невероятно. Если бы Anheuser-Busch хотел купить ВВН, то, как минимум, обратился бы к нам для розлива”.
В то же время “Деловой Петербург” отмечает, что мощности пивоварен Северной столицы ограничивают возможности для выхода на рынок новых производителей пива. По мнению частных пивоваров, шансы найти пивоварню есть в том случае, если деловое предложение заказчика позволит производителю расширить линейку продукции. “Мы рассмотрим возможность выпуска тарированного пива под чужим брендом, – заявил представитель “Василеостровской пивоварни”, пожелавший остаться неизвестным, – если нам будут предложены выгодные условия”.
Тем не менее, компания “Монарх”, петербургский импортер чая, планирует открыть собственное производство пива. Как пишет “Деловой Петербург”, чайная компания ранее уже выпускала пиво под брендом “Монарх”, однако после кризиса в 1998 года это направление бизнеса было закрыто. Теперь, надеясь на узнаваемость бренда, руководство “Монарха” планирует возобновить выпуск пива “Монарх” по собственной рецептуре, но размещать заказы на петербургских пивоварнях. Гендиректор дистрибьюторской компании “Аква” Анатолий Марголин считает, что у “Монарха” неплохие перспективы, так как “новое пиво всегда привлекает покупателя”.
Татарстан, как и Санкт-Петербург, приветствует приход в регион крупных иностранных инвесторов. Как сообщает казанская газета “Время и деньги”, приобретение пивзавода “Красный Восток” турецкой компании Efes Breweries принесет выгоду всему региону. “Эфес” намерен перенести из Турции в Татарстан свой опыт по выращиванию, засушке и переработке пивоваренного хмеля. Кроме того, “Efes” успешно занимается в Турции выращиванием пивоваренных сортов ячменя и имеет свой подвид зерна с зарегистрированным авторским правом.
Привлекателен для западных компаний и российский рынок прохладительных напитков. В то время как Coca-Cola и Pepsi переживают кризис на мировом рынке, в России продолжается рост продаж, как в сегменте традиционных сладких газировок, так и других разновидностей прохладительных напитков, отмечает “Коммерсантъ”. В среднем рынок газированных напитков вырос на 8 процентов. При этом, например, в сегменте таких продуктов, как холодный чай и кофе, рост составил более 100 процентов. В обеих компаниях заявили, что в России эти продукты пока занимают очень небольшую долю рынка и такие бурные темпы роста объясняются относительной их новизной для России.
Для одного из лидеров сокового рынка компании “Нидан” оказались неудачными планы диверсификации бизнеса. Как отмечают “Ведомости”, в 2004 году в группе “Нидан” было создано направление “девелопмент и ритейл”, которое курировало строительство торговых центров. Новый бизнес компания решила начать с Новосибирска и заявила о планах потратить $30-40 млн. на строительство в городе трех-четырех торгцентров. Первый комплекс площадью 10 000 кв. метров “Нидан” начал строить на дамбе Димитровского моста, но уже в конце 2004 года строительство было заморожено на стадии фундамента, так как рядом холдинг “Сибирский гигант” начал строить свой гипермаркет гораздо большего размера. Как стало известно “Ведомостям”, “Нидан” продает долгострой питерской сети “Лента”.
Новое направление осваивает и Сибирский аграрный холдинг (САХО). “Ведомости-Сибирь” сообщают о планах компании выйти на рынок соковых концентратов. Концентраты будут производится из сибирских ягод – брусники, облепихи, черноплодной рябины, клюквы и черники. Соковый концентрат будет использоваться для изготовления восстановленных соков. По мнению менеджмента компании, при общем объеме российского потребления концентрированного брусничного и клюквенного сока в 900 тонн САХО может закрыть половину этого сегмента рынка, а в перспективе и больше.