“Если хочешь здесь жить, то умерь свою прыть. Научись то бежать, то слегка тормозить”. “Акустика” Бориса Гребенщикова, написанная в 82-м, по-прежнему актуальна. Хедлайнером начавшейся весны стала статья обозревателя “Коммерсанта” Романа Овчинникова “Алкогольная промышленность ушла в застой”. Материал посвящен процессу мучительного публичного выяснения: кто же виноват в акцизном кризисе – депутаты, принявшие закон “О госрегулировании алкогольного рынка”, или чиновники, отвечающие за разработку подзаконных актов. Эксперты ломают голову, пытаясь найти рациональное объяснение абсурду, когда власть принимает заведомо невыгодные решения, приведшие к колоссальным финансовым потерям.
Как отмечает “Коммерсантъ”, уже первый месяц этого года привел к катастрофе. Производство водки в России в январе упало на 96 процентов, а по некоторым категориям алкоголя падение было 100-процентным. Итоги за февраль еще не подведены, но очевидно, что и они будут неутешительными.
Импортеры, напротив, резко увеличили объемы импорта, так как по новому закону необходимо успеть ввезти всю продукцию, оклеенную старыми марками, до 1 апреля, а продать до 1 июля. Поэтому уже начиная со второго квартала этого года импортеры прогнозируют резкий спад поставок, так как никто из них до сих пор не получил акцизных марок нового образца. По прогнозу экспертов, рынок импорта по итогам 2006 года “просядет” на 17 процентов.
Далее по законам жанра: чем дальше, тем страшнее. С 1 июля заработает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Суть ее заключается в следующем: на всех предприятиях будут установлены электронные счетчики, связанные через интернет с сервером ФНС. Благодаря этому каждая выпущенная бутылка, каждый литр алкоголя будут регистрироваться счетчиком, а информация поступать в ФНС. Таким образом, по мысли разработчиков, будет установлен полный учет и контроль за всей отечественной ликероводочной продукцией.
Однако большинство спиртзаводов не оснащено даже механическими счетчиками. С выходом в интернет у большинства региональных предприятий также возникнут проблемы. Более того, по неофициальной информации, первичные тесты ЕГАИС на ряде заводов показали, что система пока не доработана и не может считывать корректно информацию. Участники рынка снова заговорили о кризисе, в результате которого могут остановиться все предприятия.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Анатолий Михалев в интервью “Коммерсанту” отмечает, что только прямые убытки от простоя предприятий составляют более 1 млрд. рублей: “Если легальное производство по итогам этого года упадет на 10 процентов, это можно будет считать большой удачей”.
При этом законотворческая активность депутатов слабеет. Как сообщает “Российская газета”, комитет по экономической политике Госдумы вскоре представит законопроект о госмонополии на сырье для алкогольной продукции. Председатель комитета Валерий Драганов настроен оптимистично, заявляя, что слова “монополия” бояться не надо, так как в данном случае оно означает не “вето государства” на розничную продажу алкоголя, а лишь усиление государственного регулирования за оборотом сырья.
По мнению депутатов, госмонополия решит проблему борьбы с паленой водкой, не оказывая влияния на рост розничных цен. Более того, г-н Драганов полагает, что создание более прозрачного рынка и жесткого контроля позволит усилить конкуренцию и даже приведет к некоторому снижению цен на алкогольную продукцию.
Реакцией на кризис стала и отставка председателя правления Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павла Шапкина. Во всяком случае, такого мнения придерживается обозреватель “Коммерсанта” Роман Овчинников. Гендиректор группы предприятий ОСТ Елена Сорокина считает, что НАА до конца не выполнила свои функции: ей так и не удалось отрегулировать отношения между госорганами и производителями алкоголя.
Совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар, в свою очередь, отмечает, что НАА не представляла интересов всех членов крайне разнородной ассоциации, которая фактически была разделены на четыре группы, не имеющие друг к другу никакого отношения: производители водки, вина, импортеры, госкомпании. “Мне более интересны другие объединения”, – признается Вениамин Грабар.
По мнению “Коммерсанта”, “специализированные” ассоциации будут лучше лоббировать интересы игроков рынка. Главные из них – это Союз участников алкогольного рынка, в котором состоят в основном импортеры и производители вина, а также Союз производителей алкогольной продукции – в него входят только производители крепкого алкоголя. Союз производителей обладает наиболее мощными лоббистскими ресурсами, так как создан при непосредственном участии тройки лидеров – “Росспиртпрома”, холдинга “Веда” и “Русского алкоголя”. Союз официально зарегистрирован всего несколько недель назад, и хотя программа его официально пока не объявлена, некоторый свет в этой области проливает интервью председателя Анатолия Михалева “Коммерсанта”. В беседе с корреспондентом Виктором Хилько г-н Михалев подчеркнул, что парламент движется не в том направлении: “Необходимо перенести всю акцизную нагрузку на спирт. Спирт – наиболее поддающийся контролю компонент ликероводочного производства, кроме того, производителей спирта существенно меньше, нежели производителей ликероводочных изделий. Также необходимо введение единой ставки акциза для всех потребителей спирта. Наконец, мы считаем, что необходимо введение минимальной розничной цены на водку, которая бы учитывала акциз, НДС и минимальную себестоимость производства. Установление минимальной цены будет своего рода барьером для реализации нелегальной продукции и лишит ее производителей единственного конкурентного преимущества – цены. Такой подход не противоречит нормам ВТО, не требует бюджетных вливаний и серьезных корректировок законодательства. Однако с помощью этих мер, мы ликвидируем “серые” схемы на рынке. Производители водки будут конкурировать между собой в сфере маркетинга, эффективности производства и сбыта своей продукции, а не соревноваться в придумывании схем по неуплате акцизов”.
Тем временем сгустились тучи над компанией “Русский стандарт”. Как сообщают “Ведомости”, Diageo объявила, что отбирает у “Русского стандарта” контракт на дистрибуцию элитного алкоголя в России, а неизвестная фирма “Лариталь” аннулировала регистрацию товарного знака “Русский стандарт” в Палате по патентным спорам Роспатента. Теперь этот знак пытается закрепить за собой петербургский завод “Ливиз”.
Обозреватель газеты Татьяна Лысова считает, что владельца компании Рустама Тарико постигла “участь пионера”: придумывать, пробиваться, развивать, а потом обнаруживать в своих бывших партнерах конкурентов, решивших самостоятельно собирать урожай с возделанного поля.
Сергей Генералов, напротив, идет в гору. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2005 году “Зеленая марка” стала самой продаваемой в стране водкой в среднеценовом сегменте. Марина Шумилина из журнала “Компания” считает, что именно “Зеленая марка” вывела “Топаз” на третье место в стране. Теперь перед заводом стоит более сложная задача – удержать завоеванные позиции.
“Компания” раскрывает секрет этого фантастического успеха. Чтобы стать одним из лидеров российского водочного рынка, депутату Госдумы и бывшему министру энергетики Сергею Генералову потребовалось около четырех лет. Компания “Русский алкоголь” была создана в середине 2002 года на базе ликероводочного завода “Топаз”, приобретенного у его владельца и основателя Алексея Симонова подконтрольной Генералову ГК “Промышленные инвесторы”. В конце 2002 года к Генералову со своей идеей обратился бывший директор по маркетингу завода “Туласпирт” Вадим Касьянов. По мнению маркетолога, доверие потребителя могла завоевать водка, название и дизайн бутылки которой соответствовали бы стилю и традициям 50-60-х годов XX века.
Однако раскрутить марку было невозможно без инвестиций и собственной производственной базы. С этим мог помочь Генералов. Руководство “Топаза”, в свою очередь, нуждалось в сильном водочном бренде. “Это был как раз тот редкий случай, когда интересы двух бизнесменов, работающих на одном рынке, совпали”, – отмечает Марина Шумилина.
“Пока “Русский алкоголь” – компания одного бренда, но мы рассчитываем в будущем иметь достойные марки в каждом ценовом сегменте”, – поясняет гендиректор компании Сергей Сорокин. Правда, по мнению участников рынка, удержать лидерство “Русскому алкоголю” будет непросто. “На водочном рынке раз в 1,5-2 года появляется новая марка-лидер. И до сих пор ни одна из них не сумела продержаться на первых позициях дольше этого срока”, – отмечает Кирилл Шлаен из компании “Омега Спирит”.