В прошлом году в России вырос импорт алкоголя. По данным Федеральной таможенной службы, на которую ссылается “Бизнес”, было ввезено алкогольных и безалкогольных напитков на $1,507 млрд., что на 33 процента больше, чем годом ранее. “В этой динамике нет ничего удивительного, – говорит председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, – рост импорта алкогольной продукции наблюдается на протяжении последних нескольких лет”. По мнению эксперта, всему виной увеличение поставок украинской водки. Вместе с тем, глава НАА выразил сомнение, что данная тенденция сохранится и в этом году: доля импорта крепких спиртных напитков будет сокращаться за счет уменьшения импорта украинской водки, потерявшей конкурентное преимущество в связи с отменой региональных акцизных складов. Однако динамика по импорту всех спиртных напитков сохранится. “Люди станут больше покупать качественные испанские и французские вина”, – уверен г-н Шапкин.
Позитивной новостью для рынка стала борьба антимонопольной службы с региональным протекционизмом. “ФАС отклеит с бутылок региональные марки”, так называется статья в “Коммерсанте”, посвященная ситуации в Тульской области. Как стало известно, УФАС приступает к рассмотрению дела о нарушении местной администрацией антимонопольного законодательства. Основанием стало решение губернатора Вячеслава Дудки самовольно восстановить отмененный с начала года институт контроля качества алкогольной продукции. “Дело станет прецедентным для рынка – негласно подобную систему пытаются возродить во многих российских регионах”, – надеется “Коммерсантъ”. Журналистам издания известно, что подобные постановления появляются сейчас во многих российских регионах – среди них Тверская и Белгородская области, Краснодарский край. В этих постановлениях в той или иной форме участникам рынка предлагается добровольно пройти проверку качества. Стоимость одного “знака качества” составляет в среднем около 1,5 руб. Однако для местных властей цена вопроса намного выше. Дело в том, что после вступления в силу с начала этого года новой редакции закона “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” регионы лишились существенной части доходов, которые им приносила продажа и оборот алкоголя, – отменены акцизные склады, а сами акцизы направляются в федеральный бюджет. Кроме того, ликвидированы региональные марки контроля качества.
Власти на местах пытаются компенсировать убытки с помощью введения новых марок. Чтобы предприниматели не думали отказаться от местных “знаков качества”, на региональном уровне ведется активная работа по их популяризации. Например, в Туле во всех местных СМИ появились призывы не покупать алкоголь без местного знака качества. А в Твери в розничные сети были направлены письма с предложением отказаться торговать алкоголем, не отмеченным “спецмаркой”.
Тем временем игроки рынка подсчитывают убытки. “Эксперт” со ссылкой на Национальную алкогольную ассоциацию сообщает, что отрасль потеряла за месяц 500 млн. долларов, а бюджет не досчитался примерно 6 млрд. рублей. Вместе с тем, и НАА, и МЭРТ считают, что нововведения позволят более эффективно бороться с нелегалами. “Закон выведет с рынка нелегальных, недобросовестных производителей, – утверждает председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка при Госдуме, президент НАА Павел Шапкин. – И это мы докажем, как только пойдет первая статистика с рынка”.
В ведомстве Грефа более осторожны в прогнозах относительно борьбы с теневиками, но полагают, что новый закон, по крайней мере, поможет добросовестным производителям выйти из частичной тени, куда они спрятались от предыдущей редакции закона. Чтобы обойти ограничения, связанные с квотированием спирта, они вынуждены были уводить часть своей продукции из легального оборота. Теперь же спирт в свободном обороте, и, как отметил наш источник в МЭРТ, “мы видим, как подекадно растет его производство, чего уже не было несколько лет”.
И вообще чиновники, вопреки тревожным реляциям экспертов рынка, считают, что шуму вокруг неполученных марок поднято слишком много, так как ” наверняка производители забили склады продукцией со старыми марками, а ее по закону можно продавать до июля 2006 года, “да и новую продукцию можно отправить на склад до поры до времени”.
Однако реальная ситуация выглядит не так оптимистично, как ее представляют представители правительства. Как отмечает “Эксперт”, Нижегородский завод шампанских вин работает по прогрессивной схеме без складских помещений. В результате – не выпущен миллион бутылок и сорваны февральские контракты. В розничной сети “Патэрсон” сообщили, что два ее партнера, дающие 40 процентов алкогольного оборота сети, перестали отгружать продукцию.
Торгово-промышленная палата не разделяет мнения чиновников. Такие выводы можно сделать из статьи “Акцизный тупик”, опубликованной в “Комсомольской правде”. Согласно аналитическим прогнозам, озвученным председателем профильного подкомитета ТПП РФ Петром Каныгиным, в нелегальном обороте может оказаться около 80 миллионов декалитров только импортного алкоголя, что, по предварительным подсчетам, оценивается минимум в $350 миллионов. Другие эксперты рынка говорят о цифре в $500 млн.
Спикер Госдумы Борис Грызлов вину за создание кризисной ситуации возлагает на Минфин. “Расцениваю это как неподготовленность правительства, как саботаж Минфина”, – цитирует спикера “Парламентская газета”. На следующий день в ней же появляется интервью Бориса Грызлова, в котором он предлагает решить проблему контрафакта путем создания госмонополии на оборот спирта. “Можно, конечно, оставить производителей один на один с недобросовестными конкурентами, подделывающими их продукцию, понадеяться на свободный рынок, который со временем сам снимет все вопросы. Однако масштаб проблемы просто обязывает государство вмешаться, – заявил Грызлов. – Контрафакт, без особого преувеличения, можно назвать самостоятельной и нарастающей угрозой экономической безопасности государства, серьезным препятствием для экономического роста. Нельзя забывать и о международном престиже России, который отнюдь не выигрывает после публикации результатов очередного независимого исследования по этой теме”.
Новостью недели стало оглашение стратегии развития питерского завода “Веда”, о которой в интервью журналу “Эксперт Северо-Запад” поведала исполнительный директор алкогольного направления компании Жанна Булавчик. В материале подчеркивается, что стратегической целью холдинга на ближайшие два-три года является увеличение присутствия на водочном рынке с 5,5 до 10-15 процентов. Причем, приоритетом для “Веды” служит не укрупнение бизнеса за счет скупки ослабевших производителей, а инвестиции в продвижение собственных брендов и в совершенствование системы дистрибуции. “Прежде всего, мы собираемся поддерживать и продвигать премиальную водку “Веда”, – заявляет г-жа Булавчик, – а также развивать успешные марки, дающие 95 процентов объема продаж (“Русский размер”, “Кузьмич” и “Хлебная дорога” в среднем ценовом сегменте, а также субпремиальные “Вальс Бостон” и “Матрица”). Наименее популярные марки постепенно будут выводиться из ассортимента, взамен придут новые. Например, мы реализуем очень интересную идею – продвигаем новый бренд “Столичная серия”, куда будут входить водки с названиями различных российских городов. Сегодня у нас уже есть водки “Санкт-Петербург” и “Красноярск”, в ближайшее время мы запустим еще около десяти наименований. Все новые марки будут позиционироваться в субпремиальном ценовом сегменте, поскольку он достаточно объемен, быстро развивается и обеспечивает высокий уровень прибыли”.
В планах компании так же расширение экспансии на постсоветское пространство, особенно на Украину, где алкогольный рынок гораздо более конкурентный, структурированный и менее маржинальный”. По мнению Жанны Булавчик, на украинском рынке совершенно свободна ниша истинно русской водки.
Несмотря на все проблемы, холодный январь увеличил прибыли производителей крепкого алкоголя. Национальная алкогольная ассоциация подсчитала, что в январе спрос на крепкие спиртные напитки в стране вырос на 30 процентов. Спрос на пиво, напротив, упал до рекордно низкой отметки. Как сообщают “Ведомости” со ссылкой на результаты исследования Объединенной финансовой группы, в январе, и без того самом непопулярном для пива месяце, продажи по сравнению с январем прошлого года упали на 15 процентов. Таким образом, выручка пивоваров в январе снизилась примерно на $35 млн., считает аналитик.
“Балтика” выявила такую зависимость: снижение температуры на один градус относительно среднемесячной нормы ведет к уменьшению продаж на одни процент. При этом представители “Балтики” не сомневаются, что пивоварне “удастся минимизировать потери до конца года”.
Пивовары, однако, уточняют, что причиной стало не столько снижение потребления, сколько трудности с доставкой пива. “Пиво буквально замерзало”, – признался директор по продажам МПБК “Очаково” Владимир Кочетов.
Проблемы усугубляются усилением законодательного пресса. Как отмечает “Газета”, пивоварам не удалось отстоять право на спонсорстово спортивных мероприятий. После поражения пивоваренное лобби демонстрирует властям свою лояльность и социальную ответственность. В розничной сети и на уличных билбордах скоро появятся специальные стикеры в виде пивной крышки с надписью “Продажа пива несовершеннолетним запрещена”.
“Особо следует отметить, что федеральное законодательство не предусматривает использование такого знака, – говорится в официальном заявлении Союза пивоваров России. – Это добровольный шаг производителей пивоваренной продукции”.
Между тем аналитики считают, что подобная акция вопреки заявлениям может принести обратный эффект. У подростков, простимулированных “рекламой от противного”, пиво может вызвать повышенный интерес. “Как показывают маркетинговые исследования, подобные меры не приводят к снижению потребления пива молодежью, – считает глава департамента аналитики ГК “НИККОЛО М” Станислав Радкевич. – Напротив, эта акция скорее приведет к краткосрочному росту продаж”.