"Гжелка" раздора

0:00
0

Казалось бы, конфликт вокруг “Гжелки” остался в году минувшем: право на знаменитый водочный бренд окончательно закреплено за компанией “Ливиз”, а “Кристаллу” пришлось смириться, что капризная птица счастья от него упорхнула. Однако новый год добавил новых проблем. Как сообщает питерский выпуск газеты “Коммерсантъ”, руководство дистрибьюторской компании “Алко-Балт” подало в суд на оперативников управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Санкт-Петербурга. Истец утверждает, что в ходе декабрьской проверки УБЭП незаконно изъял со склада фирмы более 600 тыс. бутылок “Гжелки” производства ТПГ “Кристалл”.

“Управленцы “Ливиза” уверены, что им удалось собрать все козыри в своей игре против “Кристалла”. Но “Кристалл”, который не согласен с исходом тяжбы, не собирается сворачивать производство, пишет “Комменсантъ”. Аналитики отмечают, что в конечном итоге, если москвичи по-прежнему будут выпускать “Гжелку”, а “Ливиз” – изымать ее из продажи, скандал может обернуться против самой марки. “Сложность при реализации спорной марки в том, что не известно, чья из сторон выиграет очередной раунд судебных разбирательств. Потому неудивительно, если дистрибьюторские и розничные компании начнут отказываться от реализации водки “Гжелка” любого производителя”, – констатирует финансовый аналитик компании “АВК-Аналитика” Светлана Труханович.

Северная Пальмира, похоже, становится ареной всевозможных брендовых споров. Как стало известно из публикации того же “Коммерсанта”, компания “Веда”, второй по величине игрок российского водочного рынка, приступила к выпуску водки под брэндом “Санкт-Петербург”. Подчеркивается, что “Веда” стала третьим производителем водки с таким названием: аналогичный продукт уже выпускают заводы “Ливиз” и “Ладога”. Все водки находятся в одном ценовом сегменте. Однако эксперты отмечают, что “Ливиз” и “Ладога” вряд ли смогут защитить свои товарные знаки, так как марка “Санкт-Петербург” неохраноспособна. Маркетологи прогнозируют, что из-за появления большого количества одноименных продуктов водка “Санкт-Петербург” может перестать пользоваться спросом. По мнению гендиректора компании Magram Market Research Марины Малыхиной, “появление в продаже третьей водки с одинаковым названием может создать у потребителя ощущение недоброкачественности продукта под этой маркой”.

Однако “Ливиз” не считает, что действия конкурентов будут успешными. “За десять лет продаж водка “Санкт-Петербург” ассоциируется, прежде всего, с компанией “Ливиз”, – заявил ее коммерческий директор Сергей Дубровский. “Коммерсанту” также стало известно, что “Ливиз” планирует предпринять ряд маркетинговых приемов по сохранению популярной марки, которые пока держит в тайне.

На столичном рынке тем временем разгорается война между крупными сетями и алкогольными магазинами. По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова, запрет на торговлю крепкими напитками в ночное время и в местах массового скопления, сократит количество торговых точек с пятнадцати тысяч до одной тысячи, что позволит лучше контролировать рынок спиртного.

Однако обозреватель “Известий” Антон Филатов считает, что постановление решает не те задачи, которые заявлены: “Как все эти меры в действительности позволят бороться с некачественной алкогольной продукцией, пока не ясно. По мнению многих экспертов, на количестве “паленой” водки это не отразится, зато само постановление выгодно крупным торговым центрам, которых новые ограничения не коснутся”.

“Коммерсантъ” при этом отмечает, что префектуры оказались не готовы к новым правилам игры. В результате ни одна из продовольственных сетей до сих не может получить необходимых разъяснений о порядке согласований. Потому большинство ритейлеров рискнуло продолжить ночную торговлю спиртным фактически незаконно – до получения разъяснений от властей. “Разумеется, мы продолжаем работу в обычном режиме, – заявил председатель совета директоров сети “Седьмой Континент” Владимир Карнаухов. – На мой взгляд, в постановлении московского правительства нет указаний приостановить торговлю, а лишь получить разрешение префектур, которые пока сами ничего не знают”.

“Это создало дополнительную нагрузку на кассовые терминалы, поскольку именно кассиры теперь вынуждены проверять крепость продаваемой продукции и “отсекать” крепкий алкоголь, а также крепленые вина и настойки”, – сетует директор по связям с общественностью холдинга “МАРТА” Евгений Сухарников.

Ситуацию на пивоваренном рынке диктуют лидеры рынка. Как пишет “Бизнес”, с российского рынка уходит пятая по величине пивоваренная компания мира Molson Coors. До сих пор пиво Coors разливалось в Калининграде на заводе “Пивоварен Ивана Таранова”, однако купившая недавно ПИТ компания Heineken, как полагают участники рынка, отказалась от продления контракта с конкурирующим производителем.

Сменой владельца ПИТ объясняет уход из России и сама Molson Coors. “Пересмотр производства и дистрибуции пива Coors в России был вызван сменой владельцев компании, с которой был заключен соответствующий договор, а возможность смены производителя была ограничена, – поясняет директор по коммуникациям Coors Пол Хегарти. – Исходя из этих факторов и было принято решение о закрытии”. При этом г-н Хегарти надеется, что Molson Coors в будущем сможет возобновить производство в России.

Другую версию ухода с российского рынка Coors озвучил директор по маркетингу “Балтики” Андрей Рукавишников. По его мнению, Molson Coors сделал ставку на лицензионный сегмент, но при этом не предъявил потребителям “каких-то серьезных аргументов, отвечающих на вопрос, почему те должны предпочесть Coors множеству уже имеющихся в этом сегменте брэндов, особенно всем тем новинкам, которые запускались в последнее время”. Еще более категорична аналитик ИК “Финам” Ольга Самарец: “Coors пришел в Россию слишком поздно – к моменту его появления рынок был уже поделен между другими транснациональными игроками”.

О привлекательности для инвесторов пивоваренного рынка свидетельствуют и результаты последнего исследования ROMIR Monitoring, с которыми знакомит своих читателей “Газета”. В ходе опроса 1600 респондентов старше 18 лет социологи пришли к выводам, что каждый второй россиянин пьет пиво регулярно. Правда зимой потребление пива несколько снижается, так как люди переходят на более крепкие напитки. Если в июне прошлого года один раз в месяц и реже пили пиво 16 процентов, то в декабре эта цифра составила 25 процентов. Чаще всего пенный напиток пробуют в гостях (42 процента) и дома после работы (39 процентов). Без пива не мыслят дачного отдыха 32 процента опрошенных, а 24 процента считают, что если нет пива, вечеринку можно считать неудавшейся. Перед телевизором наслаждаются пивом 20, а в барах и ресторанах – 15 процентов россиян.

Главной новостью рынка прохладительных напитков стало заключение альянса Pepsi и компании “Хэппилэнд”. Как пишут “Ведомости”, “Хэппилэнд” готов предоставить часть своих баночных линий для розлива напитков Pepsi. К аутсорсингу американскую компанию подталкивает дефицит собственных мощностей, отмечают аналитики.

Подчеркивается, что для розлива своей продукции Pepsi уже давно задействует чужие производственные линии. Сок Tropicana выпускается на “Нидане”, а энергетический коктейль Adrenaline Rush на подмосковном заводе “Мегапак”. “Хэппилэнду” тоже приходится размещать свои заказы на чужих заводах, в том числе и на “Мегапаке”. Однако компания готова увеличить объемы аутсорсинга, чтобы освободить мощности для заказа Pepsi.

Аналитик Альфа-банка Елена Бороденко не исключает, что размещение крупного заказа может быть первым шагом к приобретению активов “Хэппилэнда”. В то же время аналитик ОФГ Алексей Кривошапко считает такую идею абсурдной. “Нигде в мире у Pepsi нет алкогольных активов”, – напоминает он.

Как стало известно “Бизнесу”, Pepsi планирует разливать на мощностях “Хэппилэнда” около 24 млн. банок в год. Договор с “Хэппилэндом” заключен на два года, после чего розлив газировки планируется перенести в Подмосковье на собственную фабрику Pepsi, где к этому времени будет установлено новое оборудование.

Однако Coca-Cola не спешит следовать примеру своего основного конкурента. “Мы не разливаем на своих мощностях напитки других компаний, а к услугам контрактных производителей прибегаем крайне редко”, – заявил специалист по работе со СМИ Coca-Cola Владимир Кравцов.

Эксперты, привлеченные “Бизнесом”, предположили, что “Хэппилэнд” решил производить продукцию Pepsi из-за стагнации на рынке слабоалкогольных коктейлей. Начальник отдела маркетинга “Очаково” Алексей Фролов утверждает, что в настоящее время этот сегмент рынка замедляет рост.

“Ведомости” сообщают о премировании акциями топ-менеджеров концерна “Лебедянский”. Новыми акционерами “Лебедянского” стали финдиректор Дмитрий Главнов, исполнительный директор Магомет Тавказаков, а также коммерческий директор Сергей Конев. Каждый из них теперь владеет пакетом в 0,015 процентов акций компании, стоимость которого исходя из последних котировок “Лебедянского” составила чуть более $200 000.

“Лебедянский” разработал опционную программу для топ-менеджеров еще в 2004 году. Председатель совета директоров Юрий Борцов передал 122 468 своих акций предприятия во владение принадлежащему ему ЗАО “Лебедянский О.П.”. В меморандуме к IPO “Лебедянского” уточнялось, что у этой компании и будут приобретать акции менеджеры, если “Лебедянский” достигнет заявленных планов. Сотрудники могут претендовать на покупку обыкновенных акций компании после объявления финансовых итогов за IV квартал 2007 года, сказано в меморандуме.

Однако, как сообщил “Ведомостям” директор по связям с инвесторами “Лебедянского” Александр Костиков, три менеджера получили свои акции вне рамок данной опционной программы. Им было предоставлено эксклюзивное право выкупа акций у того же ЗАО “Лебедянский О.П.” по номинальной цене (1 копейка), так как благодаря их усилиям компания продемонстрировала прекрасные результаты. За девять месяцев 2005 года выручка компании выросла на 37 (в сравнении с аналогичным показателем 2004 г.), а чистая прибыль увеличилась на 39 процентов. Годовые финансовые результаты “Лебедянский” еще не объявлял, но сообщил, что в 2005 году компания увеличила выпуск соков на 26 процентов, тогда как рынок подрос лишь на 10 процентов.

Аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов считает, что менеджеры “Лебедянского” получили акции вполне заслуженно – компания стала одной из самых успешных в потребительском секторе. По его словам, “Лебедянский” сохраняет потенциал роста, и к концу 2007 года ее капитализация может увеличиться до $1,5 млрд.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ