Алкогольные каникулы

0:00
0

Страна медленно пробуждается от затянувшегося новогоднего похмелья, однако для многих алкогольных компаний каникулы продолжаются. Как отмечают “Известия”, никто не знает, когда закончатся эти “праздники”, так как Федеральная налоговая служба все еще не снабдила производителей акцизными марками нового образца. Начальник управления информации “Росспиртпрома” Дмитрий Добров считает, что из-за отсутствия акцизных марок легальные производители могут сократить присутствие на алкогольном рынке, вместе с тем нелегалы почувствуют себя увереннее. По оценке Доброва, потери бюджета только от простоя таких крупнейших производителей, как “Кристалл”, самарский “Родник”, “Русский алкоголь”, “Веда”, “Брянскспиртпром”, “Пензаспиртпром”, составят более 60 млн. . рублей в день.

“Пока ситуация с марками не сказывается на ассортименте винно-водочных отделов супермаркетов – запасов хватает. Производители подготовились к кризису и сделали запасы на пару месяцев вперед. Но если новые марки не появятся к марту, за водкой снова выстроятся очереди”, – предупреждает обозреватель “Известий” Галина Паперная.

“Ведомости” откликнулись на кризисную ситуацию статьей с тоскливым заголовком “Водка кончается”. Сообщается, что из-за отсутствия марок работу после праздников не возобновили большинство предприятий “Росспиртпрома”, включая московский “Кристалл”, на которые приходится около 50 процентов выпускаемого в стране спирта и около 30 процентов ликероводочных изделий. Представитель группы “Русский алкоголь” Жанна Олейник говорит, что технологические убытки от простоя входящих в группу предприятий составят около $1,5 млн. в месяц. “Мы готовились к такой ситуации, и в конце декабря завод работал ударными темпами, чтобы затарить склады впрок”, – сообщила Юлия Исаева, представитель группы “Ост”, в которую входит Черноголовский завод алкогольной продукции. Это предприятие также стоит с начала года.

У менее крупных компаний аналогичные проблемы. По оценкам директора по развитию “Омсквинпрома” Натальи Никитиной, убытки от полумесячного простоя завода составят не меньше 70 млн. руб. Замдиректора новосибирского водочного завода “Каолви” Александр Наумецкий говорит, что недополученная вследствие остановки производства прибыль уже превысила 1 млн. руб.

Подчеркивается, что импортеры алкоголя также вынуждены нести убытки, так как у них нет не только новых федеральных марок, но и специальных акцизных для импортной продукции. Как сообщает Александр Романов, Гознак еще даже не приступал к печати импортных марок, так как МЭРТ должен еще утвердить их образцы. “Сейчас мы используем акцизные марки старого образца для продукции, поставляемой в Россию; новых марок компания не получала”, – признался гендиректор ТД Nemiroff Александр Глусь.

Сочувствует игрокам алкогольного рынка и “Бизнес”. Как отмечает обозреватель газеты Марина Носкович, в частных беседах производители признавались, что вступление закона в силу обернется кризисом для отрасли. “Их опасения подтвердились, – резюмирует “Бизнес”. – С 1 января производство водки в России фактически остановилось именно из-за отсутствия марок нового образца”. Факт простоя производства “Бизнесу” подтвердили представители всех опрошенных ЛВЗ. Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин разъяснил, что поскольку закон был принят в самом конце декабря, новые марки просто не успели напечатать.

“Бизнес” со ссылкой на “Росспиртпром” также заявляет о том, что главная опасность простоя – появление контрафактной продукции, так как “когда нет легальных производителей, их место занимают “теневики”.

“Газета” комментирует запрет на продажу алкоголя крепостью свыше 15 процентов в ночное время в магазинах Москвы. Что касается предприятий общепита, то здесь время торговли ограничивается режимом работы самого ресторана или кафе. “Сухой закон” подкрался неожиданно” – так озаглавлена статья Киры Ремневой. При этом автор отмечает, что московские власти отнеслись к столичным жителям весьма лояльно и для примера ссылается на ситуацию в Новгороде, где продажу крепкого алкоголя запретили не только магазинам, но и предприятиям общепита.

Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в РФ Александр Романов не скрывает своего недовольства новыми правилами: “Всякий раз, когда принятие каких-либо решений отдается на откуп местным властям, начинается вакханалия, хотя норма принята в соответствии с федеральным законом и никаких причин протестовать пока нет. Другое дело – почему опять введено это ограничение на 15 градусов: как будто вино – это нормальный продукт, а, скажем, вермут – страшно вреден”.

Однако глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин ничего ужасного в этом нововведении не видит. “Граждане должны спать по ночам, а не квасить и нарушать общественный порядок. Вообще, идею подобного ограничения мы обсуждали еще в 2004 году. Теперь же эти идеи просто были формализованы, – заявляет эксперт. – Никто не запрещает вам выпивать после 23 часов. Ведь всегда можно зайти в ресторан или же купить алкоголь днем. Данное ограничение введено не для “нормальных” людей, а для тех, кто в полночь решил спуститься в магазин и “добавить”.

Тем не менее, эксперты алкогольного рынка считают, что введение запрета на ночную продажу алкоголя дает широкий простор для коррупции в среде чиновников. “Для потребителя же остается выбор: покупать крепкое спиртное втридорога в магазине, получившем индульгенцию от властей, или “затариваться” из-под полы продукцией неизвестного качества”, – констатирует “Газета”.

Автор статьи Кира Ремнева также не без сарказма отмечает, что в скором времени проблема с ограничением продажи алкоголя может отпасть сама собой, поскольку после введения акцизных марок нового образца продавать будет просто нечего.

“Коммерсантъ”, в свою очередь, отмечает, что новый порядок продажи крепкого алкоголя в Москве грозит неприятностями мелким и средним торговцам, а также потребителям, так как процедура согласования с префектурами еще не разработана, и когда это произойдет, неизвестно. “Основные сети договорятся очень быстро с местными управами, – отмечает аналитик “Финам” Владислав Кочетков. – Поэтому пострадавшими окажутся отдельные магазины и мелкие сети, у которых не хватит денег на то, чтобы договориться с префектурами”. По оценкам председателя совета директоров сети магазинов “Утконос” Алексея Грицая, вводимые ограничения отсекут значительную часть мелких магазинов: только сети, состоящие из более чем десятка точек, смогут соответствовать новым требованиям.

В то же время крупные розничные сети решением столичного правительства в целом довольны. Ночью продается до 15 процентов всего крепкого алкоголя, а общий объем ночных продаж алкоголя в Москве составляет около $200 млн. в год. При этом на небольшие магазины “у дома” приходится около 40 процентов этих продаж всего алкоголя – до $80 млн., на которые теперь смогут претендовать крупнейшие ритейлеры.

Однако несмотря ни на что ведущие игроки рынка не теряют оптимизма. Украинская компания “Союз-Виктан”, которая известна своим агрессивным поведением на российском рынке, открывает Дльневосточный региональный центр во Владивостоке. Кроме этого, уже в январе 2006 г. здесь планируется открыть региональный логистический центр – в условиях жесткой конкуренции нельзя допустить, чтобы продукция, даже на короткое время, исчезала с полок магазинов. Как отмечает владивостокая газета “Золотой рог”, благодаря нововведениям компания планирует уже в 2006 г. продать на территории Дальнего Востока около 1 млн. дал своей продукции, что составит 13 процентов от общего объема продаж компании. Ставку “Союз-Виктан” сделает на два основных брендах – “SV” и “Medoff”.

“Владивосток на сегодняшний день по росту продаж – один из самых динамично развивающихся городов России, – заявляет руководитель отдела продаж компании “Союз-Виктан” Сергей Хмельниченко. – Здесь, согласно нашей информационной базе, за десять месяцев текущего года продажи выросли в 10 раз. На протяжении нескольких лет, как и большинство российских компаний, мы старались строить свой бизнес в Москве. И опыт показал неактуальность такого подхода – руководить продажами за 10 000 километров неэффективно. Поэтому сегодня мы проводим серьезную реструктуризацию отдела продаж компании.

В 2006 г. компания планирует потратить на гранд-маркетинг в России бренда “Medoff” 15,5 млн. руб. Эксперты, опрошенные газетой “Золотой рог”, отмечают, что при удачном продвижении и достаточном финансировании, шансы на успех у “Medoff” весьма велики, и уже в будущем году он может вплотную приблизиться к пятерке лидеров мирового алкогольного рынка.

Укрепляет позиции на рынке и питерская группа компаний “ЛИВИЗ”. Как отмечает “Деловой Петербург”, накануне нового года компания объявила о запуске нового водочного завода в Красном Селе. Инвестиции в проект составили около $3 млн. собственных средств. В феврале-марте завод должен выйти на проектную мощность – 2,5-3 млн. дал водки в год.

“Важным фактором для выбора места постройки стало расположение на участке в Красном Селе нашей спиртовой колонны, – говорит генеральный директор ООО “ЛИВИЗ” Ирина Титкова. – Это позволяет минимизировать временные и финансовые издержки”.

По данным маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, “ЛИВИЗ” с долей 4,1 процента по стоимости занимает третью позицию в рейтинге крупнейших компаний – производителей водки по итогам продаж в первом полугодии 2005 г. При этом более 80 процентов продаж приходится на Петербург и область, где компания лидирует на рынке, контролируя 38,6 процента продаж водки.

Нужно отметить, что на родине украинские компании чувствуют себя далеко не так комфортно, как в России. Отныне все компании должны заключить договор на поставку спирта с государственным концерном “Укрспирт”. Как отмечает обозреватель украинского выпуска “Коммерсанта” Андрей Юхименко, судя по реакции производителей водки, предложение “Укрспирта” стало для них неожиданностью. Вместе с тем, председатель наблюдательного совета “Союз-Виктана” Андрей Охлопков сообщил, что его компания намерена перезаключить договоры “. Глава концерна “Укрспирт” Александр Сухомлин заявил, что предприятия должны завершить подписание договоров до конца года.

Российский водочный рынок привлекает не только варягов, но и пивоваренные компании. Как сообщает “Самарское обозрение”, Жигулевский пивкомбинат намерен выпускать свою продукцию под водочным брэндом. Как стало известно газете, готовится к запуску производства пива под торговой маркой “Старая Самара”. На Жигулевском пивкомбинате подтвердили наличие таких планов, однако подробности раскрывать не стали.

По мнению газеты, появление нового брэнда может столкнуться с рядом сложностей, так как в настоящий момент продукцию с аналогичным названием уже выпускает “Самтрест”. Как сообщил главный бухгалтер “Самтреста” Вячеслав Шерстобитов, торговая марка “Старая Самара” зарегистрирована его предприятием. По словам Шерстобитова, в случае появления пива с названием, аналогичным водке, завод предпримет шаги по защите своей марки.

Подчеркивается, что инициатива “Жигулевского пива” – не первая атака конкурентов на брэнд “Старая Самара”. Не так давно ОАО “Родник” стало выпускать водку с похожим названием – “Древняя Самара”. Это стало ответом “Родника” на использование “Самтрестом” брэнда “Триумфальная чаша”. Дело в том, что “Родник” выпускает водку под похожим названием – “Триумфальная”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ