Водочная консолидация

0:00
0

“Алкогольная отрасль обратилась к президенту” – так называется статья обозревателя газеты “Бизнес” Василия Дмитриева. Сообщается, что производители и отраслевые организации направили письмо на имя Владимира Путина с просьбой перенести вступление в действие закона “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта” с 1 января 2006 года на более поздний срок. В письме указывается на отсутствие сопутствующих постановлений правительства РФ к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта”, из-за чего отрасль может остановиться. По мнению игроков рынка, основными сложностями в работе с новым законом станет отсутствие марок нового образца, ясности со спецификой производства и оборота спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, площадей для складов временного хранения алкогольной продукции, а также отсутствие возврата затрат в случае неиспользования акцизных марок. “Правительство разрабатывает 16 проектов постановлений к закону для разрешения этих ситуаций. Но опыт показывает, что до конца года они не будут приняты”, – отмечает вице-президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.

В статье “Трудности маркировки”, которую представляет “Газета” также подчеркивается, что законодательная неразбериха спровоцирует кризисную ситуацию на рынке алкоголя. По данным Национальной алкогольной ассоциации, новые законодательные ограничения приведут к тому, что российские розничные торговцы не успеют реализовать до 10 млн. дал (200 млн. бутылок) маркированной в текущем году продукции. Это составляет около 14 процентов годового объема продаж крепкого алкоголя в России.

“Профиль”, в свою очередь отмечает, что новые правила игры на рынке предоставляют существенные преференции импортерам. “Самую пьющую страну зальют под завязку – в Россию хлынет река заграничного спиртного, национальное производство водки будет уменьшаться”, – предостерегает обозреватель журнала Елена Зверева.

Как следует из публикации в газете “Деловой Петербург” украинские компании действительно чувствуют себя очень уверенно на российском рынке. “Бруньки” завалят Россию”, – так называется статья о планах компании “Союз-Виктан” вывести на российский рынок в 2006 году три новых продукта, потратив на рекламную кампанию только в Петербурге и Ленобласти $4 млн. По словам бренд-менеджера компании Александра Чекмарева, сейчас “Союз-Виктан” занимает 3,5 процента российского рынка в сегменте водки стоимостью 90-200 рублей. Увеличение доли к 2008 году до 10 процентов должно произойти за счет появления собственных производственных мощностей в России.

Реализации амбициозных планов “Союз-Виктана” поможет и кредит на $10 млн., который предоставит компании Укрсоцбанк. Как сообщает “Коммерсант (Украина)”, кредит предоставлен сроком на четыре месяца. Условия кредитного соглашения не разглашаются.

Ужесточение правил игры приводит к вытеснению с рынка мелких компаний и созданию альянсов. Именно этой тенденцией обусловлено создание нового водочного союза, который образуют “Русская винно-водочная компания” (РВВК) и завод “ОСТ-Алко”. Как пишут “Ведомости”, вследствие заключения сделки почти 10 процентов российской водки могут оказаться в одних руках.

Гендиректор группы “ОСТ” Елена Сорокина не исключает, что причиной образования союза является изменение регулирования отрасли: “В январе 2006 года в силу вступит новая версия закона о регулировании алкогольного рынка, из-за чего отрасль будет консолидироваться, и мы одними из первых хотим начать этот процесс”.

Партнеры договорились, что группа “ОСТ” отдаст в совместное предприятие свой алкогольный бизнес (завод в подмосковной Черноголовке, систему дистрибуции и портфель брэндов). Со своей стороны, РВВК внесет свой портфель брэндов (главный – “Флагман”) и свою систему дистрибуции.

Между тем, источник в газете “Бизнес” сообщает, что владельцы РВВК давно хотели продать компанию и даже вели переговоры с группой SPI Юрия Шеффлера. Анонимный эксперт объясняет решение РВВК объединиться с группой “ОСТ” снижением продаж “Флагмана”, основного брэнда компании, а также окончанием контракта на дистрибуцию в России брэндов корпорации Allied Domecq, которую купили Pernod Richard и Future Brands.

Участники рынка считают создание СП логичным шагом. “Слияние производителя, “ОСТ-Алко”, и владельца одного из самых сильных брэндов, РВВК, вполне логично, – говорит генеральный брэнд-менеджер компании “Винэксим” (брэнд “Путинка’BB) Станислав Кауфман. – В этом случае компания может заниматься продуктом полностью, начиная от закупки спирта до продаж, которые сама контролирует”. С ним соглашается гендиректор группы “Кристаллгросс” Виктор Самойлов, который напоминает, что “Флагман” уже несколько лет разливается на “ОСТ-Алко”. “По сути, они уже давно слились”, – резюмирует Самойлов. Вместе с тем, игроки рынка не исключают, что следующим шагом может стать продажа СП стороннему инвестору.

Компания “Веда” также готовится к консолидации отрасли. Как сообщают “Ведомости”, “Веда” уже объявила о намерении увеличить свою долю на российском рынке в три раза за два года. На это компания готова тратить по $25 млн. в год, вкладывая их в изменение дистрибуторской системы, маркетинг и поглощение мелких конкурентов. Однако участники сомневаются, что изменение системы дистрибуции позволит “Веде” серьезно расширить свою долю на рынке. Президент корпорации “Петербургская широта” Дмитрий Хорошев считает, что “Веда” совершает крупную ошибку, делая ставку на собственных дистрибуторов в регионах. По мнению эксперта, это может привести к тому, что “Веда” потеряет лояльность местных дистрибуторов, имеющих стабильные связи с местными ритейлорами.

Той же позиции придерживается член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов: “Зачем тратить такие деньги на создание собственной дистрибуторской сети, когда можно пользоваться местной, вкладываясь лишь в рекламу?”. Локтионов считает, что разумнее вкладывать деньги в поглощение существующих местных производителей, так как “у населения всегда будет тяга к местным брэндам”.

Главным событием на рынке вин стала покупка Московским межреспубликанским винодельческим заводом (ММВЗ) завода “Корнет”. Председатель правления Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, комментируя ситуацию для журнала “Секрет фирмы”, отмечает, что покупка “Корнета” позволит ММВЗ дополнить свои плодово-ягодные вина шампанским и удержаться на стагнирующем винном рынке.

По мнению Шапкина, рынок отечественных вин фактически исчезает: в стране попросту нет большого объема такой продукции, как качественные местные вина. По мнению эксперта, застой в виноделии связан с отсутствием инвестиций в отрасль и ростом импорта.

Рынок пива чувствует себя куда более уверенно. Главными ньюсмейкерами по-прежнему остаются компании-лидеры. В центре внимания противодействие миноритарных акционеров “Балтики” слиянию российских заводов, принадлежащих холдингу ВВН. Как отмечает “Время новостей”, компания “Электромир” инициировала новое судебное разбирательство, в котором оспаривается операционная интеграция “Балтики” и красноярской “Пикры”.

“Топ-менеджеры пивоваренной компании в последнее время неоднократно говорили о том, что процедура слияния предприятий ВВН будет максимально прозрачной, а вся необходимая информация будет предоставлена рынку. Однако некоторые миноритарии “Балтики” уже недовольны тем, что не названо даже имя Инвестбанка, которому заказана оценка акций “Балтики”, “Вены”, “Пикры” и “Ярпива”, которые будут объединены через обмен ценными бумагами”, – отмечает “Время новостей”. Газета, однако, озвучивает и другую версию конфликта – нагнетание негатива вокруг ВВН направлена на то, чтобы вынудить холдинг предложить миноритариям выкупить у них акции по максимально высокой цене.

Не скрывает своего раздражения действиями “Электромира”, акционеров и председатель совета директоров “Балтики” Кристиан Рамм-Шмидт. Комментируя ситуацию для газеты “Бизнес”, он отметил, что компания, подавая иск, пытается достичь каких-то своих целей, а не защищать интересы миноритарных акционеров. Директор по правовым вопросам “Балтики” Антон Рогачевский добавил, что “это очередной бессмысленный иск и PR-кампания”. “Мы всегда действовали и будем действовать в соответствии с нормами российского законодательства и интересами наших акционеров”, – отметил Рогачевский.

Однако партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин, привлеченный в качестве эксперта газетой “Ведомости”, заявил, что у миноритариев есть шансы на победу: “В данном случае суд действительно может счесть, что сделка должна одобряться акционерами, и посчитать ее недействительной”. В свою очередь, аналитик ОФГ Алексей Кривошапко считает, что выигрыш “Электромира” в суде вряд ли повлияет на процесс слияния “Балтики” с “Пикрой”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ