Плодово-выгодные технологии

0:00
0

С приближением новогодних праздников журналистов особенно занимает вопрос: что будут пить россияне в волшебную ночь и тогда, когда развеется похмелье, чтобы уступить место так называемым трезвым трудовым будням. “Труд” в статье с роковым названием “Смертельная доза” предупреждает, что в Год огненной собаки на столичных прилавках появится еще больше поддельной водки. Обозреватель газеты Нина Егоршева считает, что отмена аккредитации предприятий на право поставки алкогольной продукции нанесет очередной удар по качеству алкоголя. Подчеркивается, что новые правила позволяют фирмам-однодневкам поставлять продукцию в магазины после получения лицензии. “Такая ситуация в Подмосковье уже была несколько лет назад, когда здесь работали 133 предприятия по выпуску водочных изделий, и только усилиями властей удалось сократить их число до 42”, – резюмирует автор.

“Экономика и Жизнь” также считает, что новому закону о госрегулировании рынка алкоголя не удастся достичь тех целей, ради реализации которых он и разрабатывался: “Основные контрольные функции передаются федеральным властям, в частности Роспотребнадзору. За регионами остается розничная торговля, которую они смогут контролировать и даже вводить ограничения на время продажи алкоголя, которые были отменены более пятнадцати лет назад. Но сможет ли такая рокировка решить главные проблемы, которые стоят перед отраслью? Представители бизнес-сообщества убеждены, что примерно 40 процентов населения из-за низких доходов не могут покупать водку дороже 30 руб. за бутылку. В то же время при существующей системе налогообложения бутылка водки не может стоить менее 70 руб. Здесь-то и замыкается круг “паленой” водки, по сути, теневой рынок совершенно объективно воспроизводится существующими в стране социально-экономическими условиями”.

“Московский комсомолец” подчеркивает, что ситуация усугубляется тем, что в России падает производство водки. Президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин, комментируя ситуацию для “МК” объясняет это тем, что российских алкогольщиков внутри страны стали зажимать импортеры”, которые не несут нагрузку по дополнительной маркировке продукции. “Результат: молдаване, грузины, испанцы и аргентинцы чувствуют себя на нашем рынке очень уверенно, – констатирует Шапкин. – А с нового года импорта будет еще больше – поставщикам отменили лицензии. Что касается экспорта, то на рынки Западной Европы и СНГ нас не пустят. Получаются сумасшедшие цифры: из той же Украины мы ввозим водки в 270 раз больше, чем вывозим к ним!”

Нужно отметить, что ситуация на российском рынке осложняется тем, что интересы отечественных компаний защищают сразу две организации, лоббирующие их интересы, – упомянутая выше Национальная алкогольная ассоциация и СУАР (Союз участников алкогольного рынка), который возглавляет Осман Парагульгов. Причем обе организации по-разному видят свою миссию и воспринимают друг другу не как соратников в напряженной борьбе по отстаиванию интересов отрасли, а как конкурентов. На сегодняшний день ассоциация Шапкина имеет гораздо более высокий индекс упоминания в СМИ, чем СУАР. В этой ситуации СУАР делает ставку на специализированные СМИ, для чего открыл пресс-клуб для журналистов, пишущих на алкогольную тематику. На заседании пресс-клуба присутствовала и корреспондент “Торговой газеты” Маргарита Лысикова.

Как пишет Лысикова, СУАР выражает обеспокоенность в связи и неэффективным администрированием алкогольного рынка, причем новые законы вместо того, чтобы улучшить ситуацию на рынке, “ставят на уши”, кардинально меняя работу законопослушных операторов. “Бизнес-сообщество считает, что многие положения этого документа усложнят работу легальных производителей алкоголя, но не спасут рынок от нелегальной продукции”, – делает выводы “Торговая газета”.

Правда в отличие от НАА, радеющей прежде всего за российские компании, СУАР беспокоится о судьбе импортеров. “Если не будут предприняты какие-то адекватные шаги со стороны тех, кто отвечает за подготовку и реализацию этого закона, то деятельность импорта с 1 января следующего года может остановиться месяцев на пять, – отмечает Маргарита Лысикова. – До сих пор не ясно, где будет происходить маркировка импортного алкогольного продукта. К сожалению, импортеров мало кто слушает”. Особенно беспокоит СУАР рынок вина. Как пишет “Торговая газета”, Россия, даже имея Кубань, Ставропольский край, Дагестан, все же не является страной массового винопроизводства.

Выводы СУАР, однако, делает примерно те же, что и НАА: “Новый закон из-за своих недостатков усилит муки легальных производителей алкоголя. Нелегалы же, законов не чтящие и не читающие, будут комфортно трудиться и заполнять своим товаром вынужденно опустевшую легальную нишу рынка”.

В то же время “Бизнес” всерьез обеспокоен проблемой регионального протекционизма. “”Чужая” водка под запретом”, – так называется статья Татьяны Алешкиной о борьбе администрации Орловской области с варягами. Как пишет газета, власти региона запретили ввоз на свою территорию вин и водки, произведенных в других регионах. Областное управления Роспотребнадзора сомнительную инициативу объясняет борьбой за качество продукции, однако участники рынка не сомневаются в том, что решение орловских властей – это в чистом виде лоббирование двух местных заводов, которые являются “карманными” заводами областной власти. Такое мнение “Бизнесу” высказал гендиректор ЗАО ХК “Ладога”, поставляющего в Орловскую область водку под брэндом “Царская”, Вениамин Грабар. По мнению предпринимателя, речь идет о бизнес-интересах областных властей, прикрытых псевдозаботой о конечном потребителе.

Ситуация в регионе вызвала возмущение и главы НАА Павла Шапкина, которые заявил, что подобные запреты нарушают принципы единого экономического пространства в стране.

Для журналистов, пишущих о ситуации на рынке водки, центральным событием стало подписание лицензионного договора “Союзплодоимпорта” с петербургским заводом “Ливиз” на выпуск водки под маркой Cristall. “Водка Cristall переехала из Москвы в Петербург”, – так называется статья Антона Сарайкина, опубликованная в газете “Ведомости”.

Подчеркивается, что это уже вторая марка, ранее принадлежавшая ТПГ, которую будет разливать “Ливиз”. В этом году структурам, близким к питерскому заводу, удалось аннулировать часть регистраций марки “Гжелка” за ТПГ и приступить к розливу этой водки на своем заводе в Петербурге. При этом ТПГ продолжает выпуск своей “Гжелки” и оспаривает в судах и через прокуратуру действия “Ливиза”.

Как отмечают “Ведомости”, президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко спокойно воспринял эту новость. “Эта водка почти не продается, брэнд закис, – так Зивенко объясняет причину прекращения выпуска этой водки на своем заводе. – Ничего у них не получится, у брэнда Cristall рынка нет, это дела давно минувших дней”. По словам Зивенко, чтобы выйти на значимые продажи, в продвижение марки понадобится вложить не менее $10 млн.

Директор по маркетингу группы “Русский алкоголь” Вадим Касьянов считает, что заявления Сергея Зивенко обоснованными: “Cristall ассоциируется у потребителей с московским заводом “Кристалл”, сложно представить, как они отнесутся к Cristall, выпущенной на петербургском заводе”. Эксперт считает, для реализации проекта в продвижение брэнда нужно вложить не менее $2-4 млн.

Не скрывает своего скептицизма и вице-президент по маркетингу РВВК Герман Климовский, подчеркивая, что “последние семь лет у Cristall практически не было коммуникации с потребителем”. Климовский сомневается, что Cristall сможет составить серьезную конкуренцию другим брэндам.

“Российская газета”, однако, подчеркивает, что “Союзплодоимпорт” эффективно управляет государственной собственностью в виде водочных брендов. “Русская водка как национальная ценность”, – так озаглавлена статья обозревателя газеты Семена Тихонова. Сообщается, что только в этом году “Союзплодоимпорт” заключил два новых лицензионных соглашения, тем самым расширив список заводов-партнеров. Вместе с тем, автор пишет, что знаменитые водочные марки Stolichnaya и Moskovskaya по-прежнему выпускает лучшее предприятие отрасли – “Московский завод “Кристалл”.

Главным событием на рынке вина стало приобретение завода шампанских вин “Корнет” Московским межреспубликанским винным заводом (ММВЗ). Эксперты потребительского рынка, комментируя сделку для газеты “Бизнес”, заявили, что покупка “Корнета” – стратегический шаг. “ММВЗ пытается выйти на более перспективные рынки: спрос на его основной продукт, вино, сокращается, приходится конкурировать с недорогой молдавской продукцией, а это приводит к сокращению рентабельности производства”, – говорит аналитик ИК “Финам” Ольга Самарец. По данным компании “Бизнес Аналитика”, доля рынка ММВЗ в денежном выражении действительно упала с 7,1 процента во втором квартале 2004 года до 5,8 процента в первом полугодии 2005-го.

В статье “”Плодово-выгодное” возвращается”, которая также опубликована в газете “Бизнес”, подчеркивается, что стагнация российского рынка вина заставляет производителей вина искать новые рынки. Так, в середине декабря Gerrus Group приступает к разливу ягодно-фруктовых вин под брэндом “Русская ягода”. “Новым маркам вина все труднее становится попасть на полки магазинов, а затем завоевать внимание потребителя. А ниша ягодно-фруктовых вин свободна, в ней присутствует лишь небольшой сегмент импортного сливового вина стоимостью от 200 руб. за бутылку”, – объясняет директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко. По его прогнозам, сегмент ягодно-фруктовых вин за пять лет вырастет до 10 процентов винного рынка.

Конкуренты Gerrus Group согласны с тем, что плодово-ягодные вина – интересный сегмент. “У этой ниши хорошие перспективы, потому что подобные вина из Японии и Китая идут нарасхват”, – говорит начальник управления технологии и контроля качества компании “Дионис-клуб” Николай Мехузла. Он предполагает, что в этот сегмент потянутся и другие производители.

С экспертами не соглашаются производители премиального сегмента. “Вином по определению называется напиток, сделанный из винограда”, – возмущается член совета директоров Chateau le Grand Vostock Елена Денисова.

Однако подобные эксперименты вполне соотносятся с современными тенденциями развития рынка, размывающими границы понятий. Например, “Вечерняя Москва” пишет о начале выпуска “здорового пива” немецкой компанией Karla Well- Be. Производители считают, что “здоровое пиво” способно на все – от успокоения нервов до предотвращения рака, так как “приносит спокойствие и равновесие благодаря своему составу из трав и низкому содержанию алкоголя”. Сей нестандартный продукт и продвигаться должен по-особому. “Здоровое пиво” разливается в красивые стеклянные бутылки и продается в аптеках. Аптекари утверждают, что в некоторые дни они продают больше пива, чем аспирина, и что иногда люди стали покупать пиво вместо снотворного. В то же время эксперты по проблемам алкоголизма относятся к этому продукту весьма скептически. По их мнению, пиво вредно для здоровья и ему не должно быть места в аптеке, иначе люди будут считать, что в их увлечении этим напитком нет ничего страшного.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ