Регионы пытаются вернуть контроль над оптовым рынком

0:00
0

Поправки в федеральный закон “О госрегулировании спирта” наносят ощутимый ущерб интересам регионов. Однако местные власти будут пытаться вернуть себе контроль над оптовым рынком алкоголя. Как отмечает “Бизнес”, учитывая жесткий дефицит времени, депутаты Мосгордумы и Мособлдумы решили “торпедировать” неугодный им закон не через Госдуму, а написав письмо президенту, в котором они просят отменить грядущие новации.

Авторы обращения утверждают, что поправки приведут к хаосу на рынке алкоголя и полному отсутствию контроля над ним со стороны властей. По мнению экспертов, эти волнения небезосновательны. “Вместо сложившегося контроля над 160 акцизными складами властям Москвы и Подмосковья с нового года придется налаживать новую систему контроля – уже над торгующей алкоголем 31 тыс. торговых предприятий”, – констатирует “Бизнес”.

Вместе с тем, игроки алкогольного рынка убеждены, что региональные власти заботятся “далеко не только о здоровье потребителей”. Вице-президент по маркетингу компании “Русский алкоголь” Вадим Касьянов утверждает, что именно в условиях существования акцизных складов производство суррогатного алкоголя выросло в десятки раз. Кроме того, региональные власти под предлогом плохого качества продукции не пускают на местные рынки производителей из других регионов. “Если бы региональные власти действительно были способны эффективно следить за качеством алкоголя, то этого бы не происходило”,- резюмирует эксперт. Касьянов также подчеркивает, что рыночная экономика требует равных правил игры для всех производителей.

Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко также поддерживает отмену регионального контроля. По его мнению, дополнительные полтора месяца задержки продукции – это лишний барьер на пути продукции к потребителю. При этом Зивенко опасается, если президент оставит принятые поправки в силе, есть опасность, что регионы попытаются ввести собственные стандарты качества продукции, но считает такой сценарий маловероятным.

Такой же позиции придерживается “Газета”. В статье Марии Соловиченко “Алкогольная зависимость” подчеркивается, что “в депутатской борьбе за справедливость явно угадывается стремление московских властей вернуть в свои руки рычаг давления на алкогольном рынке, которого чиновников фактически лишил принятый закон”.

Национальный союз участников алкогольного рынка, комментирующий новый закон по просьбе “Российской Бизнес-газеты”, высказал опасения, что водочная индустрия не готова принять новые правила игры. По оценке экспертов, новый механизм госрегулирования производства и оборота этилового спирта может привести к тому, что потребитель окажется “один на один с производителем недоброкачественной и опасной для здоровья алкогольной продукции”.

Аналогично оценили нововведения участники совещания в ТПП. “Бизнес-сообщество решительно отказывается конкурировать с прохиндеями, которым фактически развязывают руки, – такую оценку дал дискуссии в Торговой палате обозреватель “Российской Бизнес-газеты” Михаил Махлин – Абсурдность ситуации еще и в том, что Евросоюз, многие наши будущие партнеры по ВТО ужесточают госрегулирование и госконтроль за алкоголем, опасаясь угроз биотерроризма. Поэтому введение закона в действие, по мнению участников совещания, целесообразно отодвинуть до тех пор, пока не будет готовности его исполнять. Ведь даже необходимые подзаконные акты еще не приняты”, – отмечает автор статьи”.

Махлин считает, что незаконный оборот алкоголя своей изощренностью, разветвленностью, отлаженной системой производства и сбыта, а главное – социальными последствиями все больше напоминает наркоторговлю. “Для борьбы с последней, как известно, было создано специальное ведомство. На общероссийское совещание приглашали представителя МВД, но безответно”, – констатирует автор.

В другом ключе комментирует нововведение иркутская газета “Конкурент”. Автор статьи “Водка в законе” Наталья Гаврилова подчеркивает, что изменения в законодательство вносятся “на фоне сокращения игроков на рынке и под угрозой потери самостоятельности”.

Например, крупнейший в регионе производитель алкогольной продукции ОАО “Кедр” в связи с обновлением законодательства в сфере оборота спиртосодержащей продукции увеличивает более чем в пятьсот раз уставный капитал компании. Согласно новому закону, уставный капитал производителя этилового спирта должен быть не меньше 10 млн. рублей, а производителя водки – 50 млн. рублей.

Как сообщил зам. гендиректора ОАО “Кедр” В. Елизаров, компания не обращала внимания на свой уставный капитал фактически со времен приватизации. Сегодня он составляет 91 тыс. рублей и разбит на 91 тыс. акций номинальной стоимостью 1 рубль. Нарастить уставный капитал планируется путем увеличения номинальной стоимости акций.

Елизаров не сомневается, что изменения в уставе компании будут приняты акционерами, поскольку собрание инициировало “Росспиртпром”, владеющее 51 процентов акций “Кедра”. По мнению Владислава Кочеткова из ИК “Финам”, у компаний, контролируемых “Росспиртпромом”, проблем с уставным капиталом не будет – другое дело, независимые компании, некоторым из которых потребуется по причине нехватки активов придется оплатить увеличение капитала деньгами. Однако, как отмечает Кочетков, “со свободными средствами у водочников имеются сложности”.

“Вероятно, региональным компаниям придется расстаться с самостоятельностью, – делает выводы Наталья Гаврилова. – Есть шансы уцелеть лишь компаниям с достаточно закрытыми для проникновения конкурентов рынками, таким, как “Татспиртпром”, “Башспирт”. А в большинстве своем мелкие игроки и середнячки, испытывающие финансовые трудности, по прогнозам аналитиков, уже в ближайшее время пойдут с молотка”.

В то время как российские водочники не перестают возмущаться экспансией украинских игроков, пивоваренная компания “Балтика” осваивает рынки сопредельных государств. Обозреватель “Бизнеса” Василий Дмитриев в статье “Иностранная “Балтика”” сообщает, что компания запускает производство собственных марок на киевском пивзаводе “Славутич”, которым владеет основной акционер “Балтики” Baltic Beverage Holding. Президент “Балтики” А. Артемьев подчеркивает, что на “Славутиче” уже ведется подготовка оборудования. “Начать разлив планируем в начале следующего года”, – говорит Артемьев.

В Казахстане “Балтика” организует розлив пива на заводе “Ак-Нар”, также принадлежащем акционерам компании. Косвенным подтверждением этой информации является заявление зампредседателя правления Carlsberg Пола Бергквиста, являющегося совладельцем холдинга ВВН, сделанное в конце сентября. Г-н Бергквист сообщил, что мощности “Ак-Нар” будут увеличены с 10 млн. до 21 млн. дал в год. На развитие дистрибуции и маркетинга в Казахстане BBH планирует потратить 35 млн. евро.

Участники рынка полагают, что, начиная разлив пива на Украине и в Казахстане, “Балтика” сокращает издержки, однако сомневаются, что это позволит серьезно увеличить рыночную долю российского пива. “Сейчас доля “Балтики” в некоторых регионах достигнет трех процентов. Компания сэкономит на логистике, однако вряд ли только за счет снижения цены сможет увеличить лояльность марке на Украине”, – отмечает директор по внешнеэкономическим вопросам украинского “Оболоня” Сергей Кравец. С ним соглашается аналитик ОФГ Алексей Кривошапко, отмечая, что “Балтика” может увеличить долю на рынках СНГ только за счет русскоязычного населения.

При этом PR-директор Sun Interbrew Ukraine Анна Захараш отмечает, что сегмент лицензионного пива на Украине постоянно растет и составляет 2,5 процента рынка, что может усилить позиции “Балтики” в лицензионном сегменте, снизив затраты с импортом продукции, а также нарастить долю на локальном рынке.

Инновациям на заводе “Балтика” также посвящена статья “BBH объединяет сбыт”, опубликованная в “Коммерсанте”. Президент компании А. Артемьев сообщил деловой газете о планах холдинга BBH объединить системы продаж. На первом этапе новая структура объединит сбыт трех заводов BBH – “Балтики”, “Вены” и “Пикры”. Четвертый завод холдинга, “Ярпиво”, пока будет торговать своим пивом самостоятельно. “Компания присоединится к нам, как только будет готова”, – объясняет свое решение Артемьев. “Однако очевидно, что причина этого решения в разгоревшемся вокруг “Ярпива” акционерном конфликте, – считает “Коммерсантъ”. – Миноритарии присоединенного на прошлой неделе к “Ярпиву” Воронежского пивзавода сочли оценку своего предприятия заниженной и, следовательно, недооцененными свои акции. Акционеры обратились в суд с требованием провести повторную оценку, а объединение признать нелегитимным”.

Реструктуризация продаж BBH неизбежно повлечет за собой сокращение дистрибуторов заводов холдинга, количество которых сейчас превышает 200. Сами дистрибуторы к возможным потерям прямых контрактов с заводами BBH уже готовы, отмечает “Коммерсантъ”.

В свою очередь компания “Альфа” привлекает партнеров по реконструкции владивостокского предприятия “Пивоиндустрии Приморья”. Как отмечает “Бизнес”, “Альфа” будет сотрудничать с Международной финансовой корпорацией (IFC). Партнеры планируют вложить в реконструкцию завода $57 млн., из них $14 млн. придется на кредит IFC. Также корпорация за $5,25 млн. получит 10-15 процентов ПИП.

Участники рынка полагают, что привлечение IFC поможет “Альфе-эко” сэкономить на модернизации завода, после чего он будет продан одной из транснациональных пивоваренных компаний. Такое мнение, в частности, высказал коммерческий директор “Очакова” В. Меркулов: “Привлекая непрофильного инвестора, “Альфа-эко” в очередной раз демонстрирует, что планирует продавать ПИП. Но теперь этот процесс может затянуться: для получения большей доходности они будут вкладываться в переоснащение оборудования, логистику, а на это требуется время”.

В центре внимания газеты “Ведомости” кадровые перестановки в “Балтике” – из компании уходит директор по продажам Гавриил Навроцкий. Сам Навроцкий свое решение объясняет тем, что хочет строить и развивать новый бизнес. Обязанности Навроцкого в пивоваренной компании будут распределены среди трех человек. Вице-президентом по продажам “Балтики” станет Виктор Симак, занимавший аналогичную должность во входящей в BBH пивоварне “Вена”. Он будет отвечать за Северо-Запад, Москву и Юг. Два вновь назначенных директора по продажам будут курировать остальные регионы. Олег Бурханов из BBH будет отвечать за Сибирь и Дальний Восток, Вячеслав Семенихин, замдиректора по продажам “Балтики”, будет курировать дистрибуцию в Поволжье и на Урале. Руководитель пресс-службы “Балтики” Алексей Кедрин уточнил, что усиление региональных подразделений связано с присоединением к компании других пивоварен BBH – “Вены”, “Пикры”.

Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко удивлен решением “Балтики” разделить обязанности директора по продажам между тремя менеджерами. По его словам, “в крупной компании должен быть один человек, отвечающий за дистрибуцию”. Такого же мнения придерживается аналитик Альфа-банка Елена Бороденко, которая отмечает, что “в системе продаж должна быть четкая координация оперативной деятельности”.

Вместе с тем, Е. Бороденко признает, что “Балтика” активно развивается, а потому “одному человеку трудно было бы управлять всей дистрибуцией”. С ней согласен аналитик “УралСиба” Марат Ибрагимов. Он говорит, что “внимание к продажам не должно ослабевать, а при темпах развития “Балтики” один человек не мог бы постоянно на высоком уровне управлять системой дистрибуции”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ