По маленькой: новый закон о госрегулировании алкоголя приведет к поглощению мелких компаний

0:00
0

“Российский рынок алкоголя ждут революционные изменения: половина игроков уйдет с рынка, а остальные попадут под жесткий контроль государства”, – такие выводы делает “Коммерсантъ”, комментируя новый закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта”. Эксперты считают, что вступление в силу новых правил игры неизбежно приведет к сокращению числа компаний, работающих на рынке.

“Минимальный уставный капитал – это серьезный барьер для мелких производителей, зачастую специализирующихся на выпуске нелегальной продукции. Им сложнее будет получить лицензию, а значит, они уйдут. Либо им придется переходить под крыло крупных общефедеральных игроков”, – считает совладелец холдинга “Ладога” Вениамин Грабар.

Глава Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин, в свою очередь, отмечает, что новый закон существенно ограничивает полномочия регионов. Выводы он делает те же, что и Вениамин Грабар: “Отменяются акцизные склады, системы контроля качества, не надо получать региональные спецмарки, аккредитовываться поставщикам алкогольной продукции. Все это на руку крупным компаниям”.

По прогнозу “Коммерсанта” количество игроков алкогольного рынка сократится чуть ли не вдвое, хотя за последние три года число производителей водки в России сократилось с 700 до 400 заводов. Обозреватели газеты Дмитрий Добров, Роман Овчинников считают, что резкое сокращение числа участников рынка позволит государству намного жестче контролировать продавцов алкоголя. По их мнению, “этим дело не ограничивается”, так как правительство пока не отказалось от идеи создания государственной акционерной компании, через которую будут проходить 100% поставок спирта со спиртзаводов на ликероводочные предприятия. По информации источников “Коммерсанта” соответствующие поправки, прописывающие создание ГАК, могут быть внесены в Госдуму уже весной будущего года.

Одним из немногих сторонников введения госмонополии на алкоголь является менеджмент “Росспиртпрома”. Заместитель гендиректора предприятия Игорь Чуян в интервью “Коммерсанту” делает безапелляционное заявление: “Правильное решение тут только одно – перенос всей ставки акциза на спирт и введение госмонополии на оборот спирта в стране путем создания государственной акционерной компании, через которую все ЛВЗ будут осуществлять закупку сырья. Больше никаких решений нет и быть не может”. При этом, если верить Чуяну, любой ЛВЗ сможет по-прежнему покупать спирт у полюбившегося ему поставщика и по выгодной цене, а ГАК не будет вмешиваться во взаимоотношения между двумя независимыми хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, Игорь Чуян разделяет опасения своих конкурентов в отношении нового закона о госрегулировании алкогольной отрасли: “Могу лишь сказать, что первые полгода-год на рынке будет бардак. Как будут клеиться новые акцизные марки, непонятно, какие они должны быть, никто не знает, а осталось всего три месяца”.

Противоречиво относится к новому закону и директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Европейского делового клуба Александр Романов, который также был привлечен газетой “Коммерсантъ” в качестве эксперта. Как отмечает Романов, с одной стороны, в законе много позитивного, так как он устранил “позорные региональные торговые барьеры, в первую очередь акцизные склады”. Вместе с тем, требование по маркировке импортной продукции исключительно на территории России Александр Романов считает сомнительным: “Это означает, что импортер должен ввезти свой товар в страну, доставить его, например, на склад временного хранения, там вынуть всю продукцию из коробов, нанести на бутылки марки и лишь потом поставить ее в оптовую и розничную сети. Допустим, есть импортеры, которые в год ввозят по несколько коробок. Им, может быть, в России маркировать свою продукцию было бы даже проще. Но что делать крупным компаниям, импорт которых исчисляется миллионами бутылок?”

Александр Романов не сомневается, что непродуманный закон вызовет резкий рост “серого” импорта. “Я предполагаю, что если немедленно не будут внесены дополнения в закон в части перечня документов для получения акцизных марок, импорт вообще станет диким”, – предостерегает Романов.

Однако глава холдинга “Винный мир” Петр Каныгин, также давший интервью газете “Коммерсантъ”, спокойно отнесся к новому закону: “Мы всегда должны быть готовы к изменениям правил игры на рынке. Сегодня для нас удлинилась логистика, но работать мы не прекратили”. Однако Каныгин, как и другие эксперты, признал, что пострадавший стороной станут мелкие компании: “Любой крупный импортер держит трехмесячный запас марок. От новых правил пострадают скорее мелкие компании, которые не смогут позволить себе планового простоя. Такие небольшие фирмы составляют до четверти всего рынка”.

Лагерь противников введения ГАК по-прежнему возглавляет Герман Греф. Как пишет “Экономическая газета”, в Минэкономраэвития России считают, что основания для введения госмономополии на производство алкогольной продукции пока отсутствуют. В свою очередь генеральный директор ФГУП Росспиртпром Петр Мясоедов высказал мнение, что необходимо ввести монополию на оборот спирта, отметив также, что необходимо ужесточить административно-правовую ответственность в сфере производства алкоголя.

На другом полюсе – силовики. “Милиция жаждет госмонополии на алкоголь”, – такие выводы можно сделать из публикации в журнале “Коммерсантъ-Деньги”. В МВД не сомневаются, что создание ГАК будет способствовать оздоровлению обстановки на алкогольном рынке страны, упорядочению контроля за реализацией ликероводочной продукции и дополнительным поступлениям в бюджеты всех уровней.

В то время как правительство занято регулированием алкогольных потоков, россияне “разлюбили водку”. Во всяком случае, такие выводы делает обозреватель “Новых известий” Андрей Гулютин, комментируя результаты исследований Росстата и Национальной алкогольной ассоциации. Согласно статданным, с начала года по сентябрь производство спиртного в России снизилось на 7,1% по сравнению с девятью месяцами прошлого года. При этом этилового спирта – основы большей части крепкого алкоголя – произведено на 7,6% меньше, чем год назад. Однако у виноделов дела обстоят еще хуже – сокращение составило 20,7%.

Сами участники рынка склонны винить в падении производства иностранных конкурентов (особенно молдавских и украинских), которые вытесняют отечественное спиртное с прилавков. Жалуются они и на наплыв контрафактной продукции из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Однако независимые эксперты, не отрицая этих факторов, ставят на первое место совсем другую причину. По их мнению, производство спирта и водки падает вслед за падением спроса на крепкий алкоголь, а отечественные вина просто не выдерживают конкуренции в категории “цена – качество”.

“Сейчас меняется культура потребления, – пояснила аналитик компании “Образ” Елена Любимова. – Люди стали больше пить слабоалкогольных напитков, коктейлей, пива”. По словам эксперта, производство пенного напитка за то же время, наоборот, выросло в стране более чем на 10%. А шампанских и игристых вин стали выпускать на 21,2% больше.

Несмотря на то, что эксперты не склонны переоценивать влияние на российский рынок сопредельных государств, Москва ведет ожесточенную алкогольную войну с Кишеневом. “Россия пресекает молдавский импорт на корню”, – так озаглавлена статья в “Коммерсанте”, посвященная закрытию крупнейшего молдавского производителя коньяка компании “Бардар”. Причина закрытия завода проста – закончились российские акцизные марки, без которых в Россию не может быть привезена ни одна бутылка алкоголя.

Глава НАА Павел Шапкин не скрывает своего беспокойства в связи с ситуацией, сложившейся в Молдавии: “Бардар” – крупный производитель, но ценообразование рынка зависит от таких компаний, как Barza Albe, Kvint и Aroma. Если закроются они, то цены на коньяки и другой алкоголь в России вырастут моментально на 15-20%. Демократичная стоимость молдавской продукции была сдерживающим фактором для всего рынка”.

Власти Молдавии также обеспокоены проблемой фальсификации вин. “Бизнес” со ссылкой на РБК пишет о намерении Молдавии запретить использование республиканских брэндов в названии вин, приготовленных купажным методом из молдавского сырья и сырья других стран. Кроме того, как сообщил президент Союза экспортеров молдавских вин Георгий Козуб, планируется постепенно уменьшать объем вин, экспортируемых наливом. По его словам, совместно с российскими импортерами виноделы республики разрабатывают программы поднятия престижа молдавских вин и их продвижения на рынке.

На рынке пива тон задает Sun Interbrew и Heineken. “Коммерсантъ-Власть” в рубрике “Российские рекорды” представляет компанию в номинации “Самый значительный передел рынка”. Сообщается, что холдинг Inbev S.A., представленный в России Sun Interbrew, купил за 201 миллионов долларов пивоваренную компанию “Тинькофф”. Благодаря новому приобретению Sun Interbrew доведет свою долю на российском рынке до 16,4%, ликвидирует дефицит производственных мощностей и сможет начать борьбу за привлекательный рынок Санкт-Петербурга, где до сих пор довольствовалась лишь скромной долей. Ближайший конкурент Sun Interbrew концерн Heineken, в свою очередь приобрел группу компаний “Пивоварни Ивана Таранова” за 560 миллионов долларов. Этой покупкой Heineken завершит региональную экспансию, получив таким образом активы в наиболее интересных для него регионах. Доля Heineken на российском рынке после консолидации активов достигнет 15%.

На рынке прохладительных напитков в центре внимания СМИ конфликт вокруг компаний “Кока-Кола” и “Пепси-Кола”. Как пишет “Газета”, Гагаринский суд Москвы начнет рассмотрение иска с требованием обязать Роспотребнадзор провести дополнительную экспертизу продукции компаний на организм ребенка.

“Ведомости” пишут о проблемах Coca-Cola Company в Самаре. Новостной повод такой же – конфликт с правоохранительными органами. Сообщается, что прокуратура Приволжско-Уральского военного округа выиграла иск против компании “Кока-Кола Эчбиси Евразия” о признании недействительным договора купли-продажи корпуса в Самаре, в котором сейчас размещается основное производство безалкогольных напитков компании.

Однако в компании Coca-Cola не согласны с решением суда. “Компания является добросовестным приобретателем и будет обжаловать решение суда”, – заявила представитель “Кока-Кола Эчбиси Евразия” Анна Козловская.

Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что до 10 ноября компания воспользуется своим правом оспорить решение апелляционной инстанции в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа. По мнению представителя юридической компании Legas Елены Герасимовой, “Кока-Кола Эчбиси Евразия” придется вернуть имущество, поскольку требование суда правомерно. По мнению Герасимовой, единственный выход для Coca-Cola – доказать в суде, что купленное ею имущество изменилось и представляет собой объект, на который кредиторы претендовать не могут.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ