О вкусах не спорят: "Балтика" презентует пиво с перцем чили, а американская Jones Soda газировку "Гнилая клубника"

0:00
0

Призрак бродит по России, призрак алкогольной монополии. Примерно такие выводы можно сделать после прочтения опубликованной в “Московских новостях” статье Натальи Алякринской “Государство поиграет в монополию”. Алякринская пригласила к дискуссии на тему механизмов регулирования российского алкогольного рынка главу Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерия Драганова и председателя правления Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина и гендиректора “Росспиртпрома” Петра Мясоедова.

Драганов пообещал, что дума с вопросом о введении монополии торопиться не будет, придерживаясь “тактики взвешенного анализа”. Более того, к разработке законопроектов будут привлечены и игроки алкогольного рынка. “Мы попросим бизнес помочь смоделировать эту ситуацию на базе одной из компаний, – отметил Драганов. – Возьмем некий объем спирта, заведем его в правовое поле, как будто на него существует монополия, и посмотрим, как он себя поведет. Там будет и псевдоагрессивный теневой бизнес, который попытается скупить чиновников на корню, и конкуренция, насколько она возможна в условиях госмонополии”.

Вместе с тем, Валерий Драганов подчеркнул, что единая государственная автоматизированная система контроля и учета спирта будет введена уже с нового года. “Так что частично мы входим в монополию уже с января. Важно понимать, что государству нужна не собственность, а достоверная информация о рынке и полноценный контроль за ним”, – резюмирует депутат.

Павел Шапкин, в свою очередь, отмечает, что разговоры о введении государственной монополии преждевременны до тех пор, пока не будет получен практический опыт реализации 102-го закона о системе контроля и учета спирта, который уже несет достаточно революционные изменения для алкогольного рынка в плане его легализации. Шапкин считает, что достаточно проанализировать опыт работы “Росспиртпрома”, чтобы убедиться в бесперспективности введения монополии. “У нас нет примера, когда государственное управление в современных условиях оказывалось бы эффективным, – утверждает глава НАА – Иначе страна никогда не отказалась бы от социализма и не пришла бы к рыночной экономике”.

Его оппонент Петр Мясоедов придерживается принципиально другой позиции. “Введение государственной монополии на оптовый оборот спирта необходимо, – заявил Мясоедов Наталье Алякринской – Однако предварительно надо решить целый ряд проблем. В первую очередь создать единый федеральный орган управления ликероводочной отраслью. Отсутствует персонифицированная ответственность за положение в отрасли. Разрозненность действий органов власти ведет к созданию благоприятных условий для процветания теневых производителей спирта и ликероводочных изделий. Требуется и изменение законодательства в части налогообложения и регулирования производства и оборота алкогольной продукции”.

“Росспиртпром” предлагает создать федеральное казенное предприятие, наделив его монопольным правом на оптовую закупку всех спиртов и их последующую продажу предприятиям – производителям ликероводочных изделий. “Это обеспечит ее реальную прозрачность, радикальное сокращение доли теневого рынка, сокращение смертности населения от нелегальной продукции, кардинальное увеличение поступлений в бюджеты всех уровней”, – утверждает Петр Мясоедов.

“Время новостей”, в свою очередь, утверждает, что государство не готово к тотальному контролю за производством алкоголя. Комментируя парламентские прения, обозреватель газеты Ирина Склярова отмечает, что “представления о том, в каком виде возможно введение госмонополии на спирт и реально ли это вообще, в головах участников мероприятия так и не сложились”: “Единственное, на чем они сошлись, – монополия не должна копировать структуру “Росспиртпрома”, контролирующего производство 60% спирта и показавшего полную неспособность навести порядок на рынке”.

В центре внимания газеты “Ведомости” покупке тульского ликероводочного завода “Весна” группой “Промышленные инвесторы” Сергея Генералова. Алкогольными активами группы “Промышленные инвесторы” Сергея Генералова с сентября 2003 года управляет ЗАО “Группа компаний “Русский алкоголь” (водочный завод “Топаз”).

Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко говорит, что прежние владельцы просили за завод около 12 миллионов долларов. Зивенко считает эту цену справедливой. “Если “Русский алкоголь” грамотно подойдет к управлению этим активом, они смогут добиться значимой доли на локальном рынке”, – считает Сергей Зивенко.

Директор по маркетингу “Русского алкоголя” Вадим Касьянов сообщает, что завод “Весна” был приобретен из-за марочного портфеля и для удобства вхождения на тульский рынок. В частности, группу заинтересовала марка “Калинов луг”, которую компания хочет вывести на федеральный уровень.

В свою очередь, “Альфа-Эко” проявляет интерес к ТПГ “Кристалл” и готова заплатить за контроль над компанией 100 миллионов долларов. Участники рынка, опрошенные газетой “Бизнес” считают, что “Альфа” покупает “Кристалл” для дальнейшей перепродажи стратегическому инвестору. “Сделка может быть закрыта уже в ближайшие полтора-два месяца”, – сообщил “Бизнесу” источник, знакомый с ходом переговоров.

Владелец ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко не опроверг факт ведения переговоров с “Альфа-Эко”, отметив, однако, что сделка еще не закрыта. От дальнейших комментариев Зивенко отказался. Президент “Альфа-Эко” Александр Савин также не стал обсуждать с корреспондентом “Бизнеса” эту тему.

Эксперты “Кристалла” разошлись в оценке причин ухода Сергея Зивенко из алкогольного бизнеса. “У ТПГ неопределенная ситуация с “Гжелкой”, – рассуждает президент Nemiroff Яков Грибов – Поэтому компании необходимо вкладываться в продвижение новых марок, но на фоне растущей конкуренции инвестиции в продвижение стали более рискованными”.

“Бизнес” напоминает, что покупка ТПГ “Кристалл” – уже второй проект “Альфа-Эко” на алкогольном рынке. В 2000 году компания купила у потомков Петра Смирнова брэнд “Смирновъ”. Сейчас водка под этой маркой разливается на заводе “Алкон” в Новгороде. Президент холдинга “Промышленные инвесторы” Сергей Генералов предполагает, что при наличии брэнда “Смирновъ” и прекрасных производственных мощностей ТПГ “Кристалл” “Альфа-Эко” “может создать очень интересного и конкурентоспособного игрока в этой отрасли”.

“Бизнес” отмечает полагает, что интерес “Альфы” к алкогольной отрасли только на первый взгляд выглядит странно. Газета не исключает, что интерес к алкогольным активам может быть связан с готовящейся приватизацией “Росспиртпрома”.

“Коммерсантъ” также проявляет интерес к событиям вокруг бренда “Кристалл”, однако в статье, опубликованной в этой газете речь идет о разрыве отношений дистрибуторской компании “Кристалл” с московским ЛВЗ “Кристалл”. Сообщается, что весь портфель марок, ранее продаваемых через “Кристалл-Гросс”, перешел к другому дистрибутору – “Кристалл-Лефортово”. В “Кристалл-Гросс” заявляют, что прекратили работу с московским ЛВЗ по собственной инициативе. Однако конкуренты компании утверждают, что дистрибутор не выполнял план продаж.

“В договоре предусмотрен минимальный объем в 40 тысяч дал в месяц, – говорит гендиректор “Кристалл-Лефортово” Виктор Алексеев. – Предыдущий дистрибутор этот объем не выбирал”. По словам господина Алексеева, его компания намерена провести ребрэндинг некогда популярных водок для того, чтобы повысить продажи. Эксперты, опрошенные “Коммерсантом”, предположили, что уход “Кристалл-Гросс” с московского “Кристалла” может отразиться на объемах реализации этого дистрибутора.

О ситуации вокруг “Кристалл-Гросс” говорится и в публикации обозревателя журнала “Секрет фирмы” Марины Смовж под интригующим названием “Маневры при 40 градусах”. Как стало известно СФ, “Кристалл Гросс” готовит собственный производственный плацдарм.

“Сотрудничество “Кристалл Гросса” с МЗК было своего рода маркетинговым ходом, – отмечает Марина Смовж. – Топ-менеджеры завода всегда говорили, что чья бы водка на нем ни выпускалась, она фактически пользуется торговым знаком московского “Кристалла”, которому потребитель доверяет. Но “Кристалл Гросс” отказался от такого конкурентного преимущества”. Некоторые участники рынка, опрошенные журналом “Секрет фирмы” отмечают такую возможную причину разрыва отношений “Кристалл Гросса” с МЗК: “Московский “Кристалл” – предприятие, сильно завязанное на политике. Это место постоянного столкновения интересов, предмет споров, поэтому не зависеть от него значит быть свободным от интриг”.

Гендиректор компании”Кристалл Гросса” Виктор Самойлов утверждает, что борьба за потребителя на водочном рынке сегодня в полном разгаре: “Победят 10-15 вертикально интегрированных компаний, которые и поделят рынок между собой. Главные их преимущества – собственная производственная база, портфель сильных брэндов, развитая система сбыта”.

При этом для российских компаний одной из самых серьезных проблем является конкуренция с сильными украинскими игроками. Как утверждает обозреватель “Комсомольской правды” Дмитрий Парамонов, российские ЛВЗ оказались недостаточно подготовленными к появлению на рынке новых игроков и нередко проигрывают по технической оснащенности предприятий. Например, на украинском ЛВЗ “Хортиця”, который 70% продукции выставляет на экспорт, весь производственный комплекс завода автоматизирован и контролируется процессорной техникой. “Подобное установленному здесь оборудование смогли себе позволить лишь три ведущих завода в мире, где производят “Стерлинг”, “Абсолют” и “Смирнофф”, – констатирует “КП”.

На рынке вина главные баталии ведутся вокруг старого бренда “Советское шампанское”. Как отмечает “Коммерсантъ”, российские производители “Советского шампанского” намерены выступить против планов “Союзплодоимпорта” передать дистрибуцию бренда в руки одной компании.

В неофициальных беседах производители шампанского указывают, что уже заплатили ФКП в качестве роялти с начала года около 75 миллионов рублей и лишаться доходов от реализации “Советского” не намерены. Кроме того, производители “Советского” указывают, что один дистрибутор просто не справится с продажами всего “Советского”. “Это товар с ярко выраженной сезонностью,- отмечают в “Истоке”.- В моменты максимального спроса распределить весь объем за счет одной компании просто нереально”.

“Коммерсантъ” подчеркивает, что это уже не первое выступление производителей игристых вин против ФКП. Сразу после известия о закреплении прав на “Советское” за “Союзплодоимпортом” крупнейшие комбинаты шампанских вин попытались аннулировать регистрацию этого товарного знака, подав соответствующую жалобу в Роспатент. Однако жалоба была отклонена. После этого, производители “Советского” боевые действия против ФКП прекратили. Исключением стал лишь Нижегородский комбинат шампанских вин, который до сих пор без особого успеха пытается оспорить права ФКП на этот товарный знак. “Скорее всего, нынешнее выступление производителей также закончится ничем”, – резюмирует “Коммерсантъ”.

Пивоваренные компании пытаются удивить пресыщенных потребителей эксклюзивными новинками. “Балтика жжет” – под таким заголовком появилась статья в “Ведомостях” о планах компании выпустить на рынок оригинальное пиво с добавлением перца чили.

Как рассказал “Ведомостям” замдиректора по маркетингу “Балтики” Вадим Смоленкин, пиво “с ярко выраженным ароматом и остротой перца чили” поступит в продажу в начале ноября и будет разливаться в алюминиевую банку, украшенную “языками пламени”. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко оценивает вложения “Балтики” в рекламу нового брэнда в 2-3 миллиона долларов.

“Ведомости” отмечают, что это уже не первая попытка “Балтики” вывести на рынок пиво с нетрадиционным вкусом. В конце 2001 г. пивоварня начала разливать пивные коктейли Party-Mix со вкусом вишни, лимона, апельсина и кофе. Летом 2002 года их максимальная доля, по данным “Бизнес Аналитики”, не превышала 0,7% рынка, и в итоге выпуск коктейлей был прекращен. Вслед за “Балтикой” вынуждена была отказаться от продажи пива “Белые ночи” со вкусом лимона, черной смородины и малины и компания Heinekein. SUN Interbrew тем временем отлаживает механизм продаж фирменного пива в сети магазинов “Патэрсон”. Директор по продажам SUN Interbrew Анатолий Попов уточнил, что его компания будет заниматься в “Патэрсоне” категорийным менеджментом. Теперь SUN Interbrew совместно с “Патэрсоном” определяет ассортимент пива в магазинах сети, цену напитка, товарные запасы, вопросы мерчендайзинга и др. “Ведомости” посвятили инновации статью с заголовком-шарадой “Совместный “ПАТЭРSUN”.

SUN рекомендовала “Патэрсону” сократить пивной ассортимент в два раза, убрав малопродаваемые позиции. Из своих марок SUN убрал брэнды “Сибирская Корона Янтарное”, Leffe Brun, “Клинское редкое”, почистили “Аррива” 0,33, Back’s 0,33. Из ассортимента также убрали “Три медведя” и “Красный восток”, сильно “почистили” сорта “Бочкарева”, “Сокола”, Tuborg и т. д. После этого, по словам Сенюк, продажи пива в сети выросли за семь месяцев на 15-20% к аналогичному периоду 2004 года. В SUN Interbrew сообщили, что их продажи через “Патэрсон” также выросли.

“Ведомости” также сообщили о переходе прав на известную баварскую пивную марку Lowenbrau в России от голландской Heineken к российской “дочке” бельгийской пивоварни InBev. В начале ноября Heineken отдаст SUN Interbrew право на дистрибуцию этого пива в России, а с 1 марта 2006 года Heineken перестанет выпускать эту марку и ее производством займется SUN Interbrew. За это Heineken получит от “дочки” бельгийской пивоварни “денежное вознаграждение”.

Аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов оценивает размер вознаграждения в “несколько сотен” тысяч долларов. По его словам, в среднем на рынке лицензионные платежи составляют 3-5% от годовых продаж пива под этим брэндом. “Heineken довольно много потратила на покупку доли на рынке, и передача прав на марку Lowenbrau, несомненно, шаг назад”, – говорит Ибрагимов.

“Для SUN Interbrew это хорошее дополнение к портфелю брэндов, а для Heineken скорее потеря”, – считает коммерческий директор российской “дочки” SABMiller Игорь Тихонов. Он говорит, что Lowenbrau – устойчивая марка в России, но продается преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге”.

И, наконец, в преддверии Хэллоуина нельзя не сказать о новинках от Jones Soda. Американская компания выпустила газированные напитки с неожиданными вкусами, которые должны ассоциироваться у потребителей с разными ужасами. Среди названий газировки – “Гнилая клубника”, “Жуткие ягоды” и “Яблоко кармелитов”. Попробовавшие эти оригинальные изделия считают, что это весьма интересный рекламный ход. Однако в “Газете” статья об эксклюзивном предложении Jones Soda озаглавлена “Жуткая гадость”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ