Национальные особенности беленькой – предмет глобальной битвы водочных титанов. Как известно “Роспатент” в сентябре зарегистрировал наименование “Русская водка” в качестве общеизвестного товарного знака. Таким образом, “Союзплодоимпорт” стал владельцем знаменитого бренда, вызвав ожесточенное сопротивление группы SPI, которая пыталась опротестовать это решение. Сегодня популярность советскому брэнду “Русская” намерен вернуть “Кристалл-Гросс”. Как сообщают “Ведомости”, компания близка к заключению лицензионного договора на выпуск этой водки с ФКП “Союзплодоимпорт”.
Сроки контракта пока обсуждаются, но предполагается, что он будет подписан на 10 лет, говорит гендиректор “Кристалл-Гросса” Виктор Самойлов. По его словам, “Русская” будет перепозиционирована в среднем сегменте – ее цена составит около 95 руб., в котором доминируют “Гжелка” и “Флагман”. В продвижение брэнда этой водки “Кристалл-Гросс” собирается вложить в этом году $1,5-2 млн.
Однако конкуренты не так оптимистичны в оценках перспектив “Русской” водки. “Чтобы достичь заявленных объемов продаж, необходимо вложить в продвижение “Русской” около $10 млн.”, – считает президент ТПГ “Кристалл” (марка “Гжелка”) Сергей Зивенко. По его мнению, потребитель уже не так лоялен к “Русской”, “Столичной” или “Московской”. “Постсоветскими брэндами надо было заниматься в 1996 г., а сейчас социалистический шлейф только мешает продвижению этих марок”, – еще более категоричен вице-президент РВВК (марка “Флагман”) Герман Климовский. Тем не менее, Виктор Самойлов не сомневается в успехе “Русской”: “Потребитель не потерял лояльности к брэнду, он утратил доверие к качеству водки, которое мы ему вернем”.
Нужно отметить, что “Столичная” также будет подвергнута ребрендингу. Как пишут “Ведомости”, новым содержанием старую марку наполнит “Винэксим”, который за два года с нуля сделала водку “Путинка” одним из самых популярных водочных брэндов в России. Компания планирует вывести “Столичную” в премиальный сегмент и только на рекламу планирует тратить по $10 млн. в год.
“Винэксим” стал дистрибутором “Столичной” два месяца назад, после объединения с прежним дистрибутором этой марки, компанией “Алкомир”. Новый дилер уже начал рекламную кампанию “Столичной” со слоганом “Покорив весь мир, она вернулась домой”.
Нужно отметить, что конкуренты отнеслись к этому проекту не менее настороженно, чем к планам “Кристалл-Гросс” по продвижению “Русской”. Вице-президент РВВК Герман Климовский подчеркивает, что “Винэксим” не должен рассчитывать на быстрый успех. “Чтобы создать с нуля принципиально новую аудиторию брэнда, понадобится около четырех лет”, – утверждает Климовский. Директор по маркетингу группы “Русский алкоголь” Вадим Касьянов, однако считает ребрендинг “Столичной” спорным, но не бесперспективным проектом: “Это не умерший брэнд. Если он популярен в мире, почему бы ему не стать таким же и в России?”.
Однако самая ожесточенная борьба ведется вокруг наименования “Кристалл”. Как следует из публикации в журнале “Секрет фирмы”, московский завод “Кристалл” (МЗК) пытается заставить сменить название ульяновского предприятия, которое, как нетрудно догадаться, также носит название “Кристалл”. Деловой журнал отмечает, что МЗК не может простить бывшему партнеру, решение перенести производство водки на собственный завод в Ульяновске.
Гендиректор “Кристалл-Гросс” Виктор Самойлов к претензиям относится спокойно: “Наш знак мы зарегистрировали еще в начале 1990-х. А претензии по поводу имени ульяновского завода нужно предъявлять экс-владельцам, которые его так назвали. Эксклюзивности же в договоре не было, и мы прекратили работу с МЗК с согласия его прежнего руководства”.
Предметом судебного спора стал и коньячный бренд “Шустов”, вернее разные модификации его написания. Как пишет “Коммерсантъ”, российская группа предприятий ОСТ обратилась в патентное бюро США с официальным возражением на просьбу Одесского коньячного завода зарегистрировать товарный знак Shustoff. “Мы возражаем против регистрации украинского брэнда потому, что заявка на нее подана значительно позже регистрации нашего товарного знака, – заявила начальник отдела по связям с общественностью группы компаний ОСТ Юлия Исаева. – Оба слова – Shustoff и Shustov – являются разными вариантами написания русской фамилии Шустов, то есть тождественны и сходны, что является нарушением наших исключительных прав на территории США”.
По мнению обозревателей “Коммерсанта”, дело, которое будет рассматриваться в патентном ведомстве США, создаст прецедент. До сих пор ни одна частная российская потребительская компания не защищала свои права на торговые марки в США. “Союзплодоимпорт”, недавно пытался зарегистрировать торговую марку Russian Vodka. Однако возражение на подобную заявку сразу же подал концерн Allied Domecq, торгующий брэндом Stolychnaya Russian Vodka.
Национальные особенности оказывают существенное влияние и на развитие рынка вина. Одной из главных тенденций последнего времени стал геноцид молдавских вин. Прямого запрета на ввоз в Россию вина, произведенного в Молдавии, не существует. Однако спиртное из братской республики не может пересечь границу из-за отсутствия акцизных марок, которые таможенная служба России прекратила выдавать импортерам.
“Российская газета” попыталась разобраться в “не винном скандале”. Эксперты, опрошенные газетой, одной из версий считают политическую – якобы Кишинев “наказали” потому, что в последнее время молдавское руководство вновь ужесточило свою позицию по Приднестровью и поддержало проекты нефте- и газопроводов в обход России. Некоторые молдавские и восточноевропейские источники ссылаются на некий документ, якобы подготовленный в администрации президента РФ и предусматривающий резкое усиление давления на Молдавию из-за ее быстрого сближения с НАТО и США. Один из пунктов этого плана подразумевает “частичное блокирование экспорта молдавских товаров в Россию под видом “технических препятствий” в сфере таможенного оформления.
Сами таможенники эту версию категорически отвергают и ссылаются на “технические сбои” с выдачей марок. “Точного механизма действия новых правил еще нет, поскольку не приняты специальные постановления правительства, но таможня вынуждена заранее готовиться к изменениям”, – заявила руководитель пресс-службы ФТС Ирина Скибинская.
Муссируется и криминальная версия акцизного инцидента. На нее корреспондентам “РГ” намекнули в одной из российских винных компаний. Доступ молдавскому вину в Россию якобы перекрыли некие фирмы-импортеры, специализирующиеся на производстве и сбыте поддельных, “псевдомолдавских” вин. Эти компании подали заявку в ФТС на покупку 50-100 миллионов штук акцизных марок. Впрочем, таможенники эту информацию прокомментировать никак не смогли.
Однако Молдавские представители власти, опрошенные газетой “Труд”, опровергают слухи о дискриминации молдавских виноделов со стороны российских таможенников. “Все наши предприятия работают в обычном режиме, поставляя продукцию в соответствии с заключенными контрактами”, – заявил ведущий специалист по связям с общественностью департамента “Молдова-вин” Юрий Мудря. В Союзе импортеров вина Молдавии подчеркнули, что нововведения ФТС коснулись всех без исключения поставщиков вина, а потому нет никаких оснований говорить о том, что к Молдавии применены какие-либо санкции.
Непонимание возникло и в отношениях антимонопольного ведомства с российскими пивоварами. “Коммерсантъ” со ссылкой на “Интерфакс” пишет о решении ФАС удовлетворить просьбу Союза пивоваров и разъяснить ряд положений закона об ограничении рекламы пива. Дело в том, что участились случаи двоякого трактования и применения ряда положений закона “О рекламе”. Как сообщает ФАС, рекламой пива не являются сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные непосредственно на товаре, его этикетке, упаковке, на официальных бланках, в сети Интернет при указании доменного имени, на сувенирной продукции и на утвари, используемой при обслуживании в местах производства и продажи пива и на выставках.
Тем временем лидеры пивной индустрии, перекраивая российский рынок пива, играют мускулами, пытаясь сдержать аппетиты конкурентов. Джон Брок, главный исполнительный директор бельгийской пивоваренной компании InBev во время беседы с журналистами в главном офисе компании в Бельгии раскритиковал экспансию своего ближайшего преследователя на российском рынке – голландского концерна Heineken. “Heineken переплатил и купил не те брэнды”, – цитирует Брока агентство Bloomberg, на которое ссылается газета “Ведомости”. Подчеркивается, что за последние полтора года компания Heineken сделала рекордное количество приобретений в России, потратив около $1,2 млрд на скупку семи пивоваренных компаний. Это позволило компании вплотную приблизиться к SUN Interbrew – российской “дочке” InBev, занимающей 2-е место в стране после скандинавского холдинга BBH.
“Ведомости”, комментируя заявление Джона Брока, отмечают, что российский рынок пива – один из самых быстро растущих в мире, и крупнейшие пивоварни стремятся попасть на него, спасаясь от падения продаж в перенасыщенной Европе. “На этом фоне слова Брока выглядят как запоздалое оправдание перед акционерами за осторожность, – считают “Ведомости”. – Брок не скрывает, что InBev испытывает потребность в наращивании производственных мощностей в стране. В России остались две крупные независимые пивоварни – “Красный Восток” и “Очаково”. И InBev еще вполне себе может исправить ситуацию. Если, конечно, их вновь не опередят более шустрые коллеги”.
Как известно, компания InBev заплатила $201 млн. за пивоварню “Тинькофф”. Сегодня Олег Тиньков продает здания фирменных ресторанов в Москве, Самаре и Екатеринбурге. Как пишет “Коммерсантъ”, покупателем заведений стал фонд недвижимости “Коммерческая недвижимость”, находящийся под управлением УК “Тройка”. По договору с “Частными пивоварнями “Тинькофф”” рестораны будут сданы в долгосрочную аренду сроком до десяти лет. Общую сумму сделки эксперты оценивают в $10-12 млн. Вырученные средства Олег Тиньков планирует направить на “инвестиции в развитие бизнеса”.