Экспансия западных пивоваренных компаний выгодна как потребителям, так и государству

0:00
0

По мнению экспертов алкогольного рынка, новые правила регулирования производства и оборота спирта, вступающие в силу с 1 января 2006 года, могут на четверть сократить объем импорта, а мелкие магазины, торгующие спиртным в розницу, поставить на грань разорения. Во всяком случае, так считает “Время новостей”. Автор статьи “Государство лезет в бутылку” Ирина Склярова подчеркивает, что от нововведений пострадают не только игроки рынка, но и федеральный центр: по подсчетам Экспертного совета по вопросам применения средств таможенного регулирования во внешнеэкономической деятельности, выпадающие доходы по акцизам составят 2 млрд. рублей.

Президент СУАР Осман Парагульдов, как и многие другие эксперты, одобряет решение отменить аккредитацию поставщиков в розницу, однако подчеркивает, что позитивный эффект будет сведен на “нет” условием обязательной стопроцентной предоплаты поставок в розничную торговлю. По мнению Парагульдова, выполнение этого условия приведет к вымыванию качественной и дорогостоящей продукции, требующей значительных оборотных средств. “Это противоречит закрепленным в Конституции принципам свободы предпринимательства и рыночных отношений”, – заявляет президент СУАР.

Ирина Склярова полагает, что введение мер о предоплате и новой маркировке импорта будет отсрочено еще на год. По крайней мере, “алкогольному” сообществу удалось пролоббировать этот вопрос в правительстве, и в нынешнем варианте проекта “бюджет-2006”, внесенном в Думу, на будущий год сохраняется ныне действующий порядок. Теперь дело за депутатами, которые должны решить, насколько весомы аргументы импортеров.

Тем временем, ситуацию на внутреннем рынке определяет война за знаменитые советские алкогольные брэнды. На этот раз в центре внимания СМИ спор вокруг торговой марки “Кавказ”, который инициирует “Союзплодоимпорт”. В опубликованной в “Ведомостях” статье “Кавказ” монополизируют” сообщается, что “Союзплодоимпорт” обратился в Роспатент с заявлением на регистрацию товарных знаков портвейнов “Кавказ белый” и “Кавказ розовый”.

Представитель одной из юридических компаний высказал уверенность, что “Союзплодоимпорт” сумеет зарегистрировать “Кавказ”, несмотря на то, что по закону запрещено регистрировать в качестве товарных знаков географические названия. Патентный поверенный адвокатского бюро “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Лариса Лысенко уточняет, что можно зарегистрировать комбинированный товарный знак, который будет включать слово “Кавказ” как неохраняемый элемент.

Однако председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что сегодня “Кавказ” уже не так популярен: подавляющая часть рынка крепленых вин приходится на марки “777” и “4”, с спрос на портвейны падает – из-за удорожания акцизов на вина ностальгирующие любители портвейна все чаще предпочитают водку. По данным “Бизнес Аналитики”, портвейны “Кавказ” занимают 1,3 процента рынка крепленых вин в денежном выражении.

В случае, если “Союзплодоимпорт” зарегистрирует брэнд “Кавказ”, доля портвейна на рынке существенно сократится. Директор Дербентского завода игристых вин Магомед Садулаев заявил “Ведомостям”, что если ФКП начнет требовать с производителей алкоголя роялти, он прекратит выпуск “Кавказа”. “Эта марка не такая рентабельная, чтобы за нее воевать”, – соглашается со своим коллегой гендиректор краснодарской компании “Зоро” Алик Садеи.

“Бизнес”, в свою очередь, пишет о смене собственника предприятия “Новокубанское”. Контрольный пакет завода приобрела челябинская инвесткомпания “Милком-инвест”. Вице-президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Поповичев отмечает, что впервые на российском рынке был продан крупный производитель коньяка, до того российские коньячные производства только приватизировались. Директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко смог вспомнить только одну крупную сделку на уровне СНГ, когда в 1998 году Pernod Ricard купила Ереванский коньячный завод.

По словам пресс-секретаря “Милком-инвест” Екатерины Вардугиной, сделка была совершена в интересах третьих лиц. Назвать имя нового собственника Вардугина отказалась. Сумма сделки не разглашается, однако руководитель дирекции M&A ИК “Финам” Михаил Кузнецов оценивает ее в $10-12 млн. Директор по маркетингу дистрибуторской компании “Стимул-М” Дмитрий Староверов полагает, что новые владельцы приобрели “Новокубанское” для дальнейшей перепродажи.

На рынке пива становится доминирующей тенденцией покупка российских фирм западными корпорациями. Аналитик компании “Ренессанс-Капитал” Наталья Загвоздина, комментируя ситуацию для “Московских новостей” подчеркнула, что консолидация всегда приводит к благоприятным последствиям: “Со временем цены будут понижаться. Рынок пива в России растет медленно, меньше 4 процентов в год, и для больших игроков единственная возможность расти быстрее – приобретение новых мощностей. Так что ничего плохого ни для рынка, ни для потребителя в приобретении российских пивных заводов иностранцами нет”.

По мнению Загвоздиной, местные компании только проигрывают от того, что пытаются конкурировать с лидерами рынка: “Зачем изобретать велосипед, если можно продаться за большие деньги глобальному стратегическому инвестору, который знает, как это делать? Любому студенту-экономисту первого курса понятно, что лучше, к примеру, завод “Очаково” продать “Хайнекену” и получить наиболее высокую оценку этого бизнеса, чем самому пытаться с ним состязаться и терять на этом деньги. Потребителю от этого не будет ни холодно ни жарко. Собственно, он уже сделал свой выбор: он просто пьет меньше пива “Очаково”, поэтому там объем продаж падает”.

Это же мнение высказывается в статье Дарьи Мироновой “Хмельная глобализация”, также опубликованной в “Московских новостях”. Подчеркивается, что “Очаково” сегодня – единственная российская компания в пятерке лидеров рынка, однако в отличие от конкурентов ее доля на рынке постоянно сокращается. При этом позиция обозревателя газеты полностью совпадает с мнением президента “САН Интербрю” Джозефа Стреллы, который заявляет о преимуществах экспансии иностранных компаний. В то время как потребители пива имеют возможность выбора по доступной цене, государство получает акциз и НДС, пополняя казну.

В то же время “Ярпиво”, компания “второго эшелона”, укрепляет позиции на рынке. В статье Анастасии Романовской “После отстоя пены”, опубликованной в “Российской газете”, сообщается, что в первом полугодии объем продаж компании на 6 процентов превысил показатели прошлого года. Эксперты, привлеченные “Российской газетой” связывают успех “Ярпива” с грамотным управлением и введением новых технологий. Подчеркивается, что только в прошлом году общий объем инвестиций компании в модернизацию производства превысил 29 миллионов долларов.

В PR-статье также сообщается об акции “ПозиTVзация всей страны!”, которую компания “Ярпиво” проводится с июня в целях стимулирования продаж. “Сегодня целью ГК “Ярпиво” является не столько количественное, сколько качественное развитие”, – утверждает автор.

Однако “Балтике” в России становится тесно. “Ирландцам по шапке” – так “Известия” озаглавили статью, посвященную началу прямых поставок в Ирландию продукции пивоваренной компании. Аналитики, опрошенный газетой “Известия” сходятся во мнении, что шансы питерской компании в стране “Гиннеса” достаточно велики, так как ирландцы пьют российское пиво уже с августа 2003 года. А местная компания EUROBEERS LTD, официальный импортер “балтийцев”, сегодня ежегодно продает около 13 000 литров российского пенного напитка.

В имиджевой статье подчеркивается, что в последние годы экспортная деятельность компании с берегов Невы все больше привлекает внимание экспертов. Более того, “Балтика” уже четвертый год подряд признается Минэкономразвития лучшим российским экспортером, как в своей отрасли, так и в масштабах всей внешнеэкономической деятельности государства.

В то же время дела пивоваренной компании “Бавария” далеко не так успешны, что следует из статьи Марии Соловиченко “Смерть “Баварии”, опубликованной в “Газете”. “Бавария”, утверждает автор, не смогла развивать пивной бизнес в условиях жесткой конкуренции со стороны крупнейших транснациональных пивоваренных компаний и готовится к перепрофилированию.

“После 2000 года конкурировать с пришедшими на пивной рынок транснационалами стало невозможно, – говорит бывший совладелец и президент пивзавода “Степан Разин”, вошедшего в структуру пивоварен Heineken, Гия Гвичия. – Все пивные заводы в Питере оказались под контролем крупных компаний, потому что им оказалось не под силу конкурировать по ценам на сырье. Ведь крупные компании могут покупать сырье сразу на несколько заводов, а чем выше объем закупок, тем дешевле сырье. Такая же ситуация с рекламой”.

Однако новые традиции потребления пива идут с Востока. Как сообщает “Компания”, японская пивоваренная компания Tomomasu выпустила на рынок первое в мире пиво для детей. Этот безалкогольный напиток внешне очень похож на традиционное японское светлое пиво, сделан на основе гуараны и содержит специальные добавки, придающие его вкусу почти настоящую “пивную горчинку” и поддерживающие почти настоящую “пивную пену”. Первоначально рецепт был разработан владельцем небольшого ресторанчика Юичи Асаба, который несколько лет без особого успеха продавал приготовленный на его основе напиток. Лишь два года назад бизнесмену пришла в голову идея переименовать продукт в детское пиво (Kidsbeer), которое сразу же стало пользоваться огромным успехом.

Об интересе к детскому пиву российских производителей пресса умалчивает.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ